УДК 001.895

Технология поддержки инновационной деятельности

Семенов Сергей Владимирович – кандидат технических наук, ООО «Тверские информационные технологии».

Аннотация: Данная статья посвящена технологии поддержки оценки, выбора и реализации инновационных проектов. В настоящее время это актуальный вопрос для всех предприятий, т.к. конкурентоспособность в современной экономике основана на инновациях, появляющихся как результат инициативных предложений. Проведен анализ, проработки и оформления проектов.

Ключевые слова: Инновация, инновационный проект, инновационная деятельность, информационные технологии, цифровая платформа, поддержка, сервисы.

В настоящее время для успешной поддержки оценки, выбора и реализации инновационных проектов необходимы следующие три основных условия: хорошая методология, хороший инструмент поддержки и соответствующая инновационная инфраструктура. В настоящее время наиболее целесообразно эти условия реализовывать в виде цифровой платформы (ЦП) поддержки инновационной деятельности. Инициатор инновационного проекта, или другая заинтересованная сторона, используют информацию и сервисы ЦП для формирования, анализа и продвижения инновационных проектов. ЦП является аккумулятором как технической информации по предметной области инновационного проекта, так и отражением состояния производственно-экономической и потребительской ситуации на рынке в данном секторе рынка. ЦП поддержки инновационной деятельности является как общим источником информации, так и общим языком описания инновационного проекта для всех заинтересованных сторон в данном инновационном проекте. Пользователями ЦП могут быть как отдельные лица, так и организации, осуществляющие поддержку инновационной деятельности как регионе, так и в некоторой прикладной предметной области.

При переходе на инновационный способ производства конкурентоспособной продукции в промышленной сфере возникает ряд серьезных проблем. Это обусловлено принципиальными различиями в философии «заказной» и «инициативной, инновационной» модели появления новых товаров и услуг. К основным проблемам становления инновационной модели можно отнести:

Нельзя отрицать, что что государство предпринимает значительные усилия по стимулированию внедрения предприятиями инновационных методов создания конкурентоспособной продукции. Если до недавнего времени государственная поддержка заключалась в реализации государственных программ (федеральных, ведомственных) по финансированию отдельных предприятий и отраслей в основном на безвозвратной основе. То сейчас основной упор делается на использование так называемых финансовых и нефинансовых «Институтов развития». В частности, это институциональные и частные инвесторы, которые инвестируют предприятия и отрасли на принципах проектного финансирования, на возвратной основе, с возможностью возврата средств от реализации проекта (продажи продукта или эксплуатации объекта). Для повышения обоснованности и эффективности проектов, реализуется принципы частно-государственного партнерства. Парадоксально, но именно международные санкции и последующий экономический кризис придали процессам перехода на новую экономическую модель существенный импульс. Реальное импортозамещение возможно только при массовом внедрении инновационных решений в продукцию, технологии, услуги, организацию производства и т.п.

К ключевым проблемам промышленного производства в новых условиях относятся:

Для решения этих крупных проблем и множества вытекающих задач, необходимо создать некий новый механизм реализации и поддержки инновационной деятельности. Несмотря на существенные различия в видах бизнеса или в организационных формах (корпоративный, монопольный, крупный, малый, акционерный и т.п.), функции этого механизма должны быть одинаковыми, однако реализация этих функций может различаться. В государственной промышленной политике этот механизм реализуется через создание институтов развития, задачами которых является поддержка инновационной, инвестиционной и современной производственной деятельности. На региональном уровне этот механизм проявляется пока очень слабо. А на уровне предприятий хороших примеров практически нет. Поэтому целесообразной современной формой реализации этого механизма является цифровая платформа (ЦП) поддержки инновационной деятельности. Эта ЦП помимо реализации функций поддержки ИД, позволит вписываться в существующую федеральную и региональную инновационную систему, а также некоторым образом совершенствовать ее.

ЦП поддержки инновационной деятельности (ЦПИД) это прежде всего инструмент. А вот пользоваться этим инструментом могут как отдельные лица, так и организации, управляющие процессами и оказывающие услуги в сфере инновационной деятельности. Эти организации осуществляют функции управления инновационной деятельностью или в регионе, или в некой предметной области. Например, это может быть инвестиционное агентство, управляющая компания, институт развития и т.п. То есть, структура, приобретшая права на пользование ресурсами и сервисами ЦПИД в целях оказания услуг в сфере ИД. В общем случае, это может быть любая заинтересованная сторона в поддержке потока инновационных проектов некой предметной области. Поэтому на схемах, представленных на рисунках 1-10, под ЦПИД понимается не только сама цифровая платформа, но и некоторая организационная структура, осуществляющая деятельность по обработке и предоставлению информации заинтересованным сторонам.

Механизм и технология поддержки ИД, реализованный с помощью ЦПИД, представлен на рисунках 1-10. Одним из назначений ЦПИД – это обеспечение заинтересованных сторон необходимой информацией как по самому проекту, так и о среде, в которой этот проект будет реализовываться и будут приниматься решения о его поддержке. Чтобы предоставлять актуальную и достоверную информацию необходимо постоянно ее собирать и обрабатывать. Для этого ЦПИД (и организация предоставляющая услуги, например, инвестиционное агентство) выполняют ряд шагов по формированию и продвижению инновационных проектов.

Рисунок 1.Шаг 1. Определение участников ИД как в целом по отрасли так и по проекту.

На рисунке 1 представлен первый шаг технологии поддержки инновационного проекта с помощью ЦПИД. РИР – это какой-либо региональный институт развития. ФЦП – это какая-либо федеральная целевая программа, которую также можно представить как участника (инициатора) инновационной деятельности. Минпром – это условное обозначение органов государственной власти, которые могут быть представлены каким-либо региональным министерством, отвечающим за развитие промышленно-экономической деятельности (Министерство промышленности, Министерство экономического развития и т.п.). Другие заинтересованные стороны (ДЗС) – это субъекты, которые непосредственно не участвуют в инновационной деятельности, но могут иметь отношение к успешной организации ИД. Например, образовательные учреждения, общественные группы, группы потребителей и т.п.

Первый шаг заключается в том, чтобы собрать информацию о всех заинтересованных сторонах в ИД и степени их готовности участвовать в поддержке инновационных проектов.

Рисунок 2. Шаг 2. Формализация отношений с участниками ИД.

На рисунке 2 представлен второй шаг поддержки ИД – это формализация отношений с заинтересованными сторонами и участниками ИД по реализации инновационного проекта. НИОКР – это условное место появления инновационных проектов. Хотя разумеется источником инновационных проектов могут быть не только проведенные научные и опытно-конструкторские работы, но и просто замысел любого специалиста, представленный в виде какого-либо описания. «Инфра» – это условное обозначение существующей инфраструктуры поддержки ИД в данном регионе или в каком-либо ведомстве (корпорации). К инвесторам относятся люди и организации, имеющие возможности и желание вложить финансовые средства в инновационный проект. ВП – это ведомственные программы поддержки инновационных проектов. БА – это бизнес ангелы.

На втором шаге ЦПИД помогает в формализации отношений со всеми заинтересованными сторонами, заключая различные соглашения о желании (намерениях) по поддержке ИД в регионе или в ведомстве, на основе учета интересов всех сторон.

На рисунке 3 представлен третий шаг поддержки ИД. На этом шаге появляется инновационный проект (ИП), который принимается к рассмотрению. Здесь он условно показан ромбом зеленого цвета. В описании проекта на данном шаге еще очень мало информации, на основании которой инвестор мог бы принять положительное решение о поддержке проекта.

Первые два шага были необходимы для того, чтобы определить потенциальную возможность выстроить цепочку предприятий и организаций, реализующих жизненный цикл (ЖЦ) инновационного продукта.

Рисунок 3. Шаг 3. Начальные действия при поддержке ИД.

На этом шаге появляется возможность под ИП подобрать потенциальных участников и тем самым сделать проект более обоснованным для предполагаемого инвестора. УК – это одна из возможных форм управления реализацией проекта через создание «Управляющей компании», в которую на разных условиях могут входить все заинтересованные стороны. На данном шаге УК еще может и не быть юридически оформлена, поскольку еще нет поддержанного проекта. Это может быть пока просто набор соглашений и письменных договоренностей, важных для инвестора.

Рисунок 4. Шаг 4. Создание Управляющей компании.

На рисунке 4 представлен четвертый шаг поддержки ИД по рассматриваемому ИП. Исходя из интересов инвестора (который несомненно является ключевой фигурой в ИД), описание инновационного проекта должно представлять не столько раскрытие технической сущности будущего продукта, сколько снятие всех неопределенностей и рисков, связанных с возвратом инвестиций. В этой части информация о среде проектирования, изготовления и продаж будущего инновационного продукта является определяющей для положительного принятия решения о поддержке инвестором проекта. Наиболее убедительной для инвестора формой управления ИД по конкретному инновационному проекту является «Управляющая компания», созданная под реализацию инновационного проекта. Все заинтересованные в реализации ИП стороны обозначают свой интерес и меру своего отношения к проекту через формализацию участия в Управляющей компании ИП. Комплект Соглашений с участниками и заинтересованными сторонами и является хорошим обоснованием проекта, подаваемого на рассмотрение инвестору.

Разумеется, что само понятие «Управляющая компания» может трактоваться в широких пределах. Только в идеальном случае УК можно рассматривать как вновь образованное юридическое лицо. В общем случае это может быть и виртуальная организация, образованная под проект на площадке ЦПИД. Главное, чтобы была обеспечена возможность управлять процессом реализации ИД и формировать обоснованную информационную базу под ИП.

Рисунок 5. Шаг 5. Подготовка «хорошего» проекта.

На рисунке 5 представлен пятый шаг поддержки ИД по рассматриваемому ИП. На этом шаге формируется первая версия проекта (на рисунке это проект 1) для наиболее подходящего инвестора. Инвестор подбирается исходя из нескольких критериев: степень проработки ИП, этап ЖЦ, готовность самого инвестора к работе с заявителем, появление подходящей ФЦП или ВП и т.п.

Рисунок 6. Шаг 6. Получение поддержки от инвестора.

На рисунке 6 представлен шестой шаг поддержки ИД по рассматриваемому ИП. После первых пяти шагов проект может считаться «хорошо проработанным» и вероятность поддержки его инвестором достаточно высока. В случае поддержки проекта первым инвестором, обеспечивается финансирование участников проекта (на данном участке ЖЦ, проект 1), обозначенных на рисунке как Уч1, Уч2, Уч3; обеспечивается работа на этапе по реализации ИП, формализуется очередная интеллектуальная собственность.

Рисунок 7. Шаг 7. Получение первого результата от инвестирования.

На рисунке 7 представлен седьмой шаг поддержки ИД. На этом шаге формализуются полученные результаты на предыдущем этапе ЖЦ с целью подготовки проекта для следующего инвестора. Предполагается, что инновационный продукт не настолько «прост», что может быть задуман, спроектирован и изготовлен в один этап. И после завершения одного этапа (например, проектного), необходимо проведение следующего этапа (например, производственного). При этом требуется другой, более масштабный инвестор, так как и затраты последующих этапов возрастают.

На этом этапе (как и на других, более ранних) решаются вопросы с передачей части авторских прав инвесторам, в обмен на сделанные инвестиции.

Рисунок 8. Шаг 8. Подготовка Проекта 2.

Шаг 8 (рисунок 8) по сути является повторением шага 5, но на новом этапе ЖЦ (при условии успешности прохождения предыдущих этапов). Проект 2 – это не новый (другой) проект, а это тот же проект, но на новом качественном уровне, подготовленный для другого инвестора. Это не сложно понять, оглянувшись на традиционный ЖЦ в заказной модели экономики. Там этапами создания изделия являлись НИР, ОКР, опытное производство (соответственно эскизный проект, технический проект, рабочий проект) и т.п. В инновационной модели каждое состояние проекта является объектом купли –продажи. Поэтому Проекту 2 (и другим стадиям проекта) требуются и новые инвестиции, и новые исполнители (цепочка предприятий).

На рисунке 9 представлен девятый шаг поддержки ИД. Интересы заявителя уже представляет Управляющая компания ИП (куда естественно входит и сам заявитель). УК имея результаты по предыдущим этапам, готовит описание «хорошо подготовленного» проекта 2, для следующего выбранного инвестора. Проект 2 на рисунке 8 представлен красным цветом.

Рисунок 9. Шаг 9. Подготовка «хорошего» проекта 2.

Рисунок 10. Шаг 10. Повторение цикла.

Десятый шаг (рисунок 10) является повторением шага 6 на новом уровне. Далее цикл может повторяться, если инновационный продукт является сложным объектом и требует сложного инвестирования.

Представленная технология поддержки инновационной деятельности наиболее целесообразна в реализации через цифровую платформу, являющейся надстройкой над какой-либо коммерческой облачной платформой.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

  1. Поддержку инновационной деятельности, в сложившихся условиях, наиболее целесообразно реализовывать в виде технологии на основе использования цифровой платформы.
  2. Цифровая платформа поддержки инновационной деятельности является надстройкой над какой-либо облачной платформой, представленной на рынке.
  3. В работе представлены основные шаги (технология) поддержки инновационной деятельности при реализации какого-либо инновационного проекта.
  4. Пользователями ЦПИД могут быть как отдельные лица, так и организации, оказывающие услуги в инновационной деятельности.

Список литературы

  1. Семенов С.В. Инновации. Системные основы. URL: http://swsys-web.ru/innovation-system-basics.3html.