gototopgototop

Организационно-правовой механизм противодействия коррупции

Эвоян Элина Гагиковна – студент Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Аннотация: Эта статья представляет собой развернутую характеристику некоторых структурных элементов механизма противодействия коррупции. Также в статье приведены примеры законодательных мер по борьбе с коррупцией в Российской Федерации. Указаны основные направления антикоррупционной работы правоохранительных органов и направления развития антикоррупционного законодательства.

Ключевые слова: Коррупция, противодействие коррупции, механизм противодействия коррупции, антикоррупционная правовая политика, правовые средства противодействия коррупции.

Прежде всего, необходимо дать определение, что является коррупционной деятельностью. Согласно УПК РФ статья 285, коррупционной деятельностью являются различные злоупотребления должностными полномочиями. К категории злоупотреблений должностными полномочиями относят различные виды нарушений использования служебных полномочий. Как правило, подобные деяния совершают из корыстных или иных личных побуждений. Их совершение влечет за собой крупное нарушение прав и интересов, как отдельных граждан, так и целых организаций. Кроме того, коррупционная деятельность направлена против сохранения прописанных в законодательстве интересов государства и его граждан.

Наиболее важным сводом законов, регламентирующим борьбу с коррупционными преступлениями, является Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ). Так в Главе 30 указана ответственность за преступления на государственной службе. Коррупционным преступлениям против интересов коммерческих и других организаций посвящена Глава 23 УК РФ. К таким преступлениям относятся: дача и получение взятки, подкуп, злоупотребления должностными полномочиями, участие должностного лица в незаконной предпринимательской деятельности, подлог документов и некоторые другие [1].

Кроме УК РФ для борьбы с коррупционной деятельностью принят еще ряд законодательных актов. Например, в 2005 году Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». Суть этого закона заключается в том, что всю информацию о госзакупках необходимо размещать в свободном доступе в сети Интернет. Прежде всего, это необходимо для того, чтобы можно было следить за прозрачностью проводимых операций и легче обнаружить коррупционные схемы. Хотя этот закон был отменен с 1 января 2014 года, после вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», все же он являлся важной вехой в борьбе с коррупцией в госорганизациях [2].

Нельзя обойти вниманием и одобренный В.В. Путиным 18 июля 2011 года Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ. Этот закон призван обеспечивать прозрачность схем закупок для государственных компаний и их дочерних филиалов [3].

Борьба с коррупционной деятельностью в РФ продолжилась, и 3 декабря 2012 года Президент РФ утвердил очередной закон Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» N 230-ФЗ [4]. Этот закон уже обращает внимание на личную жизнь лиц, находящихся на государственной службе. В частности, он затрагивает вопросы обнаружения расходов, по масштабам не соответствующих официальным доходам должностного лица.

Очередная редакция Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» вступила в силу 29.12.2016 г. [5]. Таким образом, теперь депутатам, государственным чиновникам и представителям силовых структур запрещено иметь вклады и счета в иностранных банках. Этот шаг существенно затруднил отмывание коррупционных денег за рубежом. Но наступление на коррупционеров со стороны законодательства продолжается.

Так, в январе 2017 года В.В. Путиным было заявлено о намерении узаконивания конфискации незаконно полученного имущества. Такое имущество должно быть обращено в доходы государства. А уже 1 июля 2017 года был подписан закон о создании в нашей стране реестра коррупционеров, который содержит в себе список лиц, уволенных с государственной службы в связи с утратой доверия и уличенных в коррупционной деятельности. Работа реестра началась с 1 января 2018 года.

Таким образом, борьба с коррупцией в России содержит в себе последовательное ужесточение антикоррупционного законодательства и нарастание строгости наказаний для правонарушителей. Разумеется, в начале такой деятельности первыми в сети правосудия попадались (и попадаются) более мелкие преступники. Однако, с нарастанием наработанной практики, в сферу внимания прокуратуры попадаются все более значительные фигуры госсектора.

Согласно статистике пресс-службы Следственного комитета РФ, на 2017 год ущерб от коррупционной деятельности в нашей стране составил немногим более 40 милрд.руб. Как видим, сумма довольно значительная. Однако, она не говорит об отсталости организационно-правового механизма противодействия коррупции. Существует распространенный миф о том, что неразвитость антикоррупционной борьбы в РФ обусловлена тем, что наша страна не ратифицировала Статью 20 Конвенции ООН «Незаконное обогащение». Однако, это неверное толкование ситуации. На самом деле, формально Россией были ратифицированы в 2006 году все статьи данной Конвенции, включая и пресловутую Статью 20. Отдельно данная статья не была ратифицирована, так как она входит в текст Конвенции, и не нашла конкретного отражения в отечественном законодательстве. Однако, это не означает, что содержание Статьи напрочь игнорируется. Просто Российской Федерации соблюдается такой важный принцип демократического устройства, как презумпция невиновности. То есть необходимо доказать виновность объекта разбирательств, а не его невиновность.

В целом, ратифицировав Конвенцию ООН «Незаконное обогащение», Россия продемонстрировала свое намерение следовать примеру ведущих демократических западных стран. Это наглядно демонстрирует принятие упомянутых выше антикоррупционных законов, обязывающих государственных служащих открыто декларировать свое имущество, а банки и юристов незамедлительно сообщать правоохранительным органам о признаках наличия незаконных доходов. Для антикоррупционной борьбы имеющихся механизмов достаточно и без добавления в УК РФ Статьи 20 Конвенции ООН «Незаконное обогащение».

Далее следует отметить, что некоторые западные страны с демократическим курсом подписали указанную Конвенцию гораздо позже нашей страны. Это такие авторитетные государства, как Новая Зеландия, Германия и Япония. Существует также несколько стран, которые, подобно России, после ратификации рассматриваемой Конвенции также не стали вносить Статью 20 в свое законодательство. Такими странами являются Италия, США, Нидерланды, Норвегия и некоторые другие. Как видим, миф о несоответствии отечественного антикоррупционного законодательства международным требованиям - всего лишь миф, основанный на незнании тонкостей международных взаимоотношений.

Относительно уровня коррупции, согласно данным портала Transparency International, который ежегодно измеряет индекс восприятия коррупции в мире, на 2017 год Россия занимает 135-е место из 180-ти [6]. Как видим, работы еще много, но она ведется.

Так, Конституционный Суд РФ признает, что профессиональная деятельность государственных служащих предопределяет их особый имущественный статус. Государство имеет полное право формировать особые правила работы депутатов, чиновников, сотрудников правоохранительных органов и формировать ограничения их деятельности. Также, Конституционным Судом РФ признаны правомерными повышенные льготы и гарантии соцзащиты для государственных служащих. Эти меры призваны компенсировать установленные ограничения прав данной категории работников.

Как видим, в РФ сформирована четко просматривающаяся система организационно-правовых мер по противодействию коррупции. Это такие меры, как:

  1. формирование и принятие нормативно-правовой базы, направленной на борьбу с коррупцией;
  2. четкое определение функций и сфер ответственности между различными государственными органами. Разработка совместных мероприятий по борьбе с коррупцией;
  3. формирование и осуществление интенсивной работы специальных органов по противодействию коррупционной деятельности;
  4. обеспечение сопровождения работы государственных органов по антикоррупционной борьбе лучшими юристами и правозащитниками;
  5. интенсивное использование СМИ в антикоррупционную работу. Поощрение граждан и общественных организаций в антикоррупционной деятельности.

В заключении следует сказать, что организационно-правовой механизм противодействия коррупции в России продолжает совершенствоваться. Это необходимо, потому, что, хотя по сравнению с 1990-ми – началом 2000-х г.г. степень коррумпированности российского общества снизилась, все-таки значительная доля отечественной экономики по-прежнему является теневой. «Черная» и «серая» наличность вызывает недополучение налоговых средств в бюджет страны. Простые граждане с коррупцией сталкиваются последние годы реже: уважающий правила водитель или честный представитель малого бизнеса может годами работать, не передавая никому никаких конвертов.

Важное место в работе по противодействию коррупции, созданию в обществе атмосферы нетерпимости к правонарушениям, правовому нигилизму, формированию у граждан правовой культуры отводится печатным и электронным средствам массовой информации, являющимся зеркалом государственной и общественной жизни. На телевизионных каналах, страницах информационных средств, в том числе и региональных, периодически готовятся передачи и размещаются материалы по вопросам укрепления законности, правопорядка, в том числе и о борьбе с коррупцией. Информация о наиболее значимых правонарушениях своевременно и всесторонне доводится до общественности.

Список литературы

  1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 12.11.2018) - [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ - (дата обращения: 19.12.2018).
  2. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ - [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ - (дата обращения: 19.12.2018).
  3. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 N 223-ФЗ. - [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ - (дата обращения: 19.12.2018).
  4. Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03.12.2012 N 230-ФЗ (последняя редакция) - [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138550/ - (дата обращения: 19.12.2018).
  5. Изменения от 29 декабря 2016 г. в Федеральный закон №115-ФЗ - [Электронный ресурс] – URL: https://115zakon.ru/news-115/zakon/izmeneniya-ot-29-dekabrya-2016-g-v-federalnyy-zakon-115-fz/ - (дата обращения: 19.12.2018).
  6. Transparency International. Россия в Индексе восприятия коррупции – 2017: посадки не помогли - [Электронный ресурс] – URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2017-posadki-ne-pomogli.html - (дата обращения: 19.12.2018).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 300 рублей для России и 500 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк