gototopgototop

Педагогический мониторинг учебных достижений школьников

Ханюкова Виктория Евгеньевна – магистрант кафедры Психологии Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Аннотация: Статья посвящена педагогическому мониторингу учебных достижений школьников, которые являются основным результатом образовательного процесса. В статье уделено внимание значимости этой технологии в работе учителя для контроля, оценки, анализа, коррекции учебных достижений школьников и определяет основные умения, необходимые учителю в осуществлении его деятельности. Система мониторинга позволяет оценить процесс и результат достижений учащихся, осуществлять их прогноз и коррекцию.

Ключевые слова: Образовательный процесс, Федеральный государственный образовательный стандарт учебные достижения школьников, мониторинг учебных достижений школьников.

Одной из главных задач российского образования является обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его основ и соответствия перспективным и актуальным запросам личности, общества и государства. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования должен обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ начального и основного общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения для начальной школы – новый для отечественной школы документ, который направляет на достижение не только предметных, метапредметных образовательных результатов, но и прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах будущего обучения.

Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат школьного образования. Успешное решение образовательных задач предусматривает, что учащийся умеет ставить цели (задачи), владеет различными способами решения поставленной задачи, умеет контролировать, оценивать и исправлять свою деятельность. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

В настоящее время исследуются различные аспекты мониторинга учебных достижений школьников: общетеоретические подходы к его организации рассматривали такие авторы, как: В.Г. Горб, В.А. Кальней, Д.М. Полев, С.Е. Шишов; основные цели, функции, принципы организации, механизмы мониторинговых исследований, представлены в работах:

В.И. Андреева, В.П. Беспалько, С.В. Гончарова, В.И. Загвязинского, А.Н. Майорова; виды, методы, формы и средства контроля и прогнозирования описаны такими учеными, как: В.И. Звонников, В.М. Полонский, М.Л. Портнов, Т.И. Шамова и другими.

Учебные достижения школьников в национальной педагогической энциклопедии трактуются как знания, умения, навыки и компетенции обучающихся, приобретаемые ими в процессе обучения и отражающие достигнутый уровень развития личности.

В работах А.Н. Майорова по проблеме мониторинга отмечается необходимость отслеживания личностных достижений уча¬щихся в процессе обучения. По мнению А.Н. Майорова, оценивание дости¬жений уча¬щихся в процессе обучения эффективно осуществлять по двум направлениям: по соответствию результатов учебной деятельности; по личному продвижению учащегося по росту достиже¬ний в процессе освоения знаний, умений, навыков, формирования ценностных ориентацией и личност¬ных ка¬честв [3, с.37].

Мониторинг – это систематическое стандартизированное наблюдение за каким-либо процессом [1, с.14]. Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием нового информационного общества, которое нуждалось в сведениях о состоянии тех или иных объектов и систем. Потребность общества в объективной информации подтолкнула к расширению сферы использования мониторинга. Это понятие стали применять и в педагогике, которая рассматривает мониторинг с нескольких сторон: как систему сбора, обработки и распространения информации об учебно-воспитательном процессе и как средство получения информации в процессе проведения какого-либо исследования или организации контроля [4, с.56]. Принято считать, что мониторинг – наиболее точный инструмент позволяющий дать оценку результативности осуществляемой деятельности и принимать своевременные и обоснованные решения. При традиционной системе образования в ходе мониторинга главное внимание обращали на необходимость выполнения образовательных программ, оценку знаний обучающихся. При этом в течение многих десятилетий преобладала внутренняя оценка качества образования, например, по всем предметам прослеживается успеваемость, качество знаний средний балл, степень обученности по предмету. Качество работы образовательного учреждения и каждого учителя, как правило, определялось по количеству выпускников поступивших в вузы. Одной из ключевых особенностей мониторинга в условиях реализации Федеральных образовательных стандартов является ориентация на отслеживание процесса формирования сразу трех групп достижений обучающихся личностных, метапредметных и предметных, которые позволят оценивать результативность успешность обучения в целом.

Одна из ведущих ролей в мониторинге учебных достижений школьников принадлежит учителю, так как он непосредственно организует, контролирует, регулирует, корректирует учебно-познавательную деятельность обучающихся. Именно учитель оценивает и анализирует достижения, неудачи школьников, устанавливает причинно-следственные связи, с помощью которых в дальнейшем применяет действия по коррекции [2, с.45]. Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов в основной школе актуализировала потребность педагогов в овладении рядом компетенций и, в частности – компетенциями, связанными с контрольно-оценочной функцией управления. На основании изложенного, этом была групповойразработана просвещениеанкета для выявления готовности педагогов к осуществлению педагогического мониторинга учебных достижений школьников как инструмента реализацией целей Федеральных государственных образовательных стандартов общеобразовательной организации.

В ходе анкетирования учителей было выявлено, что только 43 % учителей свободно оперируют понятием мониторинг, 33% не имеют четкого представления о сущности и со¬держании понятия «мониторинг», 24% затруднились с ответом. Наглядно это можно увидеть на диаграмме 1 «Готовность к осуществлению мониторинга».

Диаграмма 1. Результаты анкетирования готовности педагогов к осуществлению педагогического мониторинга учебных достижений школьников.

Таким образом, в ходе анкетирования была выявлена проблема теоретической готовности учителей к проведению мониторинга учебных достижений школьников.

Практическая готовность учителей к осуществлению педагогического мониторинга учебных достиже¬ний школь¬ников в деятельности учителя определялась на основе самооценки. Нами анализировались ответы респондентов на вопрос: «Какими умениями для осуществления мониторин¬говых исследований Вы владеете?» 36% респон¬дентов умеют количест¬венно оценивать учебные достижения школьников в комплексе; 24% владеют умениями по структурированию и анализу наблюдений за учебными достижениями школьников; 23% обобщать и систематизиро¬вать информацию; 17% определять направ¬ления развития субъектов мониторинга на основе собранной информации. Результаты самооценки отражают невысокий уро¬вень владения учителями отдельными умениями, на основа¬нии которой было определено наличие проблемы практической готовности учителей к проведению монито¬ринга учебных достиже¬ний школьников.

Наблюдается существенная разница в ответах учителей с разным педагогическим стажем.

Список литературы

  1. Белякова Е. Г., Строкова Т. А. Психолого-педагогический мониторинг: учебное пособие. Электронное издание. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015.
  2. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  3. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. – СПб.: Образование – Культура, 1998.
  4. Шишов С.Е., Кальней В.А., Мониторинг качества образования в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

Печать