Духовная культура будущих учителей начальных классов как основа профессиональной деятельности

Абильдина Салтанат Куатовна – доктор педагогических наук, профессор кафедры Педагогики и методики начального обучения Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова.

Асетова Жаннур Бахытовна – докторант кафедры Педагогики и методики начального обучения Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова.

Аннотация: В статье рассматривается духовная культура будущих учителей начальных классов как основы профессиональной деятельности. Духовную культуру учителя начальных классов авторы рассматривают в ценностно-содержательном аспекте. Авторы раскрывают содержание понятий «педагогическая культура», «духовность», «духовная культура педагога», компоненты и основные пути формирования духовной культуры будущего учителя начальных классов.

Ключевые слова: Духовность, педагогическая культура, духовная культура, ценности.

Согласно государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2019 годы основным принципом обновленного содержания образования является создание гуманной образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно-духовных качеств личности, а именно самопознания, самоопределения и самореализации. Необходимо достижение высокого уровня нравственно-духовной культуры в организациях образования, то есть студенты и педагогические работники будут владеть основами самопознания, развития общечеловеческих ценностей [1].

Одной из важных составных частей социальной политики является совершенствование образовательной системы. Проводимые в системе образования реформы предусматривают обновление содержания и технологий педагогического процесса, системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, установление новых форм связи между теорией и практикой.

В системе образования формируется новая педагогическая тенденция, основанная на идее ценности личности, ее духовности, на приоритете общечеловеческих ценностей.

Данный факт обусловливает потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих богатым внутренним духовным миром и особыми личностными качествами.

В рамках теоретического анализа следует рассмотреть понятия «духовность» и «духовная культура». В современной науке понятие «духовность» чаще рассматривается как результат приобщения человека к общечеловеческим ценностям и духовной культуре.

Кроме того, духовность рассматривается как принцип саморазвития и самореализации человека, то есть его способность сознательно управлять своей деятельностью.

Исследователь Л.П. Буева в понятие «духовность» вкладывает категорию «дух» [2, с. 2].

Центром философского понятия «духовность» является нравственность, так как включает познавательное, нравственное и эстетическое начала.

Духовность как психологическая категория подразумевает высшую подструктуру человека, регулирующую его деятельность и отношения с другими людьми. Исходя из этого, психологическими характеристиками духовности являются ценности, ценностные ориентации, нравственные свойства и мотивы поведения [3, с. 11].

Духовная культура является позицией ценностного сознания личности, что определяет характер нравственных отношений, а также формирование потребности в духовном развитии [4, с. 30].

Проблема духовного развития личности учителя как части педагогической культуры является одной из актуальных в современной педагогике и отражается в трудах казахстанских и российских исследователей (Д.Н. Кинитаева, Омаров Д.К., Масырова Р.Р., Молдажанова Н.С., Бектурганова А.С., И.Ю. Басуева, Т.Н. Варламова, Л.И. Уколова, Г.Г. Габуния, Р.И. Лозовская и др.).

С.Д. Якушева в своих исследованиях считает педагогическую культуру частью общечеловеческой культуры и рассматривает ее с точки зрения аксиологического, деятельностного и личностного подхода.

Аксиологической составляющей педагогической культуры является совокупность педагогических ценностей.

С точки зрения личностного подхода педагогическая культура включает свойства личности педагога как участника воспитательного процесса.

Педагогическая культура, с точки зрения деятельностного подхода, подразумевает совокупность способов профессиональной деятельности учителя, обеспечивающих реализацию педагогических ценностей [5, с. 23].

В энциклопедическом словаре (Э.Н. Вайнер) понятие духовной культуры раскрывается как часть общей культуры человека, которая определяет уровень развития и саморегуляции зрелой личности, основными мотивационно-смысловыми регуляторами жизнедеятельности которой являются высшие общечеловеческие ценности [6, с. 65].

На наш взгляд, духовную культуру учителя начальных классов необходимо рассматривать с учетом таких компонентов как познание, нравственность, воспитание, философия, этика, религия и др.

В духовной культуре учителя начальных классов проявляется личностно-деятельностная сущность субъекта. По мнению ряда исследователей, личностную структуру духовной культуры учителя составляют три компонента:

  1. Духовные знания.
  2. Духовные ценности (как показатель способности учителя использовать систему духовных знаний на практике).
  3. Духовное совершенствование, которое позволяет выстраивать духовные ценности в зависимости от значимости [7, с. 28].

Таким образом, теоретический анализ исследований позволяет нам определить духовную культуру учителя начальных классов как качество, определяющее направленность на создание собственного ценностного пространства, как способ освоения базовых ценностей жизни, профессиональной деятельности.

Исходя из этого, духовная культура будущего учителя начальных классов становится профессионально значимым качеством личности, которое характеризуется ориентацией на духовные ценности в личностном саморазвитии и взаимодействии личностей.

С учетом специфики педагогической деятельности учителя начальных классов можно выделить показатели духовной культуры: культурная компетентность, духовная направленность, духовно-практическая деятельность.

Духовно-педагогическая деятельность подразумевает знание духовной составляющей человеческой культуры, использование духовно-культурных знаний в процессе саморазвитии, жизни, профессиональной деятельности, а также умение осуществлять целеполагание в сфере духовной жизни, самоанализ результатов деятельности.

Исходя из анализа рассмотренных понятий, формирование духовной культуры будущих учителей начальных классов включает в себя процесс интеграции знаний о ценностях духовной культуры, духовных потребностей и опыта духовного саморазвития личности педагога.

Следовательно, формирование духовной культуры будущего учителя начальных классов в системе высшего образования целесообразно осуществлять в следующих направлениях:

  • изучение дисциплин, раскрывающих основные понятия духовной культуры, особенности процесса духовного развития педагога;
  • включение в содержание изучаемых психолого-педагогических дисциплин ценностей духовной жизни личности в целом;
  • процесс формирования духовной культуры будущего учителя начальных классов целесообразно осуществлять с учетом этнопедагогических положений.

Также в современных исследованиях применяется комплексный подход к формированию духовной культуры будущего учителя как показателя зрелости всей системы личностных качеств, продуктивно реализуемой в профессиональной деятельности.

Несомненно, сложность в формировании духовной культуры будущего учителя начальных классов заключается в невозможности овладения культурными ценностями, содержанием духовной деятельности путем передачи знаний в процессе преподавания и учения.

Список литературы

  1. Государственная программа развития образования на 2011-2019 годы. http: //control.edu.gov.kz/ru/gosudarstvennaya-programma-razvitiya-obrazovaniya-na-2011-2019-gody.
  2. Михеева Е.В. Формирование духовной культуры как доминанты профессионального мастерства воспитателя // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования. - сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. - №3. http: // URL: sibac.info/sites/default/files/conf/file/stud (дата обращения: 04.12.2018).
  3. Франкл В.Д. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 2010. - 367 с.
  4. Кинитаева Д.Н. Духовно-нравственное формирование студентов в технических вузах Казахстана: Дисс. канд. пед. наук. - М., 2005. // http://www.dissercat.com/content/dukhovno-nravstvennoe-formirovanie-studentov-v-tekhnicheskikh-vuzakh-kazakhstana (дата обращения: 03.12.2018).
  5. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 256 с.
  6. Краткий энциклопедический словарь / Э.Н. Вайнер, С.А.Кастюнин. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 144 с.
  7. Илларионова Л.П. Формирование духовно-нравственной культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования: Дисс. ... докт. пед. наук. - М., 2002. // https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-duhovnoy-kultury (дата обращения: 02.12.2018).

Интересная статья? Поделись ей с другими: