Результаты опроса будущих спортивных педагогов о всероссийском проекте «Самбо в школу»

Фам Фи Хунг – преподаватель Педагогического колледжи Ба Риа Вунгтау, аспирант Московского педагогического государственного университета

Фам Дык Хау – преподаватель Хошиминского педагогического технического университета.

Аннотация: В данной статье приведены результаты социологического опроса будущих спортивных педагогов (студентов колледжа и университета) о всероссийском проекте «Самбо в школы». Выявлено, что большая часть опрошенных не знали о введении борьбы самбо в школьную программу, ноготовы изучить технические элементы борьбы для последующего обучения школьников. Студенты университета считают данное нововведение хорошей идеей. Среди студентов колледжа преобладает мнение, что интерес к занятиям физкультурой повысится за счет смены программы. 10% опрошенных студентов университета и 12% колледжа переживают, что им предстоит пройти переподготовку по самбодля дальнейшего трудоустройства, потому что владеют этим видом борьбы лишь 21% опрошенных университета и 16% колледжа.

Ключевые слова: Проект «Самбо в школы», опрос, физическая культура, спортивные педагоги.

Введение. В 2010 году возникла идея создания проекта «Самбо в школу». Учителя прошли переподготовку, и в тридцати школах города Москвы началась активная работа. Руководит проектом заместитель Министра образования и науки Российской Федерации В.Ш. Каганов [5].

Школьные программы по всем предметам претерпевают изменения, во многих видах спорта меняются правила. По нашему мнению, внедрение борьбы самбо, как третьего урока по физкультуре, повысит интерес детей и их мотивацию к занятиям. Ребят научат правильно падать, освобождаться от захвата хулигана, правильному поведению в экстремальных ситуациях [4]. Каждый родитель будет рад, если его ребенок познакомится с приемами самозащиты.

Официальной датой рождения борьбы самбо принято считать 16 ноября 1938 года, а ее отцами-основателями – В. Ощепкова, В. Спиридонова и А. Харлампиева. На основе анализа разных боевых систем они создали самбо, которое вобрало в себя самые лучшие и эффективные приёмы [2]. Для занятий в школе не требуется покупки какой-то специальной амуниции, достаточно обычной спортивной формы. Методическая программа имеет программу «минимум», который детям необходимо освоить, чтобы перейти к изучению более сложных элементов и двигаться дальше по основной программе [3]. Цель проекта «Самбо в школу» – подтянуть физическое развитие, сформировать психические качества, которые позволят полноценно чувствовать себя в обществе, а также дать ребятам набор навыков, которые помогут в жизни [1]. Известно, спорт помогает людям реализовать себя, а также способен уберечь от соблазнов, особенно в юные годы. Министр образования России О. Васильева на заседании президентского совета по развитию физкультуры и спорта представила В. Путину новый учебник «Физическое воспитание школьников 1– 11-х классов на основе борьбы самбо» [4]. Учителю может быть трудно грамотно построить урок с элементами борьбы, т.к. многие учителя с ней незнакомы. Кроме того, в вузах планируется создание студенческих спортивных ассоциаций и клубов по самбо. В связи с этим возникает потребность среди будущих учителей и преподавателей физической культуры изучения технических элементов борьбы самбо.

Методы и организация исследования. С целью выявления мнения о проекте «Самбо в школу», нами был проведен социологический метод опроса в виде анкетирования будущих педагогов по физической культуре. В нем

приняли участие 44 студента Гжельского государственного университета и 46 – колледжа. Вопросы анкеты были следующие:

  1. Слышали ли вы о введении борьбы самбо в школьную программу?
  2. Готовы ли Вы изучить технические приемы самбо для последующего обучения детей?
  3. Как Вы отнеслись к данному нововведению?
  4. Как Вы считаете, повысится ли интерес детей к занятиям физкультурой?
  5. Какой вид спорта, по Вашему мнению, следует ввести в школьную программу?

Результаты исследования и их обсуждение. 68% опрошенных студентов университета не знали о нововведении, а 32% – слышали о введении самбо в школьную программу. В колледже результаты оказались следующими: 82% респондентов не знали о нововведении и всего 18% слышали о нововведении. Это видно на рисунке 1.

% ответивших

Рисунок 1. «Слышали ли вы о введении борьбы самбо в школьную программу?».

68% опрошенных студентов университета и 84% колледжа готовы изучить технические приемы борьбы самбо для того, чтобы обучать детей. 11% опрошенных студентов университета не желают, 21% опрошенных университета и 16% колледжа владеют борьбой самбо. Результат представлен на рисунке 2.

% ответивших

Рисунок 2. «Готовы ли Вы изучить технические приемы самбо для последующего обучения детей?».

50% опрошенных студентов университета и 44% колледжа считают, что данное нововведение — хорошая идея, ведь самбо – наша национальная борьба. 40 % опрошенных студентов университета и 44% колледжа, наоборот, считают, что нововведение приведет лишь к травмам. 10% опрошенных студентов университета и 12% колледжа переживают, что им предстоит пройти переподготовку для дальнейшего трудоустройства. Это мы видим на рисунке 3.

% ответивших

Рисунок 3. «Как Вы отнеслись к данному нововведению?».

40% опрошенных студентов университета предполагают, что самбо повысит интерес детей к занятиям физкультурой, потому что обучаться самообороне – это актуально. 26% опрошенных студентов колледжа. 30% опрошенных студентов университета и 52% студентов колледжа полагают, что интерес к физкультуре повысится, но потому, что появится что-то новенькое. 30% опрошенных студентов университета и 21% студентов колледжа имеют мнение, что интерес не поднимется, особенно со стороны девочек. Результат представлен на рисунке 4.

% ответивших

Рисунок 4. «Как Вы считаете, повысится ли интерес детей к занятиям физкультурой?».

40% опрошенных студентов университета и 48% студентов колледжа считают, что в школьную программу следует ввести такой вид спорта, как бокс или кикбоксинг. 30 и 21% соответственно аэробику или табата-тренинг. 18%студентов университета и 24% студентов колледжа считают, что в школьную программу по физкультуре следует ввести бодибилдинг или кроссфит. Это можно видеть на рисунке 5. Кроме этого, некоторые из студентов университета предложили ввести хоккей и танцы, а студенты колледжа – стрельбу и фехтование.

% ответивших

Рисунок 5. «Какой вид спорта, по Вашему мнению, следует ввести в школьную программу?».

Выводы и рекомендации. Большинство опрошенных студентов не знали о введении борьбы самбо в школьную программу, но готовы изучить технические элементы борьбы для последующего обучения школьников. Среди студентов университета преобладает мнение, что данное нововведение – это хорошая идея, ведь обучаться самообороне актуально, студенты колледжа считают, интерес школьников поднимется за счет смены программы. Большая часть опрошенных предлагают ввести в программу школы по физкультуре бокс и кикбоксинг, кроме того, студенты университета отметили танцы и хоккей, студенты колледжа – фехтование и стрельбу.

Список литературы

  1. Алексеев, Р. Самбо в школе / Р. Алекссев // Спорт в школе. – 2016. – №5 (562). – С. 12–14.
  2. Балгачев, А.В. Самбо в школе — одна из форм физической культуры» / А.В. Балгачев, Е.В. Дементьева // Педагогический вестник Карелии. – 2015. – № 3 (43). – С. 74–76.
  3. Балгачев, А.В. О реализации российского проекта «Самбо в школу» в республике Карелия» / А.В. Балгачев, Е.В. Дементьева // Обновление содержания образования и внедрение эффективных образовательных моделей – важнейшие условия достижения современного качества образования. – С. 91–94.
  4. Лемуткина, М. Учащихся окончательно «самбируют» / М. Лемуткина // Московский комсомолец. – 2016. – № 27068. – С. 4.
  5. Самбо в школу! [Электронный ресурс]: инфор. статья / инт. Сайт «Аргументы недели». – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://sаmbо.ru/prеss/nеws/2016/3913/, свободный. – (дата обращения 11.10.16).

Интересная статья? Поделись ей с другими: