gototopgototop

Анализ прибыли и рентабельности предприятия и пути повышения его финансовых результатов

Конева Олеся Владимировна – студентка Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Аннотация: В данной статье приведены основные теоретические и практические аспекты формирования прибыли и рентабельности предприятия. Сформулированы основные направления максимизации прибыли и рентабельности.

Ключевые слова: Прибыль, финансовые результаты, анализ, методы, рентабельность, резервы роста прибыли.

Актуальность темы исследования финансовых результатов предприятия обосновывается тем, что в современных условиях прибыль занимает ведущее место. Именно она является источником формирования основных ресурсов организации. В рамках анализа финансового состояния любого предприятия определяют слабые и сильные стороны его финансовой деятельности. На практике одной из слабых сторон российских предприятий является низкий уровень получаемой чистой прибыли. Анализ прибыли и рентабельности — неотъемлемая часть финансовой работы организаций.

В общем виде прибыль представляет собой разницу между совокупной выручкой и совокупными издержками. Величина прибыли является основным показателем при оценке конкурентоспособности предприятия и эффективности его деятельности. С позиции государства, в современных условиях прибыль служит основным источником накопления, и пополнения доходной части его бюджета. Что касается самого предприятия, то здесь значение прибыли состоит в том, что она выступает главным источником финансирования расширенного воспроизводства, социального и научно-технического развития организации, а также материального поощрения и стимулирования работников. [1]

Савицкая Г.В. дает следующее определение рентабельности в своих трудах, «рентабельность — это относительный показатель, который определяет уровень доходности бизнеса». Так, показатели рентабельности определяют эффективность деятельности организации в целом, доходность по различным сферам деятельности (производственная, коммерческая, инвестиционная и другие), характеризуют итоговые результаты деятельности. Их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами [2].

Анализ прибыли и рентабельности рассмотрим на примере АО «Окская судоверфь». Наиболее обобщенные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в отчете о прибылях и убытках в годовой бухгалтерской отчетности.

Проанализируем изменения основных показателей отчета о прибылях и убытках за 2014-2016 гг. (Таблица 1)

Таблица 1. Анализ показателей отчета о прибылях и убытках.

Показатели

2014 год

2015 год

2016 год

Темп роста %

Выручка

1696965

2302898

3841170

226,4

Себестоимость продаж

1349556

2177478

3662210

271

Прибыль от

347403

125420

178960

51,5

Прибыль (убыток) до

-491747

-498408

116097

23,6

Чистая прибыль

-431802

-514343

42927

9,9

По данным таблицы 1 можно сказать, что выручка от реализации продукции АО «Окская судоверфь» постоянно растет, темп прироста 126,4%. Это значит, что предприятие постоянно наращивает свой производственный потенциал, увеличивает объем продаж.

По показателю чистой прибыли наблюдается убыток до 2015 года. Отрицательная величина чистых активов предприятия за 2015 год связана с получением убытка предприятия, и как следствие, увеличением накопленного убытка за предыдущие периоды. В 2016 году наблюдается прирост прибыли на 557270 тыс.руб. Себестоимость продаж за 3 года увеличилась, темп прироста 171%. На увеличение себестоимости продаж повлияли высокие затраты на сырье и материалы и рост отходов из-за медленного обновления оборудования. Соответственно, себестоимость продаж за анализируемый период увеличилась. В связи с чем уменьшилась бухгалтерская прибыль.

Благодаря показателям рентабельности можно изучить интенсивность использование ресурсов предприятия, его способность получать доходы и прибыль.

Рентабельность активов:

РА 2014 (-491747/3218062)•100= -15,2%

РА 2015 (-498408/4757256)•100 = -10,5%

РА 2016 (116097/4958169)•100 = 2,3%

Рентабельность активов в 2014 и 2015 году была отрицательной. Это говорит о том, что предприятие не эффективно осуществляло свою деятельность. В 2016 году коэффициент показывает, что получено 2 копейки бухгалтерской прибыли на 1 рубль активов.

Рентабельность оборотных активов:

Ро.а.2014 = (-431802 / (3334798 + 1443205) / 2) •100=-18%

Ро.а.2015= (-514343 / (4307659 + 3334798) / 2) •100=-13,4%

Ро.а.2016 = (42927 / (3889170 + 4307659) / 2) •100 =1%

Коэффициент показывает, что 1 копейка бухгалтерской прибыли получена на рубль оборотных средств в 2016 году. В 2014 и 2015 году рентабельность оборотных активов была отрицательной.

Рассмотрим рентабельность продаж как отношение прибыли от продаж к выручке за соответствующий период:

Рпр.2014 = (347409 / 1696965) •100 = 20,5%

Рпр.2015 = (125420 / 2302898) •100 =5,4%

Рпр.2016 = (178960 / 3841170) •100 =4,7%

Данный коэффициент отражает, что 4,7 копеек прибыли от продаж было получено предприятием на 1 рубль реализованной продукции в 2016 году. Данный показатель можно охарактеризовать, как неудовлетворительный. Это свидетельствует о невысокой способности предприятия контролировать издержки. Спад рентабельности продаж является неблагоприятной тенденцией. С 2014 года по 2016 год рентабельность падала, несмотря на возрастание выручки.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы о проблемах финансового состояния АО «Окская судоверфь»:

  1. динамика всех рассмотренных показателей рентабельности следующая: значения показателей рентабельности продаж предприятия существенно снизились в 2016 году по сравнению с 2014 годом; показатели рентабельности активов, рентабельности оборотных капиталов и рентабельности собственного капитала в 2014-2015 году имели отрицательные значения. Это демонстрирует процент убыточности производства или продаж на каждый вложенный рубль в товар. Получается, что себестоимость продукции выше, чем прибыль от ее реализации, а цена недостаточно высока для покрытия всех издержек. В 2016 году показатели рентабельности имеют положительное значение.
  2. рост себестоимости продукции также связан с износом оборудования, большая часть которого устарела как физически, так и морально.

Перечисленные обстоятельства ставят перед предприятием задачу повышения конкурентоспособности АО «Окская судоверфь», скорейшей ее адаптации к современной ситуации на рынке судостроительной промышленности.

Поскольку на сегодняшний день предприятие является единственным изготовителем понтонных парков ПП-91, за рубежом имеются только аналоги, у него имеется хороший резерв повышения прибыли за счет модернизации имеющегося оборудования. Для этого следует разработать стратегию развития компании, основными мероприятиями в которой будут:

  1. Расширение рынков сбыта продукции. Интерес к понтонным паркам ПП-91 проявляют покупатели из европейских стран, США, государств Южной Америки, Юго-Восточной Азии. Спрос на них устойчив во времени, так как осуществляемые такими судами перевозки сравнительно слабо зависят от общей конъюнктуры мировой торговли.
  2. Увеличение клиентской базы. Данное мероприятие достигается за счет: участия в профильных выставках; размещения информации и рекламы продукции предприятия в различных справочниках, журналах, газетах, на телевидении, радио и в сети Интернет; участия в тендерах и конкурсах по основным направлениям деятельности предприятия.
  3. Улучшение качества выпускаемой продукции. Для реализации данного мероприятия следует постоянно повышать результативность и совершенствовать систему менеджмента качества, ее соответствие требованиям МС ГОСТ ISO серии 9001-2011 и стандарту ГОСТ РВ 0015-002-2012.
  4. Разработка мероприятий, направленных на снижение себестоимости продукции, за счет повышения производительности труда, соблюдения режима экономии ресурсов на всех участках производственной деятельности предприятия, снижения затрат на обслуживание и управление производств.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что финансовые результаты – это системное понятие, которое отражает совместный результат от производственной и коммерческой деятельности предприятия в виде выручки от реализации, а также чистой прибыли. Результаты проведенного анализа позволили выявить резервы улучшения финансовых результатов деятельности организаций, наметить пути повышения финансовой устойчивости организаций, точно оценить сложившуюся финансовую ситуацию и принимать правильные управленческие решения.

Список литературы

  1. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под ред. Г. Б. Поляка. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 703 с.
  2. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 425 с.
  3. Бердников А. А. Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический аспект // Молодой ученый. — 2013. — №2. — С. 111-113
  4. Крылов Э. И., Власова В. М., Журавкова И. В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции [Текст]: учеб.пособие. 2014. № 38. с. 36–44.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 300 рублей для России и 500 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк