Комплексная модель психопрофилактики радикалистских настроений студенческой молодежи

Ларионова Анастасия Вячеславовна – кандидат психологических наук, доцент Национального исследовательского Томского государственного университета.

Мещерякова Эмма Ивановна – доктор психологических наук, профессор Национального исследовательского Томского государственного университета.

Горчакова Олеся Юрьевна – старший преподаватель Национального исследовательского Томского государственного университета.

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ, проект № 18-013-01116 А.

Аннотация: В статье обосновывается комплексная программа профилактики радикалистских настроений молодежи, направленная на предотвращения формирования экстремистской направленности личности. Программа состоит из шести блоков, в которой психологический блок концентрирует сосредоточенность всех программ на Я-концепции» личности как ядерном звене всех последующих интеракций.

Ключевые слова: Экстремизм, молодежь, радикалистские настроения, психопрофилактика.

Особенностью современного этапа цивилизационного развития является стремительное усиление неопределенности, хаотизация социальной реальности, возрастающая нестабильность и неустойчивость функционирования всех социальных систем. В этой ситуации изменяется содержание качества жизни, а также параллельно изменяется роль экстремизма как фактора нестабильности всех социальных систем и радикализации молодежи. В этой среде под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов, наиболее подверженных разрушительному влиянию, достаточно легко е формируются радикальные взгляды и убеждения [1].

На данном этапе изучения феномена экстремизма он представлен широким спектром эмпирически фиксируемых событий и процессов, при этом неизбежно допускается произвольность и определенный субъективизм в определении объема данного явления и его сущностных характеристик. Теоретический анализ феномена экстремизма как научной категории позволяет сделать вывод, что сущностью экстремизма является осознанная деятельность, направленная на приближение результата крайними средствами, отличающимися от установленных норм и правил.

В генезисе экстремизма одно из важных мест занимает личность экстремиста. Сложное сочетание индивидуальных, личностных и социально-психологических свойств экстремиста позволяет говорить о существовании экстремистской направленности личности. Экстремистская направленность личности представляется как совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений экстремистского содержания, как некое интегративное свойство личности, обусловливающее экстремистское поведение человека, его самоосуществление и самореализацию в экстремистской деятельности [2].

С целью изучения особенностей проявления экстремистских настроений в молодежной среде нами была проведена серия исследований в период с 2014 по 2018 гг. В результате первой серии исследования в 2014-2016 гг. были выделены и изучены основные структурные компоненты экстремистской направленности личности и ее потенциальных проявлений (когнитивные, эмоциональные и ценностно-мотивационные). В качестве основных характеристик потенциальной экстремистской направленности личности (латентная форма экстремизма) были выделены смыслы и ценности экстремистской деятельности, мотивы вероятностного личного участия в ней, описаны националистические настроения, групповые ценности и дефицит ресурсов самореализации. Это позволило обозначить значимые характеристики для прогноза формирования экстремистской направленности личности. По результатам исследования к ним были отнесены: лояльное отношение к экстремизму, романтические смыслы экстремистской деятельности, националистические установки, отвержение общественных ценностей (либо неспособность приобщиться к ним) и поиск новых, неорганизованная мотивационная активность, неудовлетворенная потребность в самоосуществлении и самореализации при дефиците необходимых личностных ресурсов.

Следующая серия исследований была проведена в 2018 г., целью которой являлось изучение особенностей восприятия и понимания молодежью феномена экстремизма. В результате был обоснован междисциплинарный подход к правосознанию как одному из факторов формирования экстремистской направленности молодежи [3]; изучены структурно-содержательные характеристики концепта молодежного экстремизма, отраженные на русскоязычных Интернет-ресурсах; выявлены особенности понимания экстремизма молодежью в зависимости от пола, возраста, состава семьи, профессии, доверия к людям и обществу, смысложизненных ориентаций и удовлетворенности жизнью.

Полученные исследовательские данные позволяют изучить экстремизм как многоуровневый и многокомпонентный системный феномен, интегрирующий совокупность различных особенностей (внешних и внутренних), обусловливающих сложность организации и реализации его профилактики. Поэтому профилактика экстремистских настроений в молодежной среде должна базироваться на принципах системного подхода и включать многоэтапную стратегию профилактической работы с разными группами населения (молодежи).

К основным направлениям профилактики отнесены:

1. Административно-управленческой блок – формирование необходимых компетенций работников в сфере образования, культуры, правоохранения, молодежной политики и т.д. по противодействию распространения экстремистских настроений в молодежной среде; организация межведомственного взаимодействия, разработка системы мер противодействию экстремизма.

2. Социально-правовой блок – разработка стратегий гражданской молодежной политики, направленной на развитие молодежи; повышение уровня правовой культуры молодежи, развитие ее правового самосознания (самоуправления, противостояния внешнему давлению, способности к успешной социально-экономической адаптации).

3. Информационной блок – создание безопасной информационной среды; формирование умения критически оценивать информацию, пропагандирующую экстремистскую идеологию и ценности.

4. Социальный блок – создание системы альтернативных площадок для реализации потенциала молодежи и включение ее в социально одобряемые виды деятельности, групповая переинтерпретация всех отражаемых и обсуждаемых событий в обществе.

5. Педагогический блок – формирование новых адаптивных представлений, воспитание и развитие ценностных ориентаций молодежи; уважительное отношение к разным этнокультурам и религиям, в том числе, к собственному народу и государству, образовательные циклы по конформному и толерантному поведению, развитию ассертивности и позитивных элементов стиля жизни.

6. Психологический блок – концентрация и сосредоточенность всех программ на Я-концепции» личности как ядерном звене всех последующих интеракций, формирование направленности личности (нравственной, политической, профессиональной, творческой, спортивной и т.д.), личностного потенциала молодежи, ресурсов личности, позволяющих самореализоваться им в жизнедеятельности.

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ, проект № 18-013-01116 А.

Список литературы

  1. Экстремизм как цивилизационный вызов: коллективная монография/ науч. ред. д-р филос. наук, профессор В. Ш. Сабиров; Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т (Сибстрин). – Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2012. – 419 с.
  2. Ларионова А.В. Э.И. Мещерякова Экстремистская направленность личности: теоретические и практические проблемы исследования // Психолог. 2016. № 4. С.140-153.
  3. Мещерякова Э.И., Ларионова А.В., Карелин Д.В., Козлова Н.В. Экстремистская направленность личности в юридическом и психологическом знании //Психология и право. 2018. Т. 8, № 3. С. 123-134.

Интересная статья? Поделись ей с другими: