gototopgototop

Анализ изменений в федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», наиболее значимых для хозяйственных обществ с государственным участием

Хаванова Валерия Валерьевна – магистрант Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина.

Аннотация: Самые масштабные изменения в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) со дня его вступления в силу были внесены в конце 2017 года с принятием Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 505-ФЗ).

В данной статье мы рассмотрим только те изменения в Закон о закупках, которые, по нашему мнению, оказали наибольшее влияние на закупочную деятельность хозяйственных обществ с государственным участием, на которые распространяется действие Закона о закупках.

Ключевые слова: Закупки отдельными видами юридических лиц, положение о закупке, конкурентные и неконкурентные закупки, оператор электронной площадки, закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Все изменения, внесенные Законом № 505-ФЗ, и рассматриваемые в настоящей статье, можно условно разделить на три части: изменения положения о закупке; изменения порядка осуществления закупки; изменения порядка и особенностей закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Рассмотрим внесенные в Закон о закупках изменения в соответствии с вышеизложенным делением.

1) Изменения положения о закупке.

Напомним, что согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке – это принятый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и утвержденный с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовой акт, регламентирующий правила закупки.

Первое, несомненно важное изменение положения о закупке касается способа его утверждения.

Согласно части 3 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке должно быть утверждено высшим органом управления заказчика. Для акционерного общества таким органом зачастую является совет директоров, если уставом акционерного общества не предусмотрено иное.

До принятия Закона № 505-ФЗ каждый заказчик обязан был утверждать для себя положение о закупке, независимо от того, входит ли данный заказчик в группу компаний или является одним из дочерних обществ, у которых фактически идентичное положение о закупке, разработанное для них материнской компанией.

Закон № 505-ФЗ добавил части 5 и 6 в статью 2 Закона о закупках, позволив заказчикам, являющимся дочерними обществами, в уставном капитале которых более 50 % долей в совокупности принадлежит лицам, указанным в пункте 1) части 2 статьи 1 Закона о закупках, в том числе обществам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50 %, и их дочерним обществам принимать решение о присоединении к положению о закупке, утвержденному органом управления лица, указанного в пункте 1) части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Данное нововведение упрощает корпоративные процедуры в связи с отсутствием необходимости проверки идентичности принимаемых дочерними обществами положений о закупки с целью соблюдения единообразия их содержания.

Второе, не менее значимое изменение положения о закупке касается необходимости корректировки существующего положения о закупке с целью приведения его в соответствие с требованиями Закона о закупках в редакции Закона № 505-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках (в редакции Закона № 505-ФЗ) в положении о закупке заказчик устанавливает «требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения».

Таким образом, заказчик, разрабатывая свое положение о закупке, вправе самостоятельно определить «правила» своей закупочной деятельности, но лишь в пределах, установленных Законом о закупках. Соответственно Закон о закупках выступает в роли своеобразной «рамки» для заказчика, в пределах которой у него есть определенная свобода.

После вступления в силу Закона № 505-ФЗ эта «рамка» стала значительно уже, отдельные положения, которые ранее регламентировало положение о закупке, теперь являются требованиями Закона о закупке, а значит – обязательными для всех заказчиков, на которых распространяется его действие.

Дополнение части 2 статьи 2 Закона о закупках отдельным указанием на статьи 3.1 и 3.2 Закона о закупках является наглядным примером «сужения рамок» Закона о закупках.

Если статья 3.1 существовала до принятия Закона № 505-ФЗ, то статья 3.2 является совершенно новой и описывает порядок осуществления конкурентной закупки. Ранее такой порядок каждый заказчик описывал для себя сам в своем положении о закупке, теперь порядок осуществления конкурентной закупки един для всех, так как прямо установлен Законом о закупках.

Учитывая такие масштабные изменения Закона о закупках, связанные с регламентацией тех условий закупки, которые ранее каждый заказчик устанавливал для себя сам, необходимость внесения изменений в положение о закупке очевидна.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 4 Закона № 505-ФЗ положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона о закупках (в редакции Закона № 505-ФЗ), утверждены и размещены в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru, далее – ЕИС) не позднее 01.01.2019. Положения о закупке, которые не соответствуют Закону о закупках (в редакции Закона № 505-ФЗ), после 01.01.2019 считаются не размещенными в ЕИС.

При этом, согласно части 5.1 статьи 8 Закона о закупках, в случае если заказчик не разместил утвержденное им положение о закупки или решение о присоединении к положению о закупке, на такого заказчика до дня размещения им утвержденного положения о закупке или решения о присоединении к положению о закупке распространяются требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в части, определенной частью 5.1 статьи 8 Закона о закупках (в редакции Закона № 505-ФЗ).

2) Изменения порядка осуществления закупки.

Рассмотрение изменений в порядок осуществления закупки можно начать с части 2 статьи 3 Закона о закупках, которая делит все закупки на конкурентные, неконкурентные, отдельно выделяя закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, часть 3 статьи 3 Закона о закупках дает своеобразное определение понятия «конкурентная закупка», определяя условия ее осуществления.

Итак, первым изменением порядка осуществления закупки является законодательное закрепление определений понятий конкурентная закупка и неконкурентная закупка.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентная закупка – это закупка, информация о которой размещается в ЕИС для неограниченного круга лиц или посредством направления приглашения не менее чем двум лицам, а также при проведении которой обеспечивается конкуренция между участниками, и предмет такой закупки описан с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно части 3.2 статьи 3 Закона о закупках неконкурентная закупка – это закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей 3 Закона о закупках.

Вторым изменением порядка осуществления закупки является изменение определения понятия «участник закупки».

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках (в редакции Закона № 505-ФЗ) участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

До вступления в силу Закона № 505-ФЗ данное определение выглядело несколько иначе:

«Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке».

Всего два изменения в определение понятия «участник закупки» могут значительно осложнить работу заказчикам.

Ранее диспозитивная формулировка оставляла заказчикам возможность дать определение понятию «участник закупки» в своем положении о закупке, а также устанавливала возможное и очень выгодное для заказчика требование к участнику закупки – его соответствие требованиям, установленным в соответствии с положением о закупке.

Таким образом, определив в положении о закупке участника закупки как лицо, соответствующее требованиям, установленным в документации о закупке, заказчик мог не опасаться жалоб на действия (бездействие) заказчика, подать которые, в соответствии с частью 10 статьи 3 могут участники закупки.

Однако, изменения, внесенные Законом № 505-ФЗ, пресекая возможность заказчиков для злоупотребления правом, открывают дорогу «профессиональным жалобщикам». Теперь, когда участником закупки может быть фактически любое лицо, заказчик может столкнуться с проблемой, когда вместо того, чтобы проводить закупки, им придется отбиваться жалоб на их действия, которые зачастую могут быть необоснованными.

При этом от «профессиональных жалобщиков» заказчика может оградить третье изменение порядка осуществления конкурентной закупки – изменения в часть 10 статьи 3 Закона о закупках и ее дополнение частями 11 и 13.

Согласно внесенным изменениям, участник закупки вправе подать жалобу только в случае «если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки».

Таким образом, для того, чтобы жалоба была принята и рассмотрена антимонопольным органом, участник закупки должен доказать, что действия (бездействие) заказчика нарушили его права и законные интересы.

При этом расширен круг лиц, действия (бездействие) которых может обжаловать участник закупки в антимонопольном органе. Если до вступления в силу Закона № 505-ФЗ объектом жалобы являлись только действия (бездействие) заказчика, то в действующей редакции Закона о закупках обжаловать можно также действия (бездействие) комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки.

Частью 11 статьи 3 Закона о закупках установлено, что если обжалуемые действия (бездействие) совершены после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока окончания подачи заявок на участие в закупке, то обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Кроме того, частью 13 статьи 3 Закона о закупках установлено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования. То есть, как указано в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов жалобы, по собственной инициативе устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика при рассмотрении жалоб.

Таким образом, законодатель предпринял попытку оградить заказчика от «профессиональных жалобщиков», а также ограничил полномочия антимонопольного органа.

В свою очередь, четвертым изменением порядка осуществления конкурентной закупки является установление правил описания предмета закупки (то есть закупаемого товара, работы, услуги).

При рассмотрении части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, устанавливающей правила описания предмета закупки, становится очевидно ее сходство со статьей 33 Закона о контрактной системе, устанавливающей весьма схожие правила описание объекта закупки.

Наибольшее влияние на закупочную деятельность заказчиков оказал пункт 2) части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, устанавливающий запрет на использование при описании предмета закупки товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Как мы знаем, любое указание на товарный знак в документации о закупке ведет к ограничению конкуренции, однако, обоснованность такого ограничения необходимо доказывать, что зачастую бывает непросто.

Таким образом раз и навсегда решен вопрос возможности закупки конкретного товара в рамках Закона о закупках. Если до принятия Закона № 505-ФЗ Закон о закупках не содержал прямого запрета на закупку товара с определенным товарным знаком, то есть заказчик мог закупать любой необходимый ему товар, то после 01.07.2018 он обязан руководствоваться частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках. При этом у заказчика есть два варианта описания предмета закупки: первый – описание характеристик товара, без указания товарных знаков; второй – указание товарного знака с обязательным использованием слов «или эквивалент» (пункт 3) части 6.1 статьи 3 закона о закупках).

При этом пунктом 3) части 6.1 статьи 3 закона о закупках также установлены случаи, когда возможно использование при описании предмета закупки товарного знака без его сопровождения словами «или эквивалент»:

- в случае несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

- в случае закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

- в случае закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

- в случае закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Пятым, не менее важным изменением порядка осуществления закупки, стало определение способов закупок.

Так, в соответствии с частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентными способами закупки являются:

- торги:

а) конкурс (открытый, в электронной форме, закрытый);

б) аукцион (открытый, в электронной форме, закрытый);

в) запрос котировок (в электронной форме, закрытый);

г) запрос предложений (в электронной форме, закрытый);

- иные способы закупки, установленные положением о закупке и соответствующие требованиям части 3 статьи 3 Закона о закупках (условия осуществления конкурентной закупки).

Согласно части 3.2 статьи 3 Закона о закупках неконкурентными способами закупки являются: закупка у единственного поставщика; способы закупки, установленные положением о закупке и не соответствующие требованиям части 3 статьи 3 Закона о закупках (условия осуществления конкурентной закупки).

Частями 16 – 23 новой статьи 3.2 Закона о закупках даны следующие определения конкурентным способам закупки:

- конкурс – это форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Состав документов, размещаемых в ЕИС – извещение о проведении конкурса, документация о закупке.

Срок размещения – не менее 15 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;

- аукцион – это форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину («шаг аукциона»). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

Состав документов, размещаемых в ЕИС – извещение о проведении аукциона, документация о закупке.

Срок размещения – не менее 15 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;

- запрос котировок – это форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Состав документов, размещаемых в ЕИС – извещение о проведении запроса котировок.

Срок размещения – не менее пяти рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок;

- запрос предложений – это форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Состав документов, размещаемых в ЕИС – извещение о проведении запроса предложений, документация о закупке.

Срок размещения – не менее семи рабочих дней до дня проведения такого запроса.

Данное нововведение должно способствовать некоторому единообразию в закупочной деятельности заказчиков, т. к. определяет единые способы закупки и порядок их осуществления для всех.

В качестве шестого изменения порядка осуществления закупки стоит отметить установление сроков совершения отдельных операций при осуществлении закупок.

Ниже приведены сроки совершения отдельных операций при осуществлении закупок, которые были введены Законом № 505-ФЗ и ранее не были закреплены в законе о закупках.

Вид срока

Норма Закона о закупках

Конкурс

Аукцион

Запрос предложений

Запрос котировок

Размещение в ЕИС извещения и документации о закупке

Часть 17 статьи 3.2

Не менее

15 календарных дней

Не менее

15 календарных дней

Не менее

7 рабочих дней

Не менее

5 рабочих дней

Перенос срока подачи заявок в случае внесения изменений в извещение и (или) документацию о закупке

Часть 11 стать 4

С даты размещения в ЕИС изменений до даты окончания срока подачи заявок должно оставаться не менее половины срока подачи заявок

8 календарных дней

8 календарных дней

4

рабочих дня

3

рабочих дня

Размещение в ЕИС разъяснений положений извещения и (или) документации о закупке

Часть 3 статьи 3.2

В течение 3 рабочих дней с даты поступления запроса.

На запрос, поступивший позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок заказчик вправе не отвечать

Сроки заключения договора по результатам закупки

Часть 15 статьи 3.2

Не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 календарных дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола

Сроки хранения документов, оформляемых в ходе проведения закупки

Часть 12 статьи 3.2

Не менее 3 лет


Седьмое, самое неоднозначное изменение порядка осуществления закупки – это изменение, связанное с обеспечением заявок на участие в закупке.

Новые нормы об обеспечении заявок, установленные частями 25, 26 статьи 3.2 Закона о закупках не содержат ничего примечательного и мало чем отличаются от условий об обеспечении заявок, которые были изложены в положениях о закупках и документациях о закупках заказчиков до принятия Закупок № 505-ФЗ.

Однако часть 27 статьи 3.2 Закона о закупках содержит запрет на установление обеспечения заявок на участие в конкурентной закупке с начальной (максимальной) ценой договора, не превышающей пять миллионов рублей.

Установление данного запрета фактически «развязывает руки» недобросовестным участникам закупок, которые максимально снизив цену при проведении аукциона могут впоследствии просто отказаться от заключения договора, не неся при этом никаких финансовых рисков. Конечно, после отказа от заключения договора данный участник попадет в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный статьей 5 Закона о закупках, что, однако, не является серьезным риском для компании-пустышки, созданной с целью демпинга.

В качестве восьмого изменения порядка осуществления закупки стоит отметить три новые статьи, которые устанавливают особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

Данные изменения, хотя и не были внесены Законом № 505-ФЗ, требуют от отдельного упоминания.

Статья 3.1-1 внесена в Закон о закупках Федеральным законом от 31.12.2017 № 496-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и определяет особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, оказания услуг, аренды (включая фрахтование, финансовую аренду) заказчиками – государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей принадлежит указанным юридическим лицам.

В соответствии со статьей 3.1-1 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе определить:

- координационный орган по согласованию закупок заказчиков, в том числе его полномочия, а также состав.

При этом, согласно части 5 статьи 3.1-1 Закона о закупках до согласования с координационным органом заказчики не вправе включать в планы закупок и (или) осуществлять закупки товаров, определенных Правительством Российской Федерации, а также включать в планы закупок и (или) осуществлять закупки, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), условиями которых предусмотрено использование этих товаров;

- перечни товаров, а также размер начальной (максимальной) цены договора, в случае превышения которой заказчики не могут провести закупку без согласования с координационным органом эксплуатационных характеристик этих товаров;

- порядок согласования заказчиками закупок определенных Правительством Российской Федерации товаров, а также закупок, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), условиями которых предусмотрено использование этих товаров, с координационным органом.

Статьи 3.1-2 и 3.1-3 внесены в закон о закупках Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статья 3.1-2 Закона о закупках определяет особенности осуществления закупок в целях создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработки на его основе проектной документации объектов капитального строительства, в том числе обязательные условия договора, заключаемого по результатам таких закупок:

- исключительное право использовать указанные произведения искусства принадлежит указанным в части 2 статьи 1 Закона о закупках юридическим лицам, то есть заказчикам, от имени которых заключен договор;

- заказчик имеет право на многократное использование проектной документации объекта капитального строительства, разработанной на основе произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, без согласия автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства.

При этом автор указанного произведения искусства не вправе требовать от такого заказчика предоставления ему права заключать договор на разработку такой проектной документации без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Статья 3.1-3 Закона о закупках определяет особенности заключения и исполнения договора, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, в том числе условие, которое должен содержать такой договор, согласно которому с даты приемки результатов выполнения проектных и (или) изыскательских работ исключительные права на результаты выполненных проектных и (или) изыскательских работ принадлежат заказчикам, от имени которых заключен договор.

При этом результатом выполненной работы по такому договору является проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий. Если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации проведение экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий обязательно, проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, признаются результатом выполненных работ по такому договору при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Девятое изменение порядка осуществления закупки – закрепление в Законе о закупках порядка осуществления конкурентной закупки.

Законом 505-ФЗ внесена в Закон о закупках целая статья 3.2, устанавливающая порядок осуществления конкурентной закупки, который ранее заказчики самостоятельно устанавливали в своих положениях о закупке.

Статья 3.2 Закона о закупках определяет порядок осуществления следующих операций при проведении конкурентной закупки:

- направление запросов и предоставление разъяснений положений документации о конкурентной закупке (части 2 – 4 статьи 3.2 Закона о закупках).

Установлено, что заказчик обязан разместить разъяснение положений документации о конкурентной закупке в ЕИС, указав предмет запроса, но не указав на участника конкурентной закупки, который его подал. При этом установлено, что заказчик вправе не отвечать на запрос разъяснений, если он поступил позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания подачи заявок на участие в конкурентной закупке;

- заказчик вправе отменить конкурентную закупку до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке (части 5, 6 статьи 3.2 Закона о закупках).

Таким образом, если ранее заказчики указывали в своих положениях о закупке и документациях о конкурентной закупке, что закупочные процедуры, проводимые, например, способами «запрос предложений», «запрос цен», «запрос котировок» не являются торгами и могут быть отменены в любое время, в том числе после подведения итогов закупки, то теперь заказчик не имеет возможности, увидев после окончания срока подачи заявок участников закупки и их заявки, «закрыть» конкурентную закупку или отказаться от заключения договора с победителем закупки после подведения ее итогов.

Исключением, установленным, частью 7 статьи 3.2 Закона о закупках, являются обстоятельства непреодолимой силы, возникновение которых дает заказчику право на отмену «определения поставщика (исполнителя, подрядчика)».

Использование нетипичной для Закона о закупках терминологии («определения поставщика (исполнителя, подрядчика)») является очередным подтверждением того, что основу для вводимых изменений составляет Закон о контрактной системе, постепенное сближение Закона о закупках с которым не раз отмечали эксперты. К слову, аналогичная части 7 статьи 3.2 Закона о закупках норма содержится в части 2 статьи 36 закона о контрактной системе;

- установлены сроки хранения документов о проведении конкурентной закупки. Теперь заказчик не вправе уничтожать документы о проведении конкурентной закупке, а именно протоколы, заявки на участие в конкурентной закупке, окончательные предложения участников конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке, извещения о проведении запроса котировок, изменения, внесенные в документации о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке, в течение трех лет;

- определены два вида протоколов – протокол по результатам этапа конкурентной закупки (часть 13 статьи 3.2 Закона о закупках) и итоговый протокол (часть 14 статьи 3.2 Закона о закупках) и требования к их содержанию.

Требования к содержанию протоколов, составленных в ходе закупки, также установлены пунктом 34 раздела VII Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 908:

«34 Протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, а также иную информацию, предусмотренную Федеральным законом и положением о закупке, размещенном в единой информационной системе.».

При этом до вступления в силу Закона № 505-ФЗ Закон о закупках не содержал требований к содержанию протоколов, составленных в ходе закупки.

В качестве десятого изменения порядка осуществления закупки рассмотрим статью 3.3 Закона о закупках, определяющую условия взаимодействия заказчика, участника закупки с оператором электронной площадки (далее – ЭТП).

Согласно части 2 статьи 3.3 Закона о закупках оператор электронной площадки – это являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью или непубличного акционерного общества, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц либо количество голосующих акций, которыми владеют указанные граждане и лица, составляет не более чем 25 %, владеющее ЭТП, в том числе необходимыми для ее функционирования оборудованием и программно-техническими средствами, и обеспечивающее проведение конкурентных закупок в электронной форме в соответствии с положениями Закона о закупках.

Также часть 2 статьи 3.3 Закона о закупках устанавливает необходимость заключения между заказчиком и оператором электронной площадки соглашения, которое совместно с правилами, действующими на ЭТП, определяет условия функционирования ЭТП.

Согласно статье 3.3 Закона о закупках оператор электронной площадки обязан обеспечивать: направление участниками конкурентной закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке; размещение в единой информационной системе таких разъяснений; подачу участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений; предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам; сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме; формирование проектов протоколов; конфиденциальность информации:

1) о содержании заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений до момента открытия к ним доступа;

2) о содержании ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, за исключением проведения аукциона в электронной форме, а также дополнительных ценовых предложений (до формирования итогового протокола;

- непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней.

Установление требований к оператору электронной площадки, совместно с пунктом 2.1) части 10 статьи 3 Закона о закупках (в редакции Закона № 505-ФЗ), дает право любому участнику закупки обжаловать действия (бездействие) оператора электронной площадки в случае нарушения им требований Закона о закупках.

Данные изменения имеют огромное значение для участников закупки. До вступления в силу закона № 505-ФЗ участник закупки не смог вовремя направить заказчику заявку на участие в закупки, подать предложение по цене или запрос о даче разъяснений из-за технических проблем или ошибок ЭТП, то это считалось риском участника закупки, а оператор электронной площадки не нес ответственности за фактическое неисполнение ЭТП своих функций. Теперь в случае возникновения подобных ошибок ЭТП, участник закупки вправе обжаловать действия оператора электронной площадки в антимонопольном органе.

Однако стоит отметить, что на настоящий момент административная ответственность за нарушение оператором электронной площадки требований Закона о закупках не установлена.

Одиннадцатое изменение порядка осуществления закупки – требования к осуществлению конкурентной закупки закрытым способом, установленные статьей 3.5 Закона о закупках.

Согласно положениям данной статьи конкурентные закупки закрытым способом проводятся в соответствии порядком проведения конкурентной закупки (открытой и закрытой), установленным частью 3.2 Закона о закупках, с той лишь разницей, что информация о такой закупке не подлежит размещению в ЕИС, приглашения принять участие в закупке направляются заказчикам не менее чем двум потенциальным поставщикам (исполнителям, подрядчикам), а заявки от участников закупки должны поступить заказчику в запечатанных конвертах, а не через ЭТП.

При этом провести закрытую конкурентную закупку, согласно части 1 статьи 3.5 Закона о закупках, возможно только в одном из следующих случаев: сведения о такой закупке составляют государственную тайну; по решению координационного органа Правительства Российской Федерации.

Решение принимается в отношении конкретной закупки или закупок отдельных видов товаров (работ, услуг), осуществляемых в рамках инвестиционных проектов с государственной поддержкой, включенных в соответствующий реестр; по решению Правительства Российской Федерации.

Решение принимается в отношении конкурентной закупки или утверждает перечень товаров (работ, услуг) или оснований неразмещения информации в ЕИС.

Согласно части 4 статьи 3.5 Закона о закупках Правительство Российской Федерации определяет перечень операторов электронных площадок для осуществления закрытых конкурентных закупок. Такой перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 № 1447-р, в котором содержится информация лишь об одном операторе электронной площадки – общество с ограниченной ответственностью «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».

Двенадцатое и последнее из рассматриваемых в настоящей статье изменений порядка осуществления закупки – требования к закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Соответствующее название имеет статья 3.6 Закона о закупках, устанавливающая, что порядок и исчерпывающий перечень случаев проведения закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) устанавливается положением о закупке.

Однако главное изменение в осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – это установленное частью 5 статьи 4 Закона о закупках (в редакции Закона № 505-ФЗ) право заказчика не размещать в ЕИС информацию о такой закупке, если иное не предусмотрено положением о закупке. При этом согласно части 2 статьи 4.1 Закона о закупках (в редакции Закона № 505-ФЗ) заказчик обязан внести в реестр договоров информацию и документы о заключении, изменении, исполнении и расторжении договора, заключенного по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Данное изменение значительно облегчило жизнь заказчикам, которые теперь не обязаны готовить и размещать в ЕИС фактически не имеющие какой-либо информационно-практической значимости для кого-либо кроме, возможно, единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) документы – документацию о закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), извещение о проведении такой закупки, составляемые в ходе такой закупки протоколы.

3) Изменения порядка и особенностей закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства обязаны осуществлять лица, определенные в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», с учетом особенностей, определенных утвержденным данным постановлением положения.

Статья 3.4 Закона о закупках, в соответствии с ее наименованием, также устанавливает особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования ЭТП для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Первое изменение – изменение порядка осуществления конкурентной закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно части 1 новой статьи 3.4 Закона о закупках закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются в соответствии со статьями 3.2, 3.3 Закона о закупках, устанавливающих порядок осуществления конкурентной закупки. То есть изменения в порядок осуществления закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства аналогичны изменения в порядок осуществления конкурентной закупки.

Вторым изменением является установление способов осуществления конкурентной закупки и сроков их проведения (части 2, 3 статьи 3.4 Закона о закупках).

Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства могут осуществляться в электронной форме только следующими способами: конкурс в электронной форме, аукцион в электронной форме, запрос предложений в электронной форме, запрос котировок в электронной форме. Соответственно никакие иные способы закупки, определенные положением о закупе, не могут использоваться для осуществления закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом сроки размещения извещения о проведении конкурса в электронной форме и аукциона в электронной форме зависят от размера начальной (максимальной) цена договора:

- не превышает 30 миллионов рублей – конкурс в электронной форме – не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок, аукцион в электронной форме – не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок;

- превышает 30 миллионов рублей – конкурс в электронной форме аукцион в электронной форме – не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок– не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок.

Осуществление закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства способами запрос предложений в электронной форме и запрос котировок в электронной форме также зависит от размера начальной (максимальной) цена договора, однако не в части сроков размещения соответствующих извещений, а в части самой возможности их проведения:

- запрос приложений в электронной форме может быть проведен в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает пятнадцать миллионов рублей. При этом срок размещения извещения должен быть не менее чем за пять рабочих дней до дня проведения такого запроса предложений;

- запрос котировок в электронной форме может быть проведен в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает семь миллионов рублей. При этом срок размещения извещения должен быть не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения срока подачи заявок.

Третьим изменением являются этапы закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с выбранным конкурентным способом закупки.

Согласно части 4 статьи 3.4 Закона о закупках конкурс в электронной форме может включать в себя следующие этапы:

- проведение заказчиком обсуждения с участниками закупки функциональных характеристик (потребительских свойств) товаров, качества работ, услуг и иных условий исполнения договора в целях уточнения в документах о проведении конкурса в электронной форме, договора требуемых характеристик;

- обсуждение заказчиком предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товаров, качестве работ, услуг и об иных условиях исполнения договора, содержащихся в заявках участников конкурса в электронной форме, в целях уточнения в документах о проведении конкурса в электронной форме, требуемых характеристик;

- рассмотрение и оценка заказчиком поданных участниками конкурса в электронной форме заявок на участие в таком конкурсе, содержащих окончательные предложения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товаров, качестве работ, услуг и об иных условиях исполнения договора;

- проведение квалификационного отбора участников конкурса в электронной форме;

- сопоставление дополнительных ценовых предложений участников конкурса в электронной форме о снижении цены договора, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, услуг.

Согласно частям 6, 8 статьи 3.4 Закона о закупках аукцион в электронной форме и запрос котировок в электронной форме могут включать в себя этап проведения квалификационного отбора.

Для запроса котировок в электронной форме этапов не предусмотрено.

Таким образом статьей 3.4 Закона о закупках определен закрытый перечень возможных этапов в рамках конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме и запроса предложений в электронной форме. Соответственно дополнять закупку у субъектов малого и среднего предпринимательства иными этапами, даже определенными положением о закупке, заказчик не вправе.

Такое ограничение представляется не слишком выгодным для заказчика. Одним из наиболее частых этапов, проводимых заказчиками в рамках конкурентных закупок, в том числе закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства – переторжка. В ходе данного этапа участники закупки, очно в режиме реального времени или заочно, направляли заказчику новое предложение по цене либо другим характеристикам закупаемых товаров (работ, услуг) в случае заочной переторжки с целью повышения привлекательности своей заявки для заказчика. Переторжка зачастую проводится. Однако действующая редакция статьи 3.4 Закона о закупках не предусматривает возможность проведения подобного этапа в рамках запроса предложений в электронной форме и запроса котировок в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Четвертое изменение – определение состава заявки на участие в закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частью 19 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна состоять двух частей и ценового предложения следующего содержания:

- первая часть заявки должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги.

При этом не допускается указание в первой части заявки сведений об участнике закупки и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке;

- вторая часть заявки должна содержать сведения о данном участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника таких конкурса, аукциона или запроса предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.

При этом, согласно части 20 статьи 3.4 Закона о закупках, в случае содержания в первой части заявки сведений об участнике закупки и (или) о ценовом предложении либо содержания во второй части данной заявки сведений о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.

Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Согласно части 8 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна включать в себя: предложение участника закупки о цене договора; одно из следующих согласий участника закупки:

а) на выполнение работ или оказание услуг на условиях, предусмотренных проектом договора (в случае, если осуществляется закупка работ или услуг);

б) на поставку товара, в отношении которого содержится указание на товарный знак, на условиях, предусмотренных проектом договора и не подлежащих изменению по результатам проведения запроса котировок в электронной форме;

в) на поставку товара, конкретные показатели которого соответствуют значениям эквивалентности, установленным извещением (в случае, если участник запроса котировок в электронной форме предлагает поставку товара, который является эквивалентным товару, указанному в таком извещении), на условиях, предусмотренных проектом договора;

3) информацию и документы, предусмотренные документацией о конкурентной закупке, извещением о проведении запроса котировок в электронной форме.

При этом стоит отметить, что в пункте 3) части 8 статьи 3.4 Закона о закупках законодателем, скорее всего, допущена техническая ошибка, т. к., части 20, 21 статьи 3.2 и часть 5 статьи 4 Закона о закупках не предусматривает наличие документации о закупки при проведении запроса котировок в электронной форме.

Четвертое изменение – отдельные ЭТП для проведения закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Часть 11 статьи 3.4 Закона о закупках закреплена обязанность правительства Российской Федерации определить перечень операторов электронных площадок, соответствующих требованиям части 10 статьи 34 Закона о закупках, а именно:

- едиными требованиями, предусмотренными Законом о контактной системе и установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки»;

- дополнительным требованиям, установленным постановление Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 № 657 «Об утверждении дополнительных требований к функционированию электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства».

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 № 1447-р

В такой перечень включены следующие операторы электронных площадок: акционерное общество «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»; акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»; акционерное общество «Российский аукционный дом»; акционерное общество «ТЭК – Торг»; акционерное общество «Электронные торговые системы»; закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов»; общество с ограниченной ответственностью «РТС – тендер»; общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ».

Последним, пятым из рассматриваемых в настоящей статье изменений, касающихся закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, являются особенности заключения договоров по результатам таких закупок.

Согласно части 28 статьи 3.4 Закона о закупках договор по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства заключается в электронной форме на ЭТП путем его подписания электронными подписями заказчика и участника закупки. При этом предусмотрена возможность оформления протокола разногласий к проекту договора со стороны участника закупки в случае несоответствия условий данного проекта договора извещению о закупке, документации о закупки или заявке такого участника. Такой порядок заключения договора напоминает порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона, установленный Законом о контактной системе.

В настоящей статье мы рассмотрели большую часть изменений, внесенных в Закон о закупках Законом № 505-ФЗ. По результатам рассмотрения данных изменений стала очевидна тенденция к сближению положение Закона о закупках с положениями Закона о контрактной системе. Возможно, в будущем законодатель объединит требования к закупкам для государственных и муниципальных нужд и закупкам отдельными видами юридических лиц, создав единые требования к таким закупкам, а также определив их особенности в одном нормативном правовом акте.

Список литературы

  1. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // Собрание законодательства РФ – 2011. – № 30 (ч. 1). – Ст. 4571.
  2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.10.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 14. – Ст. 1652.
  3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 1 (Часть I). – Ст. 89.
  4. О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Федеральный закон от 31.12.2017 № 496-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 1 (Часть I). – ст. 80.
  5. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 32 (Часть II). – Ст. 5135.
  6. Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (ред. от 15.11.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 51. – Ст. 7438.
  7. Об утверждении дополнительных требований к функционированию электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства. Постановление Правительства РФ от 08.06.2018 № 657 // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 26. – Ст. 3844.
  8. Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ, от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р (ред. от 28.07.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 30. – Ст. 4767.
  9. Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КрнсультантПлюс».

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк