Исследование воспитательный работы в вузе, как формы самореализации и социализации студентов

Пашоликов Максим Александрович – старший научный сотрудник кафедры ЮНЕСКО Управления качеством образования в интересах устойчивого развития Санкт-Петербургского университета Петра Великого.

Шпакович Наталья Михайловна – младший научный сотрудник кафедры ЮНЕСКО Управления качеством образования в интересах устойчивого развития Санкт-Петербургского университета Петра Великого.

Аннотация: Тема исследования обусловлена необходимостью изучения современного состояния воспитательной работы, выявления ключевых направлений работы и представления студенческой молодежи о представлении студенчества содержания воспитательной работы. В ходе статьи представлены возможные варианты решения проблем, которые были выявлены на основании данных, полученных в ходе опроса.

Ключевые слова: Исследование, самореализация, данные, выводы, предложения.

Воспитательная работа в вузе способствует самореализации творческого потенциала студентов и их социализации. Студенческое самоуправление является перспективным направлением воспитательной работы в вузе и останется таковым через 20 лет, в свою очередь деятельность органа студенческого самоуправления способствует воспитательной работе в вузе.

В 2017 году в г. Санкт-Петербурге проходил I Всероссийский форум по воспитательной работе «Воспитание и студенчество». В течение данного форума проводился анкетный опрос в режиме «здесь» и «сейчас» в лекториях и на совещании. В опросе приняли участие 114 человек. Респонденты отвечали на анкету, состоящую из нескольких тематических блоков: 1. воспитательная работа в вузе; 2. органы студенческого самоуправления; 3. молодежные организации федерального уровня;

4. образ «образование будущего». Всего вопросов было 30, а показатели анкетирования выделялись следующие: информированность, эффективность, удовлетворенность, целесообразность, приоритетность.

Тема исследования обусловлена необходимостью изучения современного состояния воспитательной работы, выявления ключевых направлений работы и представления студенческой молодежи о представлении студенчества содержания воспитательной работы.

Целью Исследования является выявление мнений о роли воспитательной работы в вузе, влиянии студенческого самоуправления на процесс социализации и самореализации студента и воспитания молодёжи.

Задачи:

  • изучить мнение респондентов о роли, задачах и влиянии воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования на студенческую молодёжь;
  • определить функции и эффективность органа студенческого самоуправления;
  • выявить наиболее приоритетные направления и успешные практики воспитательной работы со студентами;
  • изучить мнение респондентов о наиболее эффективных механизмах поддержки студенческого самоуправления;
  • определить источники получения информации о молодёжных мероприятиях и причины не информированности молодёжи;
  • выявить основные компетенции, которые формируются в процессе воспитательной работы;
  • определить на раскрытие, какого потенциала студентов направлена воспитательная работа в узе.

Объект исследования:

Активисты представители студенческих объединений, а также специалисты, осуществляющие воспитательную работу в образовательной организации высшего образования.

Предмет исследования:

Мнение о роли и эффективности воспитательной работе в вузе и деятельности органа студенческого самоуправления.

Для повышения эффективности деятельности органа студенческого самоуправления, в первую очередь, необходимо: привлекать финансирование из различных источников, больше реализовывать студенческие инициативы, активней вести информационную политику до мероприятия, так и после его завершения. Руководству вуза: обеспечить финансирование мероприятий календарного плана воспитательной работы со студентами, поощрять активистов среди обучающихся, создавать благоприятные партнерские отношения с органом студенческого самоуправления.

Респонденты считают, что уровень должности специалиста, отвечающего за воспитательную работу со студентами должен быть на уровне проректора по воспитательной работе, это будет в наибольшей степени способствовать развитию воспитательной работы со студентами.

Основные компетенции, которые формируются в процессе воспитательной работы, являются: умение организовать работу команды, планирование и проектирование, развитие коммуникативных навыков и овладение методикой организации и проведения различных мероприятий собственной деятельности.

В современное проблемное поле реализации воспитательной работы в вузе респонденты поставили недостаток финансирования и низкую заинтересованность студентов в воспитательной работе.

Самыми эффективными механизмами поддержки развития студенческого самоуправления респонденты считаю финансовую поддержку вуза, программа развития деятельности студенческих объединений и гранты Федерального агентства по делам молодёжи. В целом респонденты дают положительный коэффициент эффективности всех перечисленных механизмом поддержки, что говорит о готовности респондентов использовать различные источники финансирования молодёжных мероприятий.

Группы в социальных сетях являются лидирующем источником получения информации о молодёжных событиях и мероприятиях. Особенно хорошо, по мнению респондентов, работают группы в социальных сетях РСМ, Росстуденчества и Росмолодёжи. Следующим по полярности источников выступает официальный сайт организации. Официальные сайт РСМ, Ростуденчества, Росмолодёжи и вуза являются, по мнению респондентов, информативными. Более трети респондентов получают информацию о молодёжных мероприятиях из официальных писем Росстуденчества и Росмолодёжи. Больше половины респондентов не получают информацию о мероприятиях организаций: Ассоциация студенческих бизнес инкубаторов, Роспредприниматель, Международный молодёжный центр и Ассоциация волонтерских центров.

Результаты исследования будут интересны и найдут свое практическое применение в дальнейшей работе органа студенческого самоуправления, структуры в вузе, отвечающей за воспитательную работу со студентами, молодёжных общественных организаций и органов исполнительной власти, отвечающих за реализации государственной молодёжной политики.

Обобщая полученные данные в ходе социологического исследования, предлагаются следующие рекомендации:

1. Органам исполнительной власти, отвечающим за реализацию государственной молодёжной политики при распределении бюджетных средств учитывать, что самым приоритетным направлением воспитательной работы со студентами является развитие студенческого самоуправления.

2. При реализации направлений Основ ГМП учитывать, что самыми интересными направлениями работы со студентами являются культурно-творческое и международное.

3. Научному сообществу уточнить понятие «воспитательная работа со студентами», в свою очередь вузам пересмотреть трактовку данного понятия в нормативно-правовых документах по воспитательной работе. Определить основные компетенции, которые формируются в процессе воспитательной работы не посредственно в своем университете, отмечая специализацию. Уточнить относятся ли они к универсальным компетенциям или специальным социокультурным.

4. Рассмотреть возможность финансового поощрения активистов студенческого самоуправления путем начисления повышенной стипендии, а также начисления рейтинговых баллов за социальную активность с возможностью использования их при поступлении на следующую ступень образования (магистратура, ординатура, аспирантура).

5. Росстуденчесству продолжить методическую и консультативную помощь органам студенческого самоуправления, для повышения их эффективности.

6. Молодёжным организациям усилить информационное освещение деятельности и работать над увеличением охвата молодёжной аудитории. В планах работы учитывать мнение студентов о наиболее интересных и перспективных направлениях работы. Более эффективно взаимодействовать с руководством вуза.

7. Обратить внимание, что патриотическое направление работы на сегодняшний день не является интересным для молодежи. Разработать дорожную карту по повышению интереса и активности студенческой молодежи в данном направлении.

8. Для эффективной деятельности студенческого самоуправления воспитательную работу в вузе должен возглавлять проректор по воспитательной работе или начальник управления. Также это будет способствовать структурированию и централизации общей системы государственной молодежной политики от вуза до уровня государства.

9. Обратить внимание, что студенческая молодёжь сегодня исключительно нацелена на себя, на свое саморазвитие и самосовершенствование. Их не волнует вуз и страна в целом. Такое положение дел может усугубить тенденцию оттока студентов за рубеж, к безразличию к событиям в стране, снижению патриотизма. Необходимо на государственном уровне выработать концепцию воспитательной работы со студентами, в которой разработать планомерные шаги к формированию сознания направленного на благо группы (вуза) и государства посредством собственного саморазвития. К примеру, когда студент, едет на стажировку, по международном обмену, на всероссийские мероприятия, необходимо, чтобы он ясно понимал, что представляет в первую очередь свой вуз, регион, страну, а не себя.

10. Необходимо прорисовать образ российского студента, к которому должны стремиться в воспитательной работе, определить критерии и дополнительно провести исследование на данную тему.

11. Дополнительного исследования требует образ «образования будущего» образования и воспитательной работы в вузах, как стратегического ориентира и общественного запроса.

Список литературы

  1. Разивитие студенческого самоуправления как фактор автономности студентов URL: https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=25185 (дата обращения - 20.11.2018).
  2. Цели и принципы развития студенческого саомуправления URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_128652/7177d20f90faa621193a8ae665d128304baf3cf5/ (дата обращения - 15.11.2018).

Интересная статья? Поделись ей с другими: