Конституционно-правовое обоснование развития суда присяжных заседателей в России

Коровин Александр Александрович – магистрант Пермского государственного национального исследовательского университета.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы суда с участием присяжных заседателей, в котором основной вопрос судопроизводства - вопрос о виновности или не виновности подсудимого - решается присяжными заседателями, а не профессиональными судьями, которые состоят на государственной службе.

Ключевые слова: Суд присяжных заседателей, судопроизводство, суд, правотворчество.

Право на доступ к осуществлению правосудия выступает как составная часть прав на осуществление государственной власти. Право на доступ к доступ к осуществлению правосудия реализуется посредством формирования корпуса профессиональных судей, а также участия граждан в суде присяжных. Суд присяжных также выступает гарантией судебной защиты прав и свобод граждан.

Исследование права на доступ к осуществлению правосудия показало, что необходимы изменения в действующее законодательство. Можно предложить следующие изменения. Право осуществления правосудия по уголовным делам характеризируется в ст.2 Федерального закона от 20.08.2004 №113-ФЗ одновременно как право граждан, и как их гражданский долг. Введение понятия гражданского долга в отношении участия в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей нарушает закрепленную в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ гарантию на свободу труда и прямо противоречит запрету принудительного труда, установленному ч. 2 ст. 37 Конституции РФ. То есть необходимо исключить из ст.2 Федерального закона от 20.08.2004 №113-ФЗ понятие «гражданский долг».

Вступление в силу Федерального закона от 23 июня 2016 г. №190-ФЗ привело к наделению районных и гарнизонных военных судов полномочиями по рассмотрению уголовных дел с участием коллегии присяжных заседателей из шести человек, а также к сокращению до восьми человек числа присяжных заседателей при разбирательстве уголовных дел в судах субъектов РФ. По нашему мнению, при рассмотрении уголовных дел с участием коллегии присяжных заседателей в районных и гарнизонных судах, необходимо увеличить число присяжных до 8 человек (как в судах субъектов РФ), или до 12 человек. Дело в том, что коллегии присяжных в 6 человек слишком мала для вынесения обвинительного или оправдательного приговора по уголовному делу.

Опыт развития суда присяжных в ряде стран (например, в США) показывает, что возможна разработка механизма участия граждан и в отравления правосудия по гражданским и административным делам. То есть по нашему мнению, возможно выделение определенных категорий гражданских и административных дел, которые могут рассматриваться с участием присяжных заседателей.

Для подсудимых возможность выбора присяжных заседателей представляется гарантией судебной защиты их прав и свобод. Правда, данное право ограничено перечнем составов преступлений, по которым возможно рассмотрение уголовных дел. Проблемой является то, что начиная с вступления в силу действующего УПК РФ, происходило уменьшение состав преступлений, по которым было возможно рассмотрение уголовных дел. В итоге из 51 состава преступлений выделенных в УПК РФ, предусмотренных некогда, к 2017 году осталось всего 33 состава. Необходимо прекратить процесс уменьшения составов преступлений, по которым возможно рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей.

Современный суд присяжных это демократический институт, позволяющий профессиональному судье с привлечением избранных заседателей рассматривать целый ряд уголовных судебных дел. При этом для подсудимых возможность выбора присяжных представляется гарантией судебной защиты прав и свободы. Принятие Федерального закона от 23 июня 2016 г. №190-ФЗ на наш взгляд знаменует особый этап развития института суда присяжных связанный как раз с расширением полномочий суда присяжных. В течение 2017 года принимались меры направленные на подготовку судов к работе в новых условиях.

К перспективам развития суда присяжных в России можно отнести то, что с 1 июня 2018 года районные и гарнизонные военные суды будут наделены полномочиями по рассмотрению уголовных дел с участием коллегии присяжных заседателей из шести человек. Также произойдет расширение предметной (родовой) подсудности суда присяжных районных и гарнизонных военных судов, сокращение до восьми человек числа присяжных заседателей при разбирательстве уголовных дел в судах субъектов РФ и окружных военных судах. Реформа на наш взгляд направлена на сосредоточение потенциала судов второй инстанции на осуществление своего основного предназначения - проверки законности, обоснованности и справедливости судебных актов районных судов и мировых судей - основных звеньев системы судов общей юрисдикции. Внесенные изменения в целом позитивны, поскольку за счет меньшего количества присяжных заседателей в коллегии упростится процедура отбора кандидатов, появится возможность их привлечения для участия при рассмотрении дел судами районного уровня. Перспективы развития суда присяжных в России на наш взгляд во многом зависят от того, как будет работать реформа суда присяжных. То есть, заработают ли усеченные составы присяжных.

Участие граждан в отравления правосудия по гражданским делам в РФ в силу своей социальной значимости могло бы быть весьма эффективно применено, например, в ряде семейных дел, таких, как лишение родительских прав, установление места жительства ребенка. Споры о взыскании морального вреда, о защите чести, достоинства и деловой репутации. Некоторые жилищные споры, в частности, о выселении незащищенных слоев населения (инвалиды, престарелые, несовершеннолетние дети).

На основании проведенного исследования можно предложить следующие изменения в действующее законодательство:

-Внести в статью 6 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» с целью усиления ответственности следующие изменения: В целях выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования направляет межведомственный запрос в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о представлении сведений о наличии непогашенной или неснятой судимости у кандидата в присяжные заседатели. За непредставление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление заведомо неверной информации должностные лица органов и организаций, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, несут ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.».

-С целью возврата к численности присяжных в 12 человек, необходимо внести изменения в ч. 2.1 ст.30 УПК РФ. В настоящее время пункт начинается так: судья районного суда, гарнизонного военного суда и коллегия из шести присяжных заседателей (далее по тексту). Необходимо изложить статью в следующей редакции: судья районного суда, гарнизонного военного суда и коллегия из двенадцати присяжных заседателей (далее по тексту).

-Необходимо внести в Гражданский процессуальный кодекс положения о возможности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел с участием присяжных заседателей. Так в п.1 ст.14 Гражданского процессуального кодекса РФ закреплено: Дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями единолично. В случаях, предусмотренных федеральным законом, дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей. На наш взгляд можно дополнить п.1 ст. ст.14 Гражданского процессуального кодекса РФ следующим положением. В случаях, предусмотренных федеральным законом, дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей, либо с участием присяжных заседателей.

Список литературы

  1. Александрин В.И. Обжалование оправдательного приговора, постановленного на основании вердикта коллегии присяжных заседателей // Законность. 2016. N 10. С. 34 - 39.
  2. Астафьев А.Ю. Социально-правовые основы осуществления правосудия по уголовным делам с участием присяжных заседателей // Администратор суда. 2018. № 1. С. 26 - 29.
  3. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015. 272 с.
  4. Байдарова М.А. Конституционно-правовая природа суда присяжных заседателей в Российской Федерации // Современное право. 2015. № 6. С. 101 - 105.
  5. Безруков А.В. Реформирование судебной власти в условиях разделения властей и обеспечения единства судебной системы России // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 2. С. 45 - 48.
  6. Верещагин А.Н. О развитии суда присяжных в России // Закон. 2017. N 2. С. 101 – 113.
  7. Тарасов В.Н. Актуальные проблемы института суда присяжных на современном этапе // Судья. 2016. N 2. С. 45 - 50.
  8. Данные Судебного департамента – URL-: http://cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 31.10.2018).

Интересная статья? Поделись ей с другими: