gototopgototop

Интерактивные технологии как средство повышения качества образования

Демюнюкова Анастасия Александровна – студент магистратуры факультета Искусств, социальных и гуманитарных наук Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.

Аннотация: Чтобы система образования отвечала всем требованиям современного общества, необходимо использовать новые технологии, такие как интерактивные методы обучения. Внедрение интерактивных технологий обладает целым рядом преимуществ, которые подробно описаны в статье.

Ключевые слова: Методы обучения, интерактивные технологии, качество образования, цели обучения, мультимедийное оборудование.

Улучшение качества школьного образования является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных задач как для России, так и для всего мира. Ее решение заключается в модернизации системы образования и, в первую очередь, во внедрении новых педагогических технологий.

На сегодняшний день существует множество различных форм, методов и приемов обучения, но ученые-методисты постоянно ищут новые, более эффективные методы, которые соответствовали бы современным требованиям. Сегодня школьное обучение направлено не на передачу знаний, а на развитие потенциала личности учащихся. Особое внимание уделяется формам занятий, которые способствуют укреплению интереса к предмету и обеспечивают активность учеников на уроке. Данные тенденции объясняют популярность использования интерактивных методов в современной школе.

Многие педагоги считают, что по сравнению с другими методиками обучения, интерактивные технологии способствуют интеллектуальному развитию ребенка, так как их использование в образовательном процессе помогает развитию творческих способностей учащихся, активизирует умственные способности и стимулирует познавательный интерес.

Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact», что означает «взаимодействовать». Следовательно, интерактивное обучение, прежде всего, подразумевает взаимодействие учащихся друг с другом, что открывает новые возможности для воспитания и развития детей. Таким образом, интерактивные технологии отвечают сразу трем видам целей современного образования: воспитательной, развивающей и образовательной.

Внедрение интерактивных технологий в обучении обладает целым рядом преимуществ. Прежде всего, происходит повышение качества обучающего материала, поскольку интерактивные технологии подразумевают использование различных наглядных средств обучения: презентаций, графиков, картинок, схем, для более эффективного усвоения изучаемой темы. Кроме того, интерактивные технологии поддерживают интерес учащихся к предмету, так как в процессе обучения все дети принимают активное участие, а использование наглядности при подаче материала облегчает весь обучающий процесс и способствует вовлечению в обсуждение.

При использовании интерактивных технологий в образовательном процессе меняются роли учителя и обучающегося. На первое место выходит активность учеников, а инициативность учителя при этом значительно снижается. Доверительные отношения между учителем и учащимися крайне важны, так как именно они способствуют повышению мотивации обучающихся и лучшему усвоению знаний. Теперь главная цель учителя – организация и создание подходящих условий для самостоятельной образовательной деятельности учащихся. Именно самостоятельность помогает учащимся ощущать себя полноправными членами образовательного процесса, и воспитание самостоятельности становится одной из важных целей образовательного процесса.

Кроме того, интерактивные технологии школьного обучения помогают новым учащимся адаптироваться в коллективе, способствуют развитию коммуникативных навыков. Таким образом, что касается развивающих целей обучения, интерактивные методы помогают многим детям развить свой собственный потенциал и позволяют выйти на совершенно новый уровень развития.

Многие педагоги также отмечают, что особую ценность интерактивные методы обучения представляют для достижения образовательной цели обучения, так как позволяют представить новый материал в логичной и четко структурированной форме, что на практике способствует лучшему освоению учебного материала обучающимися и позволяет качественно и грамотно преподнести подготовленную тему.

Отличительной чертой интерактивных технологий является внедрение инновационных инструментов. Именно использование современного оборудования позволяет разнообразить способы подачи нового материала, например, сделать возможным просмотр на уроках ярких презентаций, видео- и фотоматериалов. Без наглядного материала достаточно сложно добиться высоких результатов в обучении и сохранять концентрацию и интерес учащихся, например, на уроках иностранного языка стали пользоваться популярностью видеоматериалы на изучаемом языке, так как они помогают учащимся самим оценить свой уровень владения языком, позволяют узнать, смогут ли они в реальной ситуации понять речь на иностранном языке. На уроках химии интерес детей всегда приковывали химические опыты, но далеко не все реакции можно провести в школьном классе, однако можно показать эти опыты на видео.

Современное интерактивное мультимедийное оборудование является важным инструментом для образовательных учреждений. На каждом устройстве устанавливается свое специальное программное обеспечение для проведения занятий. Оно может быть подобрано в самых разнообразных комплектациях в зависимости от потребностей образовательного учреждения, конкретного кабинета и преподаваемого предмета.

Наиболее популярны сейчас сенсорные доски или столы, которые представляют собой уникальные устройства с компьютером или экраном. Они позволяют выводить на экран различные схемы, изображения, карты для наиболее эффективной и увлекательной подачи материала.

Возможно оборудовать целые сенсорные комнаты – это специально обустроенные помещения, которые помогают развить творческие способности, мелкую моторику рук ребенка и минимизируют гиперактивность. Они наиболее полезны для младших школьников и значительно повышают жизненную активность и мотивацию учащихся ко всем видам деятельности.

В некоторых образовательных учреждениях размещают целые интерактивные игровые комплексы, т.е. специализированное оборудование, которое помогает учащимся получить практические навыки работы с информацией, а также способствует быстрому освоению компьютерной техники в игровой форме.

Получают распространение и интерактивные стойки, которые так же, как и сенсорные доски, успешно используются для показа различных презентаций и видеороликов.

Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение повышенных требований, предъявляемых к современной российской образовательной системе, невозможно без внедрения интерактивных технологий. Подобные инновационные методы должны стать основой действующей учебной программы во многих образовательных учреждениях.

Список литературы

  1. Абрамов А.М., Грабиленков М.В. Российское образование в XXI веке: новые рубежи/А.М. Абрамов. М., 2001. – с. 103.
  2. Епишева О. Основные параметры технологии обучения// «Школьные технологии» № 4 2004. – с. 134.
  3. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» /Т.А. Мясоед. М., 2004. – с. 67.
  4. Подласый И.П. Где помогут технологии? «Школьные технологии» № 3 2003. – с. 30.
  5. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы»/ Н. Суворова. М., 2005. – с. 168.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк