Анализ возникновения конфликтных ситуаций в студенческой среде

Катькина Анна Николаевна – младший научный сотрудник кафедры ЮНЕСКО Управления качеством образования в интересах устойчивого развития Санкт-Петербургского университета Петра Великого.

Шпакович Наталья Михайловна – младший научный сотрудник кафедры ЮНЕСКО Управления качеством образования в интересах устойчивого развития Санкт-Петербургского университета Петра Великого.

Аннотация: Конфликтные ситуации в студенческой среде возникают достаточно часто, но последнее время университеты уделяют этому фактору студенческой жизни , межличностным отношениям студентов, а также микроклимату в университете пристальное внимание. Социальную напряженность в студенческой среде можно рассматривать в качестве междисциплинарной проблемы, вызванной эмоциональным состоянием студенческого социума, обусловленная возникновением различных факторов, способствующих неудовлетворенностью человека, разногласие взглядов, ценностей, мировоззрения, интересов, а также проявление тревожных состояний, кризисных ситуаций, напряженности могут способствовать проявлению признаков беспокойства и тревожности, депрессии, приводящих к конфликтным ситуациям. Сложность обнаружения и разрешения конфликта заключается в сложности его идентификации как таковой. Молодые люди втянутые в конфликтную ситуацию зачастую не могут объективно оценить первопричину конфликта, а также внятно сформулировать мотив конфликта. В ходе проведенного анализа можно констатировать, что конфликтные ситуации в студенческой среде относятся к особому виду социального межличностного взаимодействия. Подобный процесс можно рассматривать как способ разрешения

Ключевые слова: Конфликтная ситуация, студенты, студенческая среда, социальная группа, социальная напряженность.

Студенты являются социальной группой, значимость которой определяется не только числом, но также квалификацией, перспективами, будущим студентов как специалистов. Студенческий статус является временным, а проблемы студенчества определяются характером общественного строя, культурных и религиозных особенностей страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.

Достаточно большой процент студентов после поступления в университет осознают, что в силу своего возраста и отсутствия понимания о дальнейшей профессиональной деятельности сделали неверный выбор и выбрали направление, которое им совсем не по душе. Многие студенты приезжающие из других городов сталкиваются с еще одной проблемой – проблемой адаптации в студенческом коллективе, проживающим в одном общежитии.

В «Большом психологическом словаре» адаптация определяется как приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям, которое рассматри вается в двух аспектах — биологическом и психологическом. Биологический аспект является общим для человека и животных и подразумевает приспособление к условиям природной внешней среды. Что касается психологического аспекта, он свойственен только человеку и понимается как приспособление человека, или правильнее сказать личности,

к существованию в обществе с учетом требований общества и собственных потребностей и интересов [1]. В данной работе будет рассмотрен психологический аспект, а именно адаптацию студентов к жизни в общежитии, к новой жизненной среде. Это длительный процесс, зависящий от достаточно большого количества факторов. С точки зрения психологии при попадании в новую для себя среду человеку свойственно отождествлять себя с группой, в которой он находится. Психологи используют для этого специальный термин «дисциплина группы», означающий подсознательное или же осознанное следование той манере поведение, которая принята в той или иной социальной среде. В противном случае, человек рискует быть изолирован от социума, вследствие его поведения, расцениваемое той или иной группой в качестве девиантного.

Социальную напряженность в студенческой среде можно рассматривать в качестве междисциплинарной проблемы, вызванной эмоциональным состоянием студенческого социума, обусловленная возникновением различных факторов, способствующих неудовлетворенностью человека, разногласие взглядов, ценностей, мировоззрения, интересов, а также проявление тревожных состояний, кризисных ситуаций, напряженности могут способствовать проявлению признаков беспокойства и тревожности, депрессии, приводящих к конфликтным ситуациям.

Социальная напряженность у студентов является начальной стадией открытого конфликта, которая же, однако, является начальной диагностируемой стадией конфликтной ситуации. Критериями зарождения конфликта и напряженности в студенческом социуме могут возникать как неудовлетворенность студентами различными факторами жизнедеятельности, так и факторы неудовлетворенности, связанные непосредственно с обучением в выбранном высшем учебном заведении. При исследовании конфликтологами ситуаций такого рода особую роль имеет связь объективных факторов неудовлетворенности с психоэмоциональными факторами.

Исследованием конфликтов в современной психологии занимается раздел социальной психологии, который имеет много общего с исследованием конфликтов и социальной напряженности и в других науках.

Социальные психологи выделяют четыре основополагающие состояния:

  1. Социально-психологическое противоречие.
  2. Социально-психологическая напряжённость группы.
  3. Психологическая готовность индивидуального или группового субъекта к конфликтному поведению.
  4. Собственное конфликтное поведение.

Любая социальная напряженность является результатом совокупного воздействия на социальную группу причин. Так как анализ первопричин возникновения социальной напряженности крайне сложен, необходим ситуационный подход. Важно уметь различать общие и локальные факторы, выявлять позиции различных социальных групп, оценивать общественное мнение, выявлять причины, предпосылки и события, усиливающие напряжённость с тем, чтобы найти возможные пути и методы их устранения. Как правило конфликтная ситуация никогда не является абстрактной, что тоже очень важно анализировать при попытке установить первопричину возникновения напряженности.

В образовательной среде избежать конфликтов как минимум сложно, так как студенты отличаются друг от друга социальным статусом, ролями в обществе и функциями.

Благоприятный микроклимат в университете напрямую зависит от скорости обнаружения назревающего конфликта и скорости его решения.

Сложность обнаружения и разрешения конфликта заключается в сложности его идентификации как таковой. Молодые люди втянутые в конфликтную ситуацию зачастую не могут объективно оценить первопричину конфликта, а также внятно сформулировать мотив конфликта. При несовпадении точек зрения участники конфликта начинают отстаивать свое мнение любыми возможными способами, и под влиянием эмоций в состоянии переходить в общении на грубость и бестактность, что провоцирует конфликт еще больше.

На этот счет было проведено исследование в рамках которого было необходимо выяснить, в состоянии ли студенты объективно сформулировать причины возникновения конфликта. Четкая формулировка является важным фактором в инициализации конфликтных ситуаций, поскольку именно она может помочь избежать недопонимания между конфликтующими.

В ходе проведенного анализа можно констатировать, что конфликтные ситуации в студенческой среде относятся к особому виду социального межличностного взаимодействия. Подобный процесс можно рассматривать как способ разрешения противоречий, возникающих в образовательном процессе. Данная форма социальных взаимодействий характеризуется разным восприятием ценностных ориентиров участников конфликта, что можно контролировать и предотвращать на ранних стадиях во избежание нарушения микроклимата в образовательном учреждении.

Список источников

  1. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь - электронная библиотека психологии.
  2. Дурсунова А.И., Холуева К.А. Изучение особенностей проявления страхов у студентов /Современные наукоемкие технологии. – 2013. - No 7. – С. 205.
  3. Ульянова И. А. Некоторые аспекты измерения социальной напряжённости / И. А. Ульянова, А. С. Мещеряков // Проблема профессионального образования молодёжи: Межрегион. сб. науч. тр. - Пенза, 2003. - Ч. 4. - 0,5 п. л.
  4. Кагермазова Л.Ц. Социальная психология: электронный учебник : Нальчик 2009 г. – 276 стр.
  5. Григоренко Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы // Проблемы развития территории. – 2009. – No 2. – С. 98-105.

Интересная статья? Поделись ей с другими: