Законодательные аспекты применения современных финансовых активов в Российской Федерации

Валова Мария Игоревна – студент магистратуры кафедры Корпоративных финансов и оценки бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема использования цифровых финансовых активов, а именно криптовалют, на территории Российской Федерации. Рассмотрены основные законодательные акты, регламентирующие взаимоотношения субъектов в указанной отрасли, а также проекты Федеральных законов. Проанализованы основные мнения ключевых участников. Также рассмотрено влияние основных преимуществ и недостатков криптовалют на формируемые законодательные акты.

Ключевые слова: Криптовалюта, биткоин, цифровые финансовые ресурсы.

Современный мир не стоит на месте, и научно-технический прогресс серьёзным образом внёс изменения в различные аспекты повседневной жизни компаний. За последние десятилетия существенно была затронута и финансовая сфера, коренным образом были изменены традиционные представления в части денежных средств, их эквивалентов, платежных систем и т.п. Данные изменения несомненно породили финансовые новшества, к которым без каких-либо оговорок можно отнести криптовалюту.

Рассматривая понятие криптовалюты с технической точки зрения, можно дать следующее определение. Криптовалюта – это особая транзакционная запись в виде реестра, который распределен между участниками в электронном виде без эмиссионного или расчетного центра. Непосредственно сам реестр организован с помощью особой технологии – блокчейн. По всему миру за последние годы существенно возросло количество компаний, которые используют в своей деятельности биткоин. К такого рода компаниям относятся, в том числе, небезызвестные Microsoft, Dell и Overstock. Чем именно биткоин привлекает свое внимание рассмотрим далее.

Во-первых, важно отметить достаточно низкие комиссии или же их полное отсутствие. Осуществляя перевод средств традиционным способом, финансово-кредитные учреждения берут достаточно высокие комиссии, зависящие, как правило, от суммы сделки. В случае использования биткоинов, отдельные платежные онлайн-системы не взимают комиссий при осуществлении транзакций.

Вторым наиболее существенным достоинством является скорость осуществления транзакции. Традиционные банковские переводы, как правило, длятся в среднем от трёх до пяти банковских дней. В случае с криптовалютой осуществление отдельной операции занимает от 10 минут до 5-7 часов в зависимости от отдельных случаев.

Безопасность системы биткоина находится на достаточно высоком уровне, т.к. в настоящее время взломать систему практически невозможно по причине отсутствия необходимых технических мощностей.

В случае использования биткоинов отсутствуют финансовые посредники, такие как банки-корреспонденты при традиционной финансовой системе. Осуществление транзакций без посредников снижает время на осуществление операции, стоимость самой операции (комиссии), а также сводится к нулю риск возможных ошибок. В связи с тем, что у биткоина отсутствует контролирующая сторона, а также отсутствует единый расчётный центр, то сделки неконтролируемые – отсутствует уполномоченный орган, отменяющий платежи, никто не устанавливает ограничения и не вмешивается в сложившуюся работу сети. Также, в связи с тем, что платежи осуществляются напрямую, операции не откладываются по причине праздников, выходных и «небанковских» часов. Операции осуществляются неограниченное число раз в любое время суток. Работая с биткоином следует помнить о том, что операции являются необратимыми, т.е. становится невозможно отменить платеж, который уже был отправлен. Таким образом, чарджбеки, характерные для традиционной системы, отсутствуют.

Несомненно, рынок цифровых финансовых активов развивается и может коренным образом повлиять на экономику России. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) оценило влияние рынка криптовалют на финансовую стабильность Российской Федерации. По данным экспертов, вложения в виртуальные валюты российских резидентов уже составляют 7,5 - 14 млрд долл., высокая волатильность курсов могла бы создать риски для финансовой системы, но их нивелирует высокая концентрация владения криптовалютными активами. Представленные цифры, безусловно, показывают неподдельный интерес к новой цифровой валюте среди наших соотечественников [4].

В связи с тем, что в Российской Федерации цифровая экономика ещё недостаточным образом освещена на законодательном уровне, а также отсутствует единый государственный подход к вопросам, касающимся, к примеру, криптовалют, становится актуальным вопрос законности использования различных цифровых ресурсов в финансовой сфере. Несмотря на это, востребованность и актуальность самой темы возрастает с каждым днём. Особо актуальными становятся вопросы, непосредственно связанные с операцией продажи криптовалют, а именно, вопросы налогообложения.

Привлекая средства на так называемом «цифровом» рынке, на первый план выходит вопрос о законности использования в деятельности компаний. Изучая проблематику данного вопроса, в первую очередь следует основываться на действующем законодательстве. Статья 75 Конституции Российской Федерации говорит о том, что денежной единицей является рубль, а также эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком РФ. Таким образом, использовать криптовалюту в качестве денежных средств запрещено на государственном уровне. Таким образом, на данный момент негласно в российском законодательстве криптовалюта является так называемым денежным суррогатом, выпуск которого запрещается ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Однако в законодательстве Российской Федерации отсутствует какое-либо упоминание о криптовалютах. Соответственно, прямого запрета на её использование нет. Рассматривая использование биткоина с точки зрения полученной выгоды, а также факта, что любой доход должен облагаться налогом на прибыль, ставится под сомнение законность биткоинов. В Налоговом Кодексе РФ отсутствует статья о налогообложении операций с биткоинами. Помимо использования биткоинов, также в законе не освещен и сам процесс майнинга (выпуска криптовалют). В связи с тем, что данный процесс является полноценным источником дохода, который не проходит декларирование, то и налогами он не облагается. Таким образом, на данный момент в России отсутствует какое-либо законодательное регулирование области криптовалют, а значит, любые действия с ними могут трактоваться государственными органами двояко.

Однако на данный момент Министерством финансов РФ подготовлен проект документа, регламентирующий отношения в сфере финансовых активов. Согласно статье 4 данного документа, законодательно разрешается совершать сделки по обмену цифровых финансовых активов на рубли, иностранную валюту, другие цифровые финансовые активы исключительно посредством оператора обмена – юридического лица, осуществляющие сделки по обмену финансовых активов. Существует и ограничение – сделки, которые осуществляются с привлечением Оператора, в соответствии с ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах», должны проводиться только в соответствии с Правилами организованных торгов, которые должны быть зарегистрированы в Центробанке РФ. В соответствии с тем же проектом Федерального закона, если сделку осуществляет неквалифицированный инвестор, то финансовые активы могут быть списаны или зачислены только на специальный счет, правила открытия которого закреплены Центробанком РФ.

Однако в ответ на проект Федерального закона Минфина Центральный Банк РФ подготовил законопроект, не предусматривающий обмен цифровых финансовых активов на денежные средства. Основным аргументом является то, что использование необеспеченных криптовалют создает большой финансовый риск и для инвесторов, и для потребителей.

Стоит также принять во внимание информационное сообщение Росфинмониторинга «Об использовании криптовалют». В связи с тем, что использование криптовалют децентрализовано, отсутствует контролирующий орган, а также операции проводятся анонимно, Росфинмониторинг рассматривает использование криптовалют как основание для проверки таких компаний с точки зрения отнесения операций с криптовалютой к сделкам, направленным на легализацию доходов, полученных преступным путём, а также финансирование терроризма.

Таким образом, вопрос законности использования современных криптовалют в текущей деятельности компаний остаётся открытым, как видно из обзора – мнения уполномоченных государственных органов разнятся принципиальным образом.

Список литературы

  1. Лоскутов И.Н. Технология блокчейн в сфере ПОД/ФТ / И.Н. Лоскутов, Ф.К. Иванов // Вестник Российской академии естественных наук. 2017. N 3. С. 41 - 48.
  2. Информация Банка России от 04.09.2017 "Об использовании частных "виртуальных валют" (криптовалют)".
  3. Проект Федерального закона "О цифровых финансовых активах" (подготовлен Минфином России) (ред. до внесения в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.01.2018).
  4. Московская биржа готовит инфраструктуру для проведения компаниями.[Электронный ресурс]https://www.kommersant.ru/doc/3651965 (дата обращения 01.12.2018).

Интересная статья? Поделись ей с другими: