Влияние типов семейного воспитания на тревожность подростков

Фёдорова Светлана Владимировна – старший преподаватель кафедры Психологии и социальных наук Института психологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова.

Мордовская Надежда Юрьевна – студентка Института психологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова.

Аннотация: В этой статье рассматривается влияние типов семейного воспитания на тревожность подростков. Цель данной работы - исследование влияния стилей семейного воспитания на тревожность подростков. Выводом данного исследования является: чем авторитарнее тип воспитания у родителей, тем выше уровень тревожности подростков.

Ключевые слова: Влияние семейного воспитания, тревожность подростков, классификация отклоняющегося поведения, психологические механизмы социализации, тревожность.

Семья является первым и наиболее важным фактором личностного, интеллектуального, духовного развития человека.

Для ребенка семья это ближайший круг общения, в котором формируются психика и его отношение к миру. Влияние родителей на детей без сомнения и многопланово, особенно в подростковом возрасте. И поэтому семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, семья является важнейшим условием его развития и становления.

Также именно в семье ребенок осваивает практически все виды общественной деятельности, такие как общение, труд, учение и пр.

Семья – это сложное социальное образование, сущностью которой является система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, члены которой связаны отношениями брачными или родственными и взаимной моральной ответственности, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностями общества.

Воспитание – это процесс целенаправленного воздействия на человека с целью формирования у него определенных качеств, моральных ценностей, знаний, подготовка к жизни.

В семье действуют психологические механизмы социализации, обеспечивающие содержание и характер столь значимого влияния семьи на ребенка:

Подкрепление. Родители определенным образом реагируют на поведение ребенка: одобряют, поощряют или наказывают его за нарушение каких- то правил. Тем самым у ребенка складываются первые знания о том, что хорошо и что плохо, т.е. определенные нормы поведения.

Идентификация. Дети подражают своим родителям, сознательно или несознательно ориентируются на их пример. Таким образом, у ребенка появляются содержательные представления о социальных ролях и образцы поведения.

Семейное воспитание – это воздействие с целью формирования у ребенка определенных качеств и умений.

Одно из направлений в описании типологии семейного воспитания — изучение воспитательских родительских установок и позиций. Были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции. Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности .

Основные стили воспитания

-Авторитарный стиль – все решения принимают родители, потому что считают, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Родители, таким образом, ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, запретами и физическими наказаниями.

-Демократический стиль - родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

-Индифферентный стиль – у ребенка, отсутствуют какие – либо ограничения, правила, нередко наблюдается безразличие со стороны родителей к свои детям, низкий уровень общения. Такие родители удовлетворяют основные потребности ребенка, но далеки от его жизни.

-Либеральный или попустительский стиль – ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

Современным родителям важно обладать способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания.

По мнению А.М. Прихожан «тревожность» - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента .

С.С. Степанова, «Тревожность - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи".

К. Роджерс, «Если человек чувствует, что его поведение не соответствует с социальными нормами среды, у него формирутся треввожность».

В.С. Мерлин определяет тревожность как высокую эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. По определению Л.Я.Гозмана, тревожность - это комплекс отрицательных эмоций: страха, гнева и печали.

Выделяют два вида тревожности:

  1. Ситуативная тревожность, она зависит от конкретной ситуации, которая объективно вызывает беспокойство. Возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных трудностей. Это состояние также играет положительную роль, выступая в качестве мобилизующего механизма, позволяет человеку ответственно подходить к решению проблемы.
  2. Личностная тревожность, может рассматриваться как личностная черта. Проявляется в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях. Характеризуется состоянием безотчетного чувства страха, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.

А.М. Прихожан, на основе ситуаций выделяет такие виды тревожности:

  • с процессом обучения – учебная тревожность;
  • с представлениями о себе – самооценочная тревожность;
  • с общением – межличностная тревожность.

Состояние тревожности это следствие подросткового кризиса, который протекает, по-разному и дезорганизует личность подростка, влияет на все стороны его жизни. Эти кризисы могут стать причиной разных форм отклоняющегося поведения и личностных нарушений, в том числе и тревожности.

Выделяют 2 фазы юношеского периода: позитивную и негативную. Характерными чертами выступают: тревожность, раздражительность, агрессивность, бесцельный бунт, стремление к самосостоятельности, не подкрепляемой соответствующими физическими и психическими возможностями.

После анализа научной литературы можно сделать выводы:

У ребенка, прежде всего психика и его отношение к миру, берет начало в семье.

Неправильное воспитание может привести к возникновению тревожности, т.е. неправильное воспитание это следствие нарушения в воспитании.В зависимости от того, какие методы воспитания преобладают у родителей, складываются взаимоотношения взрослых и детей, выстраивается стиль воспитания. Причины подростковой тревожности различны: это могут быть изменения организма, социальная реакция на изменение их физического облика, отношения между родителями и ребенком, и другие.

Список литературы

  1. Малкина – Пых И.Г. Семейная терапия Изд-во Экспо, 2005. – 992с.
  2. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: 1997.
  3. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М. – СПб.: Фолиум, 1996. –с.
  4. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] / А.И. Захаров. - СПБ: Союз,. 2000.

Интересная статья? Поделись ей с другими: