gototopgototop

Совершенствование законодательства, регулирующего порядок проведения примирительных процедур

Иванова Олеся Евгеньевна – студентка кафедры Гражданского процесса Кубанского государственного аграрного университета.

Широкопояс Юлия Анатольевна – кандидат юридических наук, доцент кафедры Гражданского процесса Кубанского государственного аграрного университета.

Аннотация: В данной статье рассмотрены вопросы совершенствования законодательства, регулирующего порядок проведения примирительных процедур.

Ключевые слова: Законодательство, законодательное регулирование, примирительные процедуры, альтернативное разрешение.

В настоящее время в Российской Федерации реформируется законодательство, регулирующее порядок проведения примирительных процедур.

26 июня 2018 года Государственной Думой РФ был принят законопроект № 421600-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур» в первом чтении (далее - Законопроект) [5]..

Данный Законопроект был внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ Верховным судом РФ[2].

В Пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур» обосновывается необходимость принятия данного Законопроекта и говорится, что «в частности, за период с 2011 по 2017 год примирительные процедуры с участием медиаторов использовались при рассмотрении крайне незначительного количества дел (при рассмотрении всего лишь около 0,008 процентов дел судами общей юрисдикции и при рассмотрении около 0,002 процентов дел арбитражными судами)» [4].

Изменения предлагается внести в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [1], в ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ и другие федеральные законы.

Несомненно, законопроект был подготовлен для лучшего внедрения различных способов разрешения споров с использованием примирительных процедур, в том числе примирения, которое осуществляется при содействии суда.

Предложенные изменения направлены на своевременное и эффективное решение проблем и наилучшее применение принципов судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Предлагаемые изменения законодательства соответствуют тенденциям развития законодательства, содержащегося в Постановлении IX Всероссийского съезда судей от 8 декабря 2016 года № 1 «Об основных результатах функционирования судебной системы Российская Федерация и приоритетные направления ее развития на современном этапе ».

Несомненно, что Законопроект был подготовлен для более лучшего внедрения в сферу осуществления правосудия различных способов урегулирования споров с помощью использования примирительных процедур, в том числе примирения, которое осуществляется при содействии суда.

Изменения, которые предлагаются сделать, направлены на своевременное и эффективное решение задач и лучшую реализацию принципов судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Предложенные изменения законодательства соответствуют тенденциям развития законодательства, содержащимся в постановлении IX Всероссийского съезда судей от 8 декабря 2016 года № 1 «Об основных итогах функционирования судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе» [3].

Законопроект, в целом, был воспринят позитивно юридической общественностью [6, с.1-2].

Не вызывает сомнений, что ряд положений Федерального закона от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», действительно нуждаются в реформировании [7, с. 18].

Законопроект предусматривает изменения в законодательстве, касающиеся использования процедур примирения. В частности, можно выделить следующее.

Предлагается дополнить Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации главой 141 «Процедуры примирения. Постановление об урегулировании »в статье 1531 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает общие положения о процедурах примирения в качестве процессуального учреждения, аналогичное правило будет содержаться в предлагаемом ст. 138 АПК РФ.

Законопроект предусматривает принципы примирения сторон, которые являются добровольными, сотрудничество, равенство и конфиденциальность (статья 1531 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статья 138 АПК РФ в новом законопроекте).

Возможны следующие типы примирительных процедур: переговоры, координация документов, посредничество, посредничество, судебное согласование (статья 1531 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и 1382 года АПК РФ с изменениями, внесенными Законопроектом).

Основываясь на формулировке законопроекта, посредничество как тип примирительных процедур может быть осуществлено в форме посредничества и судебной примирения (например, в статье 1531 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и 1382 САМ Российская Федерация, с изменениями, внесенными Законопроектом).

Законопроект предусматривает изменения в законодательстве, связанные с возможностью разрешения споров лицами, участвующими в деле, при содействии посредника суда.

Итак, в предлагаемом ст. 1537. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации «Судебное примирение» гласит, что стороны имеют право разрешать спор, используя процедуру примирения с участием судебного посредника (примирение судебных органов).

Судебным посредником в соответствии с законопроектом является судья, вышедший на пенсию, или член судебной системы, имеющий юридическую степень и стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет.

В Законопроекте предусматриваются изменения законодательств, связанные с применением примирительных процедур. В частности можно выделить можно следующее.

Предлагается дополнить ГПК РФ главой 141 «Примирительные процедуры. Мировое соглашение», в ст. 1531 ГПК РФ будут предусматриваться общие положения о примирительных процедурах как процессуальном институте, аналогичная норма будет содержаться в предложенной Законопроектом ст. 138 АПК РФ.

В Законопроекте предусматриваются принципы примирения сторон, которыми являются добровольность, сотрудничество, равноправие и конфиденциальность (ст. 1531 ГПК РФ и ст. 138 АПК РФ в новой редакции Законопроекта).

Возможны следующие виды примирительных процедур: переговоры, сверка документов, посредничество, медиация, судебное примирение (ст. 1531 ГПК РФ и 1382 АПК РФ в редакции Законопроекта).

Исходя из редакции статей Законопроекта посредничество, как вид примирительных процедур может осуществляться в форме медиации, и судебного примирения (например, в ст. 1531 ГПК РФ и 1382 АПК РФ в редакции Законопроекта).

В Законопроекте предусматриваются изменения законодательств, связанные с возможностью урегулирования спора лицами, участвующими в деле, при содействии судебного примирителя.

Так в предложенной, Законопроектом ст. 1537. ГПК РФ «Судебное примирение» указывается, что стороны вправе урегулировать спор путем использования примирительной процедуры с участием судебного примирителя (судебное примирение).

Судебным посредником в соответствии с законопроектом является судья, вышедший на пенсию, или сотрудник судебного аппарата, имеющий степень юриста и стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет.

Список судебных посредников будет утвержден Пленумом Верховного Суда Российской Федерации на основании предложений высших судов республик, областных и областных судов, судов федеральных городов, судов автономного округа, судов автономных округах, районных (военно-морских) военных судах для кандидатов судебных посредников.

Аналогичное нововведение предусмотрено в арбитражном процессе (статья 1386 Закона «О судебном примирении» АПК РФ).

В законопроекте предлагается установить довольно широкий список результатов процедур примирения, которые могут быть достигнуты лицами, участвующими в деле.

Результаты согласования будут включать:

  • расчетное соглашение в отношении всех или части заявленных требований;
  • частичное или полное отклонение требования;
  • частичное или полное принятие иска;
  • полный или частичный отказ от апелляции, кассационная жалоба, надзорная жалоба (подача);
  • признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои претензии или возражения;
  • соглашение об обстоятельствах дела;
  • подписание письма - согласие на государственную регистрацию товарного знака (статья 1538 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, статья 1387 АПК РФ с внесенными в нее поправками).

Представляют интерес положения законопроекта, регулирующего возможность применения процедур примирения для споров, возникающих в связи с административными и другими связями с общественностью.

Итак, в новой редакции ст. 190 АПК РФ, предложенный законопроектом, предусматривает, что экономические споры, возникающие в связи с административными и другими публичными правоотношениями, могут быть разрешены сторонами, использующими примирительные процедуры в соответствии с правилами, установленными в главе 15 АПК РФ, в противном случае АРК РФ, других законов и вытекает из сущности соответствующих правовых отношений.

В этой статье также говорится, что результаты соглашения сторон в спорах, связанных с административными и другими связями с общественностью, могут включать, в частности:

  • признание обстоятельств дела, согласие сторон по обстоятельствам дела;
  • соглашение сторон, содержащее квалификацию сделки, совершенной лицом, участвующим в деле, или статус и характер деятельности лица;
  • частичное или полное отклонение требований, частичное или полное признание требований, в том числе в результате того, что стороны достигли соглашения об оценке обстоятельств в целом или в их отдельных частях;
  • если компетенция соответствующего административного органа, участвующего в деле, федеральный закон относится к заключению соглашений об урегулировании.

В законопроекте в ст. 1373 КАС Российской Федерации «Виды примирительных процедур» предлагает ввести урегулирование споров в административные процедуры путем переговоров, координации документов, посредничества, включая посредничество, примирение судебных органов или использование других процедур примирения

Эта статья в основном повторяет ст. Изобразительное искусство. 1531 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и 1382 АПК РФ с изменениями, внесенными Законопроектом.

По-видимому, изменения, предложенные законопроектом, должны оцениваться положительно, поскольку они направлены на дальнейшее совершенствование процедур примирения, включая посредничество, а также на повышение их эффективности в их применении.

Судебным посредником в соответствии с законопроектом является судья, вышедший на пенсию, или сотрудник судебного аппарата, имеющий степень юриста и стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет.

Список судебных посредников будет утвержден Пленумом Верховного Суда Российской Федерации на основании предложений высших судов республик, областных и областных судов, судов федеральных городов, судов автономной области, судов автономных округах, районных (военно-морских) военных судах по кандидатурам судебных посредников.

Аналогичное нововведение предусмотрено в арбитражном процессе (статья 1386 Закона «О судебном примирении» АПК РФ).

В законопроекте предлагается установить довольно широкий список результатов процедур примирения, которые могут быть достигнуты лицами, участвующими в деле.

Результаты согласования будут включать:

  • соглашение об урегулировании в отношении всех или части заявленных требований;
  • частичное или полное отклонение требования;
  • частичное или полное принятие иска;
  • полный или частичный отказ от апелляции, кассационная жалоба, надзорная жалоба (подача);
  • признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои претензии или возражения;
  • соглашение об обстоятельствах дела;
  • подписание письма - согласие на государственную регистрацию товарного знака (статья 1538 Гражданского процессуального кодекса РФ, статья 1387 АПК РФ с внесенными в нее изменениями).

Представляют интерес положения законопроекта, регулирующие возможность применения примирительных процедур для споров, возникающих в связи с административными и другими публичными правоотношениями.

Итак, в новой редакции ст. 190 АПК РФ, предложенный законопроектом, предусматривает, что экономические споры, возникающие в связи с административными и другими публичными правоотношениями, могут быть разрешены сторонами с использованием примирительных процедур в соответствии с правилами, установленными в главе 15 АПК РФ, поскольку в противном случае не устанавливается АРК РФ, другими законами и вытекает из сущности соответствующих правовых отношений.

В этой статье также говорится, что результаты согласования сторон в спорах, связанных с административными и другими связями с общественностью, могут включать, в частности:

  • признание обстоятельств дела, согласие сторон по обстоятельствам дела;
  • соглашение сторон, содержащее квалификацию сделки, совершенной лицом, участвующим в деле, или статус и характер деятельности лица;
  • частичное или полное отклонение требований, частичное или полное признание требований, в том числе в результате того, что стороны достигли соглашения об оценке обстоятельств в целом или в их отдельных частях;
  • если в компетенции соответствующего административного органа, участвующего в деле, федеральный закон относится к заключению соглашений об урегулировании.

В законопроекте в ст. 1373 КАС РФ «Виды примирительных процедур» предлагает ввести урегулирование споров в административных делах путем переговоров, согласования документов, посредничества, включая посредничество, примирение судебных органов или использование других согласительных процедур, если это не противоречит федеральному закону.

Эта статья, по сути, повторяет ст. Изобразительное искусство. 1531 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и 1382 АПК РФ с изменениями, внесенными Законопроектом.

В ст. 1378 КАС РФ, предложенной законопроектом, предусматриватся следующие результаты согласительных процедур для лиц, участвующих в деле:

  • согласительное соглашение для всех или части заявленных требований;
  • частичный или полный отказ от административного требования;
  • частичное или полное признание административного иска;
  • полный или частичный отказ от апелляции, кассационной или надзорной апелляции, представительства;
  • признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои претензии или возражения;
  • соглашение об обстоятельствах.

Похоже, что изменения, предложенные законопроектом, должны быть оценены положительно, поскольку они направлены на дальнейшее совершенствование процедур примирения, включая посредничество, а также на повышение их эффективности в их применении.

Список литературы

  1. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ, в ред. от 23.07.2013 N 233-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 31. - Ст. 4162; 2013. - N 30 (Часть I). - Ст. 4066.
  2. О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур»: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.01.2018 - N 1 [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB001&n=525572#05354291368975355. (дата обращения 21.11.2018)
  3. Об основных итогах функционирования судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе: Постановление IX Всероссийского съезда судей от 8 декабря 2016 года № 1 [Электронный ресурс] www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB002&n=485641#0952543208173811. (дата обращения 28.11.2018)
  4. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур [Электронный ресурс] /sozd.duma.gov.ru/bill/421600-7. (дата обращения 24.11.2018)
  5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур: законопроект № 421600-7 [Электронный ресурс] www. sozd.duma.gov.ru/bill/421600-7. (дата обращения 24.11.2018)
  6. Мачучина О.А. Медиация и судебное примирение как разновидности примирительных процедур, в рамках Постановления Пленума ВС РФ N 1 от 18 января 2018 г. // Российская юстиция. - 2018. - N 4. - С. 68-70; Шестакова М. Верховный Суд взялся за примирительные процедуры: появятся судебные примирители и медиация по административным делам // ЭЖ-Юрист. - 2018. - N 5. - С. 1, 2.
  7. Томбулова Е.Г., Широкопояс Ю.А. Альтернативное разрешение споров (общие положения). Краснодар: КубГАУ, 2017. С. 18-22.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк