gototopgototop

Сущность финансового менеджмента предприятия

Урсан Рита Юрьевна – старший преподаватель кафедры Менеджмента, учета и финансов Минского филиала Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

Аннотация: В статье рассмотрена сущность финансового анализа, рассмотрена сущность финансового менеджмента предприятия, его цель и задачи.

Ключевые слова: Финансовый анализ, финансовый менеджмент, финансовый результат, активы, затраты, прибыль.

Любой анализ предполагает первоначальное знание хотя бы общих причинно-следственных связей анализируемого объекта. В данном случае объектом анализа является предприятие как сложнейшая социально-экономическая система, характеризуемая через финансовые показатели. Взаимосвязи в этой системе по своей насыщенности и объему огромны, цепочки экономических зависимостей разнообразны. Существует набор как жестко взаимоувязанных показателей, так и величин, характеризующих анализируемый объект с вероятностной точки зрения.

Финансовый анализ предприятия никогда не может быть абсолютно полным и законченным уже в силу огромного количества комбинаций экономических показателей. Анализ такой информационной системы, как предприятие, требует наличия не только определенного уровня образования, но и практического опыта работы.

Существуют различные методики финансового анализа: оценка платежеспособности предприятия, анализ движения денег по счетам, инвестиций, фондовых операций и т.д. В наибольшей степени методами финансового анализа владеют работники кредитных служб банков, лизинговых и страховых компаний. Это связано с необходимостью минимизации указанными учреждениями финансовых рисков при выдаче кредитов и гарантий. К сожалению, как показывает практика, финансовые работники предприятий недостаточно освоили современные методы финансового анализа и менеджмента. Это ведет к потерям материальных, денежных и иных ресурсов предприятия. Не соответствуют требованиям времени и применяемые методы финансового анализа, они:

  • не учитывают влияние во времени факторов инфляции и девальвации, которые в условиях перехода национальной экономики на рыночные отношения оказывают определяющее влияние на финансы предприятия;
  • не всегда позволяют увязать существующую информационную основу анализа (бухгалтерский, статистический, оперативный учет) с его показателями, которые зачастую без учета реальности берутся из методик анализа по образцу стран с развитой рыночной экономикой (хотя информационная база, методы учета, традиции, уровень и направленность подготовки специалистов и, самое главное, правовая среда ведения бизнеса в западных странах существенно отличаются от наших);
  • не обеспечивают взаимосвязь финансового анализа с другими видами анализа предприятия;
  • не являются должной основой для антикризисного управления предприятием;
  • слабо отражают вопросы финансового экспресс-анализа деятельности фирмы.

Следует отметить, что финансовый анализ – это более узкое понятие в сравнении с финансовым менеджментом. Он является составной частью последнего [1, с. 146].

Финансовый менеджмент можно определить как процесс формирования на плановой основе решений, направленных на максимизацию благосостояния собственников. Важным является определение целей финансового менеджмента. В условиях развитых рыночных отношений, когда все рынки синхронно и во взаимосвязи работают на повышение эффективности и удовлетворение общественных потребностей, а основной юридической оболочкой осуществления производственного процесса является негосударственная форма собственности, цель финансового менеджмента – максимизация акционерной собственности, или повышение курсовой стоимости акций. Эта цель выражает как текущие задачи акционеров по получению прибыли, так и доходность в долгосрочной перспективе через инвестиции. В условиях неразвитости рыночных отношений, преобладания государственной формы собственности отсутствует и четко выраженная цель максимизации благосостояния собственников. Иными словами, нет простого и надежного механизма увязки текущих целей личного потребления и перспективных целей общественного развития. Поэтому вышеназванная цель финансового менеджмента заменяется более простой целью – максимизацией прибыли. Такая постановка цели, несомненно, позволяет более четко выразить зависимость между финансовыми решениями и прибылью, чем между финансовым менеджментом и акционерной собственностью. В последнем случае окончательная оценка дается через фондовый рынок. В то же время, наряду с краткосрочной направленностью, цель максимизации прибыли имеет и другие существенные недостатки: не учитывает поступление доходов из различных источников, риски и неопределенность. В конкретном случае максимальная прибыль может совсем не значить, что решение принято оптимально. Финансы всегда соизмеряют две величины – доходность и риски. Только в их взаимосвязи определяется истинная ценность принимаемого варианта решения. Риски, в первую очередь, учитываются при принятии решений, связанных с капиталовложениями. Для этого используется система финансовых показателей, которые будут рассмотрены ниже.

В финансовом менеджменте можно выделить три взаимоувязанных между собой функциональных блока – анализ, планирование и управление (или регулирование). В блоке планирования можно выделить три направления – перспективное, текущее, оперативное планирование. Блок анализа выражается оперативным, развернутым (комплексным), текущим анализом. Блок управления предполагает принятие простых альтернативных и сложных решений.

Общая цель финансового менеджмента для работников и подразделений предприятия разбивается на конкретные цели, которые зачастую могут вступать в противоречие с главной целью. Это могут быть: поведенческие цели, в частности, желание сделать карьеру; максимизация биржевого курса конкретного вида акций на определенный период; максимизация прибыли определенной структуры предприятия; максимизация управленческого дохода и т.д. Поэтому наряду с финансовым менеджментом должен присутствовать административный и финансовый контроль, т.к. влияние квалифицированного финансового менеджера на результаты работы предприятия может быть огромно.

Для финансового анализа отчетов важным является знание источников финансовых ресурсов предприятия. Под финансовыми ресурсами предприятия понимается совокупность денежных средств целевого использования, которая обладает возможностью их мобилизации и иммобилизации. Источниками финансовых ресурсов являются все денежные доходы и поступления, которыми располагает предприятие в определенный период или на определенную дату и которые направляются на осуществление денежных расчетов и отчислений, необходимых для производственного и социального развития. Такими расчетами и отчислениями являются инвестиции (прямые, портфельные, в нематериальные активы и т.д.), авансирования в текущие затраты (в основном в себестоимость), расходы и отчисления на социальные нужды и в бюджеты различных уровней.

Анализ отчетов предприятия является основным видом анализа и позволяет оценить уровень развития бизнеса, его сильные и слабые стороны, изменение показателей во времени. Кредиторов при анализе интересует в первую очередь способность предприятия оплачивать долговые обязательства. Инвесторы интересуются текущим и будущим соотношением уровня доходов и рисков. Руководство компании заинтересовано как в платежеспособности предприятия, так и в максимальных доходах при минимальных рисках [2, с. 60].

Список литературы

  1. Никулина, Л.В., Галушкина, И.В., Дегтярев, В.И., Мартель, Э.А. Факторы, влияющие на финансовое состояние предприятия // Волжский политехнический институт (филиал) ВолгГТУ, г. Вожский Волгоградской области. -2017.-С.143-146.
  2. Урсан Р.Ю., Жарносек С.Н., Неправский А.А. Прикладные аспекты финансового анализа деятельности организации в условиях инновационной экономики // Материалы IX международной научно-практической конференции: Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития общества. Минский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. – 2016. С.59-60.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк