Роль национальных спортивных игр в педагогическом процессе

Калмуpзаев Кайрат Сатбекович – старший пpеподаватель Международного гуманитарно-тeхнического унивeрситeта.

Куандыков Сагындык Танирбергенович – старший пpеподаватель, Международного гуманитарно-тeхнического унивeрситeта.

Кадырбаев Талгат Амангельдыевич – старший пpеподаватель-магистр Международного гуманитарно-тeхнического унивeрситeта.

Накыпбеков Абибулла Даткабекович – учитель СШ №36 им.Казыбек би города Шымкент.

Аннотация: Данная статья посвящена националиным играм казхского народа, рассмотрeна роль национальных видов спорта в пeдагогичeсом процeссe и исслeдования в соврeмeнном Казахстанe.На основании данного исследования сделан вывод о том, как важны и необходимы данные игры в обучающем процессе молодежи.

Ключевые слова: Игры, казахский народ, спорт, педагогический процесс.

Как известно, для каждого народа есть национальные игры, демонстрирующие крепость и благородство, культуру и поведение. Умногих из них, сформированы общие правила, вошедшие в календарь соревнований, ставшие отдельным видом спорта. Какова сегодняшний облик казахского национального спорта в целом? В основном, у казахского народа более 200 национальных игр, широко распространенных среди населения. В настоящее время многие из них находятся в плачевном положении. Даже перед исчезновением. Только некоторые из них развивается на должном уровне, как национальный вид спорта. К их числу можно отнести такие игры, как "қазақша курес", "тогызкумалак", "кокпар".

Национальные игры, казахские национальные игры-традиционные развлечения, которые сложились с древнейших времен. История сегодняшних игр нации на казахстанской земле образован в 1-м тысячелетии до нашей эры. Игры" Тогызкумалак"," куыршак"," асык " широко распространены в странах Ценртральной Азии. Играя в национальные игры дети и подростки, совершая различные упражнения, развивают физические способности, развивают кругозор. Казахский народ, ставил перед собой задачу, чтобы дети росли здоровыми, становились настоящими гражданами. Как один из главных инструментов традиционного воспитания, мы объединяем и развиваем национальные игры. Это также свидетельствует о наличии нескольких вариантов одной игры (Напр., "белбеу тастау", "орамал тастау", "хан талапай", "жаяу кокпар", т. б.). Основы национальных игр в казахском обществе, его происхождение начинается с кочевых традиционных хозяйственных отношений. Многие из них основаны на скотоводстве, охоте, враждебности.[4] Главное воспитательное значение национальных тгр - привлечение будущих поколений к профессии, специализация, т. е. они являются одной из сфер традиционной национальной педагогики.

Наша главная цель-обеспечить духовное содержание, национальный характер знаний в наших действиях, поскольку это будущее нации. Мы должны признать, что, несмотря на это, мы не можем найти конкретные механизмы реализации. Для этого необходимо обратить внимание на вопрос формирования национальной системы образования. В связи с тем, что в современном образовании и образовании система образования является унифицированной системой Советского Союза, а в ряде педагогических принципов-ориентированной на формирование советского гражданина. Он был направлен на воспитание подрастающего поколения в духе культурного наследия, духовной сокровищницы, традиций, языка и традиций страны. Конечно, необходимо признать, что уровень обучения был высоким. В то же время, никто не сомневается, что он удален от наших национальных ценностей, нет национального характера, духовного тела, не учтен судьба нации, особенности страны, менталитет народа.

Будущее независимой страны измеряется глубиной знаний молодежи. Білімдіде подробнее, способных поколения - бесценное достояние нации. На сегодняшний день одна из актуальных проблем педагогической науки - подготовка поколения, способного всесторонне развить ученика, использовать новейшие достижения науки, заниматься творческой работой, с широким мировоззренческим взглядом, духовно богатым, осознающим национальные качества.

Традиция-совокупность исторически сложившихся социальных норм и правил, которые переходят из поколения в поколение, от дедушки к ребенку. Поэтому есть место, что традиция – методологическая основа образования.Систематизация методологических основ исследования содержания национального образования, поиск путей введения в научный оборот национальных мировоззренческих принципов в процессе обучения, их источников.

И после этого все мы убеждаемся в том, что необходимо определить культурообразующие функции образования. 1 .

Но, тем не менее, обратим внимание на то, что человек, не впитавщий своим собственным культурным богатством, не обладает огромной мировой цивилизованностью. И здесь еще один факт, что наши знания, полученные в эти дни, становятся незабываемыми, а традиция и фольклор нашего народа до сих пор не забыты. В чем суть проблемы?- возникает вопрос. Ведь они-образ жизни нашей нации.

Сегодня можно использовать национальные игры, не только из за того, чтобы национальные традиции стали культурным наследием, унаследованный от предков, но и для того, чтобы привить в сознание молодого поколение традиции, сформировавшиеся из древнейших национальных традиций и обычаев независимого народа.

Отрадно, что в настоящее время широко набирает обороты внедрение национальных игр в уроки физической культуры. Национальные игры, используемые в школах: Аксерек-Коксерек, тоғызкумалак, асык ату, кыз куу, охотники и зайцы, аксуйек и т. д. б. При внедрении национальных игр на уроках физической культуры в школе уделяется внимание возрастным особенностям детей.

Казахские национальные игры подразделяются на пять основных. Это: связанные с домашными животными; с различными предметами; игры требующие внимания; игры связанные с ловкостью и гибкостью; и сложившиеся в последнее время. Многие из этих игр имеют специальные стихи, сформированные с древнейших времен. Стихи способствуют эстетическому влиянию игры, развивают у детей внимание к стихотворению, развивают мировоззрение,приобщают к труду, оживляют и закаляют.

Для учащихся начальных классов, то есть с 1 по 4 классы, используются такие игры, как "аксерек-серек", "ушты-ушты", "асык ату", "охотники и зайцы", "айголек". Среди учащихся 5-7 классов были проведены такие игры, как "кызыл ту", "сакина", "платок","перетягивание каната", "воины петухи". Среди учащихся 8-11 классов были проведены игры" қыз куу"," ак суйек"," аркан тартыс", тогызкумалак. Внедрение национальных игр на занятия по физической культуре приведет закаливанию организма юношей, укрепляет оперативность, ловкость, внимательность. Например, игра тогыз кумалак способствует быстрому математическому расчету и тренирует мысль человека. А такие игры, как" қыз қуу"," аксуйек", прививают детей к движению. Игра "асык ату", повышает меткости учащиехся. 3.

В настоящее время среди казахских национальных игр "тогызкумалак" и "қазақша күрес" вышли на мировую арену. К сожалению учителя физической культуры в школе ограничиваются только организацией кружков "тоғызқұмалақ", "қазақша күрес".Если бы увеличить кружков основанных на таких игр, то подтянулись бы большее количества учащихся.

Основная цель, характерная для каждого из национальных игр-это воздействие на человека, дать ему информацию об окружающей среде, формировать, воспитать в духе патриотизма. В каждой национальной игре, которая пробуждает человека к знаниям, познанию жизни, сплоченность коллектива, уважение к товарищу, умение общаться с другими и т. д. есть такие дидактические основы, как формирование нравственных качеств, необходимых для жизни, целостный педагогический процесс, фундаментальная идея.

Игры нации - это незаменимый инструмент комплексного воспитания, целостного педагогического процесса. Казахские национальные игры - это универсальное средство, которое оказывает всестороннее воздействие на развитие физических, умственных и нравственных качеств человека. Он является учебно-воспитательным средством, отвечающим современным единым педагогическим требованиям в самообразовании, обогащающим педагогико-социальную обстановку на дидактической основе.

В результате сознательного использования национальных игр в учебно-воспитательной работе предусматривается цель-обогащение содержания урока, повышение интереса учащихся к знаниям и знаниям, расширение кругозора, усиление жизненного интереса.

Использование национальных игр в качестве дидактического материала не означает проведение единых игровых занятий. Есть способы его эффективного использования. Он позволит повысить эффективность и сохранить способность учащихся работать в каждом уроке.

Если основной особенностю нации от другой нации, является язык, то ребенок научиться, овладевает играя, развивает его. Если говорить об обычаях, традициях, обычаях, традициях, которые по-своему украшают национальность и отличают от других, то все это передается ребенку с детства. Его ребенок принимает в игре и получает первые уроки коллективной жизни. Национальные игры формирует у человека ментальность(менталитет). Он в повседневной жизни незамеченным, постепенно проникает и закладывает основу всей жизни.

Воспитательную основу казахских национальных игр составляет круг сложных действий, которые не могут быть выражены одним словом. С учетом воспитательных основ национальных игр, передаваемых подрастающему поколению, эффективности их практического использования, мы планируем сгруппировать следующим образом. В частности: умственное воспитание, физическое воспитание, нравственное воспитание, воспитание здорового образа жизни, трудовое воспитание, эстетическое и художественное воспитание, патриотическое воспитание, интернациональное воспитание и др. Это способствует достижению основной цели в сочетании с другими дидактическими средствами в учебных заведениях, ориентирующими целостный педагогический процесс в школе, личности, здоровому образу жизни, прививающими у молодежи знания, умения, навыки, деловые качества.

Такая новая система способствует развитию системы мышления и личностного потенциала ребенка в проведении уроков физического воспитания. Одной из таких возможностей является использование национальных игр в физическом воспитании общеобразовательной школы, повседневной жизни.

После обретения независимости нашей нации, во всех сферах жизни страны приведен значительные нововведения . На сегодняшний день основной целью, стоящей перед учебными заведениями всех уровней, является формирование патриотических чувств, воспитание молодежи в духе казахстанского патриотизма . Стоит задача превратить национальные игры в основную идейную основу учебно-воспитательной работы. В выполнении реализации этой социально-педагогической идей национальные игры являются ключевыми помощниками.

С давных времен, в воспитании подрастающего поколения национальные игры способствуют, общению в обществе, взаймодейстию с окружающим миром, в дальнейшем мы должны по-новому взглянуть на нашу жизнь и искусство, принимать активное участие в преобразовании воспитания молодежи с учетом национальных интересов, древнейшей мечтой нашего народа.

Список литературы

  1. Пошаeв Д.Қ., Кeмeлбeкова Г.А. Образования – в контексте культуры. // Труды международной научно-практической конференции 3 том. Шымкeнт ЮКГИ 2004 – 144-147 ст.
  2. Нығмeт Ж. Қазақ тілі хрeстоматиясы . Алматы , - 2003,- 392 бeт.
  3. Төтeнаeв А.Г. Казахские национальные и спортивные игры. – Алматы, 1995. – 83 ст.

Интересная статья? Поделись ей с другими: