УДК 821.512.154

Значение черного и красного цвета в произведении Т. Касымбекова “Баскын”

Соорбекова Айнур Тобокеловна – старший преподователь кафедры Государственного языка Межфакультета Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына.

Аннотация: В данной статье расскрывается, что Т.Касымбеков глубоко знаком с традицией и историей нации, в своих романах автор очень много обращал внимание на черный и красный цвет. Были сделаны выводы, что в военных походах красный флаг как символ единства союзных племен и государственности всегда находился в центре, а черный цвет всегда, как и смерть, говорит о тишине и спокойствии, означает окончание.

Ключевые слова: Красный, черный, союз, символ, государство, единство, язык, знамя, воин, писатель.

Говоря об истоках исторической романистики Т. Касымбекова в целом, следует особо отметить следующее обстоятельство. Во-первых, у писателя были довольно крупные предшественники, весьма талантливые и с глубоким знанием и чувством национальной истории. В своих романах автор очень много обращал внимание на черный и красный цвет. Как подчеркнула Г.Аалиева: “У кочевников флаг с красным цветом являлся флагом конфедерации или союза племен. В случае с кыргызами, флагом союза сорока кыргызских племен. т. е. красный флаг являлся символом государственности кыргызов. Именно поэтому в эпосе "Манас" государственный флаг хана кыргызов был красного цвета. В военных походах красный флаг как символ единства союзных племен и государственности всегда находился в центре. По некоторым данным в орхоно-енисейских надгробных текстах встречались надписи "Алое знамя моего государства". По мнению отдельных исследователей, эти могилы могли принадлежать воинам енисейских кыргызов. Т.е. данные надписи косвенно, дают основание предполагать, что у енисейских кыргызов государственный флаг был красного цвета. Красный флаг выступал символом государственности могущественных кочевых держав и союзов племен. Например: "Взметнулось красное знамя Подоспело племя ограк. Поднялся черный прах. Сражаясь с ним, мы задержались.." [1].

В романе Т.Касымбекова черный свет означает черный цвет всегда бросает вызов, чтобы человек попытался освободить свою сущность, то есть человек должен пройти через черное, чтобы познать, как много в нем белого. Он всегда, как и смерть, говорит о тишине и спокойствии, означает окончание. Шаа мүйүз өгүздөн зыңгырата артылган жүгүн чоң кара тебетей эркек, койкойгон ак элечек зайып , тестиер бала болуша тез түшүрүп, дароо эле төрт канат кызыл торун чое кере тикелей кое бир убакта тебетейчен тегерек немесин жыгач менен өйдө көтөрүп, беркилери узун кызыл шиштерин кыдырата сайышып, жанагы тегереги ового токтоп калды . Эң акыркы кызын ортого ала жетелешип барышып, төрт мейман дагы эле аярланыша туземчи өзү кыша эшигин көтөрүп ачкан үйүнө киришти . Кичинекей кара чийкил зайып “келгиле, келгиле” кылып калды , төрлөттү. Эти бышып, дасторкону даяр экен. Кеселеп пыяз тууралган шорпо берилди, нан арбын болду. Мужуктун өзү түгүл тиги дагы эле мылтыгын колтуктап отурган уланына дейре устукан жилик тартылды кылтыйган сары кызга чүйгүндөп насибе коюлду. Тиги күдүңдөп керели – кечке жаны тынбаган Кузьминдин үйүнө жөлөнө ныксырап турду. Көзүнө серт чоң кара тебетейди көрө сала кымырылып энесинин жанына барып, дагы таң, эликтин улагындай элтейип тиктеп, токтоло калды. Чапчаң келди боз жорго. Кийингени түз жака сур чепкен, арык чырай буудай өңүнө куп келишкен чыкыйган көрпө тебетей, көмүрдөй кара муруту кылайта сыпаа чертилген, али жигит сынын бузбаган бирөө экен. Красный цвет – цвет сильной энергии. Еще этот цвет связывали с полной потерей самоконтроля и с жарким временем года. Черный цвет у кырызов противостоит к белому свету. Красный цвет ассоциируется с энергией, жизнью, силой и могуществом государства. По информации средневековых источников, енисейскими кыргызами управлял правитель с титулом ажо. Символами его власти были конический головной убор с золотым ободком и знамя, водруженное у дворца. Кыргызы были язычниками. Об этих цветах М.Купер, А.Мэтьюз сказали выразили такое мнение: “Черный и белый цвета вместе гасят друг друга, уже не несут своей первоначальной информации, не несут давление на психику. Следует обращать внимание на возраст, в котором отвергается черный цвет. Как правило, черный цвет выбирается, когда наступает депрессия и отвергаются окружающие».

Эпос «Манас» довольно убеждает, что красный флаг, является символами государственности кыргызов. Красный цвет олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе, он всегда добивается того, чего хочет (в зависимости от оттенка – способ достижения). Он всегда в движении, всегда источник энергии. Красный цвет любит быть первым, но не всегда может им быть – это зависит от разрушительных качеств. Девиз этого цвета – “пусть выживет сильнейший”. Красный цвет заставляет насторожиться при опасности, символизирует страсть, возбуждает страстность, т.е. страстно любит, страстно ненавидит и страстно верит. Таким образом, ему свойственна максимальность в чувствах. Красный ищет справедливости, но довольствуется только ее видимостью. В связи с высокой активностью – хороший реформатор. Такого человека надо постоянного убеждать, что он первый, если нет, то он все разрушит, затянет войну, не думая о жертвах (он эгоист). В положительном аспекте такой человек – солдат, отдающий жизнь за цель; в негативном – тиран и убийца. Этот цвет всегда привлекает внимание, он демонстративен. Красный цвет ассоциируется с энергией, жизнью, силой и могуществом государства. По информации средневековых источников енисейскими кыргызами управлял правитель с титулом ажо. Символами его власти были конический головной убор с золотым ободком и знамя, водруженное у дворца. Кыргызы были язычниками. Красный флаг являлся государственным флагом. По некоторым данным в орхоно-енисейских надгробных текстах встречались надписи "Алое знамя моего государства". По мнению отдельных исследователей, эти могилы могли принадлежать воинам енисейских кыргызов. Т. е. данные надписи косвенно, дают основание предполагать, что у енисейских кыргызов государственный флаг был красного цвета. Красный флаг был государственным флагом могущественных держав и союзов племен Центральной Азии.

Список литературы

  1. Аалиева Г. Сообщение эпосе “Манас” о символах и атрибутах государственного аппарата кыргызов. [Электронный ресурс] https: \\ m. ok. Ru (дата обращения 12.10.2018)
  2. Касымбеков Т. Чыгармалар жыйнагынын 8 томдугу. - 8т. - 2008. –С. 149.
  3. Касымбеков Баскын.Бишкек. - 2008. – С. 53.
  4. КуперМ., Мэтьюз А. Как понимать язык цвета. [Электронный ресурс] www. klex. ru (дата обращения 12.10.2018)
  5. Молдобаев И.Б. Эпос «Манас» как источник по истории государственности кыргызов. - С.43.
  6. Манас. по варианту С. Орозбакова. С. 28.

Интересная статья? Поделись ей с другими: