Сохранение и укрепление здоровья педагогов в условиях образовательного учреждения

Фам Фи Хунг – преподаватель Педагогического колледжи Ба Риа Вунгтау, аспирант Московского педагогического государственного университета

Фам Дык Хау – преподаватель Хошиминского педагогического технического университета.

Аннотация: В данной статье представлены методы повышения мотивации и приверженности педагогов к здоровьесбережению. В работе выделены и обоснованы проблемы, негативно влияющие на здоровье педагога.

Представлены направления деятельности творческой группы по здоровьесбережению ДОУ, формы её работы по здоровьесберегающим технологиям, которые реализуются при тесном взаимодействии всех сотрудников коллектива. Они направлены на улучшение физического, психического, эмоционального здоровья педагогов.

Ключевые слова: Здоровье педагога, здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации, дошкольное образовательное учреждение (ДОУ).

В современном мире очень быстро происходят изменения в законодательстве, в политике, в реформировании. Современный педагог должен быстро реагировать на эти изменения, что требует от него интенсивной и напряжённой работы. Преобразования в педагогике, которые произошли в последнее время, направлены на обеспечение качественного образования для детей. Это предъявляет высокие требования к профессионализму воспитателей ДОУ. Для того, чтобы быть конкурентно способными на рынке труда, педагогу необходимо быть здоровым, сохранять работоспособность и творческое долголетие. К сожалению, профессиональные педагоги не обладают высокими показателями здоровья. А с увеличением стажа работы эти показатели снижаются. Деятельность воспитателя связана с постоянным взаимодействием с людьми, что требует от него мобилизации всех ресурсов: физических, психологических, эмоциональных. Он ежедневно расходует огромное количество душевных сил. Кроме того, воспитатель должен уметь владеть собой, постоянно сдерживать себя, что оказывает нагрузку на психоэмоциональную сферу. Работа педагога связана с постоянной концентрацией внимания, с повышенной ответственностью за жизнь и здоровье детей. Все эти факторы приводят к нервозности, раздражительности, усталости и недомоганиям. А это в свою очередь снижает показатели психических процессов, снижает работоспособность, снижает мотивацию профессиональной деятельности, негативно отражается на результатах этой деятельности и приводит к эмоциональному выгоранию. Педагог часто находится в стрессовой ситуации, его профессиональный и социальный статус снижен, он много сил тратит на выполняемую работу, не высыпается, т.к. вынужден брать работу на дом, чтобы спланировать и подготовить необходимые мероприятия и переживаетнесоответствие между затратами сил на работу и её оплатой. Поэтому здоровье большинства педагогов нуждается в улучшении.

Проблемы здоровьесбережения всегда были актуальны, а сегодня выходят на первый план. И в нашем дошкольном учреждении возникла необходимость создать условия для улучшения состояния здоровья педагогических работников. Только тот педагог, который занимается сохранением и укреплением собственного здоровья и владеет здоровьесберегающими технологиями, может успешно воспитывать здоровых детей.

Что же такое профессиональное здоровье педагога? Это основа эффективной работы образовательных учреждений и их стратегическая проблема. Оно определяется, как способность организма сохранять и активизировать защитные механизмы, обеспечивающие эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога.

Технологии здоровьесбережения педагога дошкольного образования – это технологии, направленные на развитие культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Основные принципы здоровьесберегающих технологий, которые используются внашей дошкольной образовательной организации.

  1. Создание атмосферы сотрудничества, доброжелательности, взаимопомощи и уважения между педагогами, веры в свои силы.
  2. Активизация творческого подхода к профессиональной деятельности.
  3. Повышение мотивации образовательной деятельности.
  4. Формирование потребности ЗОЖ.

Для достижения положительных результатов мы выбрали следующие формы работы:

Физкультурно-оздоровительное направление. Все педагоги ежедневноделают утреннюю гимнастику вместе с детьми, участвуют в спортивных соревнованиях между воспитателями, два раза в неделю занимаются аквааэробикой в бассейне, который входит в наше образовательное объединение. Давно известно, что вода оздоравливает организм человека. Занятия аквааэробикойприносят большую пользу. Аквааэробика помогает поддерживать организм в хорошей физической форме, избавляет от лишнего веса, приносит расслабляющий эффект, снимает стресс.

Социально-бытовая ориентировка. На протяжении нескольких лет наша творческая группа знакомит всех сотрудников ДОУ со способами ведения ЗОЖ. Как повысить работоспособность, какие употребить полезные продукты и как правильно питаться. Мы учимся друг у друга оказывать себе помощь в различных ситуациях нарушения хорошего самочувствия, снятия агрессивности и эмоционального возбуждения.

Развитие психических и сенсорных процессов. На практических семинарах педагог-психолог проводит психогимнастику, где снижается психоэмоциональное напряжение педагогов. Делаются различные упражнения на расслабление, снятие тревожности, усталости. Регулярное применение предложенных упражнений способствует улучшению общего эмоционального состояния, эмоциональной стабильности, повышению уровня работоспособности, улучшению сна, гармонизации внутреннего состояния, восстановлению сил после трудного рабочего дня.

Педагоги познакомились с цветотерапией, влиянием цвета на настроение, здоровье, образ мышления, мысли, поведениеи разобрали как цветотерапия, лечение цветом, влияет на наше здоровье и внутреннее состояние.

Активно используется арт-терапия, где формируются способы самовыражения, развивается эмоциональная сфера, артистизм, речь, память, внимание.

Наши педагоги с удовольствием разыгрывают этюды, озвучивают стихи и сказки при помощи музыкальных инструментов, изготавливают героев произведений из различного материала и представляют их разными способами. Много работают с текстом, с его выразительным прочтением, с произношением скороговорок, с восстановлением измененного текста, с придумыванием сюжета нового произведения. Педагоги вкладывают в эту работу много душевных сил, энергии и профессионализма. А взамен получают хорошее настроение, удовлетворение от творческой деятельности, положительный заряд на дальнейшую работу.

Чтобы избежать болей в позвоночнике и разгрузить мышцы спины и шеи, а также научиться правильно ходить, мы часто проводим дефиле в шляпах. Только женщина в шляпе не позволит себе сгорбиться, опустить плечи и голову. Походка в шляпе делает женщину статной, красивой и привлекательной.

Наши сотрудники очень любят петь, ведь пение повышает иммунитет, активизирует работу головного мозга, улучшает память, способствует лёгкому восприятию информации. Поём на праздниках и семинарах, в дни поздравления с днем рождения и для поднятия настроения. А ещё мы любим танцевать. Начали с показа движений разных танцев для детей, а закончили созданием танцевального коллектива «Любавы». Танцы укрепляют мышцы, развивают гибкость, выносливость, дают положительные эмоции, хорошее настроение. Приводят нервную систему в активное состояние и дают заряд бодрости. Они избавляют от отрицательной энергии и формируют уверенность в себе.

Движение закаляет тело, предохраняет от заболеваний и замедляет процесс старения. С помощью этой работы можно победить свои слабости и изменить свою натуру, снизить психоэмоциональное напряжение и развивать эмоциональную гибкость и устойчивость. Если педагог будет чувствовать себя комфортно и физически и духовно, то он будет по-настоящему счастливым.

А для педагога счастье заключается в том, что к нему с радостью и большим ожиданием идут дети, ждут с нетерпением что-то необыкновенное и новое. Если педагог не будет сам счастлив, будет угрюм и раздражителен, то и дети будут несчастны. Счастливый воспитатель несет в себе начало счастливого ребенка в целом.

Список литературы

  1. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях: Учеб. пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. ун-та, 2011.
  2. Кириллова Ю.А. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Подвижные игры как один из видов технологий сохранения и стимулирования здоровья // Дошкольная педагогика. 2011. № 9.
  3. Шингаев, С.М. Профессиональное здоровье педагогов. – Режим доступа: https://sitеs.gооglе.cоm/sitе/zdоrоviеpеdаgоgа: (дата обращения 28.02.2017 г.).