gototopgototop

Периодизация человеческой жизни

Иванов Александр Александрович – студент факультета Промышленного и гражданского строительства Донского государственного технического университета.

Аннотация: Красивая молодость дана многим, старость - избранным.

Ключевые слова: Культура, безруких личность, возраст, пренатальный психология, жизненный определяет цикл, становление, пособие развитие.

У старости своя красота. Красота мудрости, целомудрия, теплоты, спокойствия. Несмотря на то, что старость вызывает у всех чисто физическое отчаяние – морщины, худоба, полнота, пятна на коже, мешки под глазами, она все же является даром и благодарностью за прожитую жизнь и пожилые люди поистине могут назвать себя счастливыми и свободными. Они не переживают и не шокируются своего отражения в зеркале потому что знают сколько истории скрывает их внешность, их душа. Но старость не кажется такой уж благоприятной с социальной точки зрения. В большинстве странах старики очень бедны и государство не считает важным обеспечивать их нормальной жизнью, поэтому многие люди боятся старости, ведь пожилой человек у них приравнивается к мертвому. Здесь влияет не только количество пенсии, но и отношение младшего поколения.

В древности стариков уважали, но не то чтобы ценили. У евреев есть заповедь чтить отца и мать и у них четко заметно торжество патриархата. И здесь требуется не просто уважение, а подчинение отцу. Не то чтобы убийство, избиение отца считалось ужасным преступлением, в то время как на избиение или смерть сына смотрели словно сквозь пальцы.

Раньше долгая старость была редкостью и мужчины 19 века зачастую предпочитали молодую смерть в бою, чем болезненное угасание в старости. С древности для израильтян и евреев характерна общинность. Они привыкли подчиняться и следовать под управлением кагала. В Кагал мог вступить любой мужчина достигший 20-летнего возраста. Не только в Израиле, но и в других странах мужчины в возрасте 30-40 лет обычно становились лидерами, а старики обычно отправлялись больше на пост духовных наставников. В Тибете особое отношение ко всему духовному и любой старик у них считается творцом чудес, но в то же время они презирают старость и не редки случаи, когда тибетцы просто выносят стариков на улицу и оставляют там, и такое продолжалось до того момента, пока государству не пришлось вмешаться и не внести кодексы и требовали от детей «не платить злом отцу и матери за заботу». В очерке истории Тибета и культуры говорится о том, что тибетец начинал думать о смерти после 45 лет. Он больше молился и предавался размышлениям. Думал о грехах своей юности и зрелости, меньше ходил или даже переставал совсем ходить на празднества, старался даже нечаянно не убивать мух, блох и т.п. В богатых домах старики запирались в отдельной комнате и проводили последние годы жизни в размышлении и молитвах. Тибетцы неплохо относятся к своим родителям, но выставление стариков на улицу для встречи смерти до сих пор считается нормой.

Древние славяне тоже относились к старикам не самым доброжелательным образом, но христианство полностью показывает достоинство старости. На иконах чаще всего изображены старцы 50-80 лет, с длинными бородами, что служит признаком патриархата. Русские крестьяне громко заявляли о превосходстве старшего поколения над младшим. Пушкарев в книге «Духовный мир русского крестьянина» говорит о том, что важность проблемы для раскрытия духовного мира заключается в том, что в жизни русского человека огромную роль играла преемственность – накопление опыта и передача его следующим поколениям. Именно старики были знатоками погоды, сроков и характера сельскохозяйственных работ, именно они хранили и передавали опыт ухода за полем, скотом, домом. Крестьянин традиционно ссылался на опыт «дедов и прадедов» в обоснование и своих поступков, и своих прав. Сейчас же старость в России ни сколько игнорируется, а даже отрицается. Изменение нравственной меры отношений к различным ценностям играет большую роль в выражении современном отсутствии традиций. Реалии отношений молодости и старости сейчас очень печальны и полны примерами несправедливого и жестокого отношения к пожилым людям.

Проблема со стариками во все времена появлялась только после наступления у них дряхлости и беспомощности. И тут дело не в милосердии или болезненности стариков. Болезнь вела к исключению этих редких людей из жизни общины. Да что там говорить, каждый из нас имеет (или имел) старых родственников и мог за ними наблюдать. Если старик или старуха здоровые и в сознании – общение с ними приятно и поучительно, слушать их очень интересно. Если же выжил из ума, или еле-еле двигается – превращается в непосильную ношу для родственников. В современных условиях уход за стариками представляет собой совсем иное, чем в первобытное время, и то его чаще перекладывают на врачей, медсестер и сиделок. В русской пословице говорится «Есть старик – убил бы его, нет старика – купил бы его». В этой пословице видится глубокий смысл, двойственное отношение, а не просто пережиток обычая «убивать» стариков, но и того, как наша жизнь очень тесно связана со старшим поколением, ведь в глубине души мы понимаем, что все встретят старость. Каждый здраво осознает, что тоже состарится и не будет выглядеть также молодо и прекрасно как в юности, появятся возрастные болезни и дети, родственники, друзья совсем по-другому начнут к тебе относиться.

Овсянникова Н. В. Своей работе «Стереотипы старости в русской культуре» рассуждает о том, что общества, которые имели устные традиции и обычаи, были добрее к старости. Традиции и обычаи действовали как связи между поколениями, являлись коллективной памятью. Стремительное развитие общества и на¬учно-технический прогресс обесценили понятие опыта пожилых, который уже не эквивалентен знаниям. Поэтому пожилым не удается вклю¬читься в социальную эволюцию, быть «стратегическими учителями».

Современное общество узнает информацию не от старшего поколения, а в СМИ, интернете, рекламе, газетах, книгах, от друзей, телевизоре, что серьезно влияет на взаимоотношение поколений. Молодое поколение не узнает о традициях, они формируют свои ориентированные к современному миру в соответствии с укладом их жизни.

Странность всей нашей жизни состоит в том, что свободу мы получаем в возрасте 50-60 лет, когда очень многие уже не могут жить полной жизнью, свободно передвигаться, глаза устают смотреть, тело не слушается. Это ужасно. Здоровые и мудрые старики заслуживают еще большего уважения и внимания. Они не тратят все свое время только на отдых и воспоминания, но и продолжают жить полной жизнью так, что молодежь может им уступить в первенстве по энергичности. Здесь конечно же все очень индивидуально. Главное помнить - человек не перестанет быть живым существом, этого не отменить никому и никогда.

Список литературы

  1. Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира (этнопсихологический аспект).
  2. Монтень М. Опыты. Пер. с фр. М.,1981. С.288-289. гл.77 «О возрасте».
  3. Федосеенков А.В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект: автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.
  4. Федосеенков А.В. Философия жизни: овеществление и персонализация. В кн.: Строительство - 2015: Современные проблемы строительства. – 2015. – С. 368-370.
  5. Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т. 2005. 60 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 300 рублей для России и 500 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк