gototopgototop

Интернет как всемирная торговая площадка. Особенности интернет-торговли в России

Задерей Юлия Витальевна – магистрант Юридического факультета Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина.

Аннотация: В данной статье проведен анализ интернет-торговли в России. Рассмотрены ее недостатки и особенности. Автор особое внимание уделяет истории появления и создания интернет – торговли и цифровой системы в целом.

Ключевые слова: Интернет-торговля, интернет, торговая площадка.

Абсолютно ни для кого не секрет то, что современный мир сложно представить без интернета, для многих людей именно он является незаменимым инструментом, посредством которого каждый может жить социальной жизнью, работать, осуществлять многие действия, которые стали намного проще и быстрее. Сложно представить, что кто-то носит с собой калькулятор, карту города или телефонный справочник. Всё это, а так же многие другие вещи есть в маленьком устройстве – мобильном телефоне, планшете или ноутбуке. Сегодня редко можно найти товар, который нельзя купить на каком-нибудь сайте, по статистике 6 из 10 опрошенных разных возрастов хоть раз, да осуществляли покупку в интернете.

Такие понятия, как «интернет-ресурс » или «онлайн-магазин», уже ни у кого не вызывают недоумения, но редко кто интересуется тем, какой смысл несут эти слова, откуда они возникли, и как развивались.

Есть множество значений слова «интернет», но, согласно различным нормативно-правовым актам и сборникам, можно сформулировать, что интернет – это определенная цифровая система, которая нужна для предоставления и обмена конкретной информацией с помощью различного вида компьютерной техники. Появление интернета в нашей жизни молниеносно привело к появлению электронной коммерции и интернет-предпринимательству.

Согласно закону, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли различными установленными законом способами и, которая зарегистрирована в установленном порядке [1].

Принято говорить, что торговля в сети интернет - это так же предпринимательская деятельность, осуществляемая в различных сферах, но только путем применения интернета. Нельзя не заметить, данный вид коммерции становится все более развитым день ото дня, ежедневно эта сфера подвергается различным нововведениям и трансформации.

Малоизвестно, но изначально главной задачей интернета был только обмен засекреченной военной информацией, и пользоваться им имели право очень малые группы граждан, которые занимали очень высокие должности. Его создание и развитие являлось огромной тайной, за разглашение которой должностное лицо могло получить немалый срок лишения свободы и большой штраф.

Интернет появился в Америке в начале 60-ых годов прошлого века, а первый российский интернет-магазин был создан в середине 90-ых, он специализировался на продаже книг, ежедневников, календарей и газет.

К такому новому явлению граждане отнеслись неоднозначно, и даже больше с недоверием, но, не смотря на это - постепенно интернет начал внедряться в нашу жизнь и со временем появилось огромное количество международных и российских торговых площадок. Самыми распространенными сегодня являются: Lamoda, Ebay, Юлмарт, Amazon, Wildberryes, Ozon и другие. Они за многие годы существования показали высокий уровень качества работы, безопасности, и гарантии товаров.

Если 10 лет назад на российском интернет-рынке было всего лишь пару десятков интернет-магазинов, которые предоставляли разные товары и услуги, то сегодня каждый год открывается 15-17% молодых магазинов, которые предлагают «свежие» товары для нашего потребителя по более низким ценам, поэтому конкуренция в этой сфере только растет.

В интернет-торговле важное значение имеет «территориальность», естественно, самое большое количество покупок за 2018 год было сделано в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге. Это обусловлено большим количеством пунктов выдачи, почтовых отделений, и, новинке нашего времени - постаматов (автоматизированный пункт выдачи товаров, которые были заказаны в онлайн-магазине, в котором можно самостоятельно забрать свой товар в любое время).

Если провести анализ популярности категорий товаров, которые приобретают наши соотечественники, то самыми массово-покупаемыми являются:

  1. Продукты
  2. Одежда и обувь
  3. Электроника
  4. Бытовая техника
  5. Аксессуары
  6. Бытовая химия
  7. Подарки и сувенирная продукция

В основном, таким способом покупки пользуются люди в возрасте от 18 до 48 лет, если рассматривать более старшее поколение, то они относятся к этому процессу с недоверием, в виду своего возраста им легче довериться «сарафанному радио», советам соседей или друзей, полагая, что такой способ является более безопасным.

Безусловно, сфера интернет-торговли, не смотря на некоторые недочёты растет ежедневно. Не так давно на государственном уровне была утверждена легализация онлайн-продажи некоторых лекарств и алкогольной продукции. Так же, как и в обычной торговле действуют ограничения, соответственно, правом продажи лекарственных и алкогольных товаров обладают только те предприятия, которые прошли государственную аккредитацию и проверку, а так же и имеют лицензию на осуществление этого вида деятельности [3].

По мнению автора, не до конца проработан вопрос об установлении возраста покупателя. При выдаче заказов курьеры зачастую не спрашивают документы, благодаря которым можно было установить возраст потребителя, это дает шанс употребления алкогольных напитков подростками, не достигшими совершеннолетнего возраста. В первую очередь – это неблагоприятно влияет на их здоровье. Это может быть опасным для общества, т.к. множество противоправных деяний совершается именно в состоянии глубокого алкогольного опьянения, и последствия потом могут быть очень серьезными.

Всегда есть к чему стремиться, и что доработать, но все же интернет-торговля имеет множество плюсов:

  1. Невероятное количество разного рода услуг (начиная от выдачи кредита онлайн и заканчивая курьерской доставкой медикаментов).
  2. Понятность и легкость в использовании, интернетом может овладеть человек любого возраста.
  3. Экономия времени, особенно это важно занятым людям, семьям с маленькими детьми и т.д.
  4. Осуществить покупку можно в любое время дня и ночи, многие онлайн-магазины работают 24/7.
  5. И, наверное, самое значимое:
    Более доступные цены.

Конечно, это не все существующие плюсы интернет-коммерции и, вероятно, каждый мог бы дополнить к этому списку еще несколько.

Так как это явление довольно ново в современном мире, у него существуют определенные недостатки и недоработки, особенно в нашей стране. В отличие от других стран, по мнению автора оно не находится на должном уровне.

Существенными недоработками являются:

  1. Глобальное недоверие к сети интернет огромным количеством граждан. Основной причиной служит незнание и старые устои, закрепившейся во многих маленьких городах России. Да, для нашей страны онлайн-магазины - это новшество, а что-то необычное и новое всегда воспринимается с недоверием и опаской.
  2. Интернет-мошенники. Нельзя не сказать, что в этой сфере их большое количество, и многие потребители, которые высылали деньги непроверенным онлайн-сообществам - были обмануты.
  3. Психологический фактор. Многие привыкли, что перед тем, как приобрести вещь – на нее можно посмотреть, пощупать ее, возможно, проверить на запах, к сожалению, при интернет–покупке такая возможность отсутствует.
  4. Ожидание товара. В случае с реальной покупкой, товар можно получить моментально, но, зачастую, местоположение онлайн магазина может быть очень далеко от покупателя, в лучшем случае он может ждать доставку пару дней, но бывает так, что срок ожидания может составить и несколько месяцев.
  5. Необходимость наличия банковской карты. Во многих случаях невозможно оплатить товар без банковской карты, но, даже сегодня некоторые граждане не имеют их. Это снова вопрос недоверия и привычки. Так же это подкреплено огромным потоком отзыва лицензий у кредитных организаций, и нехваткой банкоматов во многих маленьких городах.
  6. Недоработанность законодательства в данной сфере, к этому можно отнести недостаточность гарантии защиты прав потребителей.

Конечно, со временем интернет еще больше закрепится в нашей жизни, и, возможно, многие минусы уже будут неактуальны, благодаря чему Россия войдет в мировые интернет — лидеры, просто на это нужно время, и поддержка государства.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая.
  2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
  3. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
  4. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 "Об утверждении правил продажи товаров».
  5. Дзогоев Т.В., Гражданско-правовые нарушения в результате мошеннических действий с использованием глобальной сети Интернет:— Владивосток, 2011 г.
  6. Компьютерная справочно-правовая система «КонсультантПлюс» - URL: http://www.consultant.ru.
  7. Официальный сайт Российской газеты- URL: http://rg.ru.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 300 рублей для России и 500 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк