gototopgototop

УДК 001.201

Детство как этап жизненного цикла человека

Таренко Анастасия Андреевна – студент Инженерно-строительного факультета Донского государственного технического университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается первый период жизни человека. Описывается ключевые моменты этого возраста и их отражение на характер индивида.

Ключевые слова: Жизнь, детство, возраст, переодизация.

Детство

Первым этапом жизненного цикла человека является детство. В этот период, начинающегося с момента рождения и заканчивающегося с вступлением в зрелую жизнь, происходит физический рост и развитие человека, оттачиваются жизненно важные навыки, закладываются основы понимания окружающего мира, усваивается культура общества, в котором находится ребёнок. Необходимо иметь представление, что детство является и частью индивидуального развития, но и понятие, которое в различных исторических эпохах и у разных народов могло иметь неодинаковый культурный и социальный смысл. Процесс развития и социализации ребёнка протекает в окружающей его культурной среде, которая связана с остальными сторонами общественной жизни. Значение, вкладываемое в слово «детство», видоизменяется с течением времени и по-разному определяется в культурах.

В детстве идёт невероятно быстрое развитие ребёнка, как физически, так и психически.

Особое значение имеет время раннего детства, нарушения которого, например, изолирование от контакта с людьми или насилие, приводят к тяжёлым психическим травмам. Этот этап составляет около одной десятой человеческой жизни. По тому, что будет заложено в ребёнка в данные годы, возможно определить то, каким будет его характер, когда он повзрослеет.

Впечатления, полученные в детстве, не всегда совпадают с действительностью, они могут казаться ярче, основаны или на пересказе взрослыми и фотографиях, или на собственных неполных воспоминаниях. Они могут быть как счастливыми, так и негативными. Как только ребёнок начинает активно познавать мир, ему открывается много новых и неизвестных вещей. Получая первые болевые впечатления, дети пугаются и начинают плакать, что является естественной реакцией, но неприятные ощущения быстро проходят. Счастье не является моментальным впечатлением. Оно основано на постоянной атмосфере, формируемой окружением ребёнка. Игры с родителя, их забота и проявления любви, доверие всё это является ключевым в счастье ребёнка.

Этнография (антропология) детства

Античный период истории может характеризоваться массовыми детоубийствами, те же, кто выживал, впоследствии являлись жертвами насилия.

В средневековой культуре Европы практически не существовало понятия о детстве, как особом этапе жизни индивида. Но это не значит, что дети не воспринимались как то, чем можно пренебречь или не заботится. В этом историческом периоде специфического понимания природы детства и осознания отличий между ребёнком и взрослым не было. Ребёнок становился взрослым сразу после того, как мог обходиться без помощи матери, нянек или кормилиц. В крестьянских семьях дети начинали трудиться с довольно раннего возраста, выполняя то же, что и взрослые. Так же детей отдавали в город как учеников и подмастерья. Внутренний мир ребёнка отходил на второй план по причине того, что он, по мнению взрослых, не являлся отдельным от их собственного.

В Новом времени дети ещё не владеют самостоятельным духовным существованием, но родители начинают проявлять к ним эмоции.

В Новейшем времени происходит сближение детей с родителями. Ребёнок для взрослых больше не является простым предметом, за которым нужен физический уход. Однако идёт полное контролирование его поведения, внутреннего мира, мыслей и воли. В эпоху классицизма начинает закладываться понятие о детстве как особенном периоде человеческой жизни. Развитие значение данного слова идёт и в наши дни.

Возрастные характеристики

Дети от рождения могут иметь широкий спектр естественных форм поведения, например, проявления хватательного, мигательного, защитного рефлексов, которые являются безусловными, и сосания – сложного инстинкта. Большую часть времени младенец проводит во сне, которые просыпаются, когда чувствуют голод или от неприятных ощущений. Для ребёнка до года характерно: познание мира через ощущение, сосредоточенность на самом себе, восприятие звуков и зрительных образов, полная зависимость от взрослых, появление некоторых моторных навыков.

В этом возрасте у детей начинают появляться зубы, которые прорежутся полностью до трёх лет, также происходит быстрый рост ребёнка и увеличение его веса. Появляется навык ориентирования в пространстве и начинается активное познание окружающего мира. Ключевое значение в развитии имеет игра. Следующее, чем овладевает ребёнок, это навыки ходьбы. Для данного возраста характерно: любопытность, решительность, подражание взрослым, непослушность, способность концентрации на одном объекте, слабая координация движений.

Особенности развития речи

Словарный запас ребёнка довольно обширен, но произнести он может лишь малую его часть. Это значит, что активная речь опережается пассивной. Дети могут неправильно воспринимать слова, которые плохо услышали, что замедляет развитие речи. Также развивается значение детских слов путём уменьшения смыслов, вкладываемых в них, и первых функциональных обобщений. Ребёнок начинает открывать то, что у каждого объекта есть своё наименование. Он учится делать из слов предложения, в которых отсутствуют предлоги, так как ребёнок знает ещё не так много речевых конструкций. Грамматический строй речи усваивается только в районе трёхлетнего возраста. К моменту дошкольного возраста он владеет большинством синтаксических конструкций, имеющимся в языке.

Характер

В формирование характера у детей огромную роль играет домашняя атмосфера. Ребёнок познает злобу и научится осуждать, если будет замечать вражду. Для того, чтобы научить малыша терпению и прощению, надо постоянно показывать ему их. При постоянных насмешках он станет застенчив и скован. Чувство вины появляется, когда его ругают. Благородными и самоуверенными вырастают дети, которые часто слышали похвалу. Если относится к нему справедливо, то у ребёнка сформируется чувство правосудия. Ребёнок может познать любовь, если к нему её будут проявлять.

Дошкольный возраст

Происходят качественные изменения в характере ребёнка: становится разговорчив, появляется желание помогать, крайне доверчивый, воображение достигло наивысшей степени развития, заметно улучшилась координация, способен подружится со взрослым, более самоуверен, развитие творческого инстинкта, может испытать истинное религиозное чувство, снижается зависимость от взрослых. Также большинство детей стараются подражать взрослым. Примером является детская игра, в которой дети имитируют семейные отношения. Между детьми появляются чувства, которые напоминают любовь и являются порой очень крепкими, основаны на возвышенном. Партнёр проявляет знаки внимания и совершает действия, схожие со взрослыми ухаживания.

Школьный возраст

Для ребёнка этот этап может начаться в возрасте 6 или 7 лет и закончится он к 16 годам. В этот период происходит вторая социализация, в которой ребёнком познаётся культура и социальная жизнь общества. Посещая школу, дети познают жизнь, учатся нести ответственность за свою успеваемость, пропуски занятий, форму. Происходит формирование вкусов и развитие личности ребёнка. Налаживаются связи с окружающими, образуются множественные дружеские отношения. В этом возрасте любовь основывается не только на возвышенном и чистом чувстве, но и на увеличение тяги к общению с объектом воздыхания, и большом интересе к нему.

Отсутствие любви может вызывать желание обрести её. Наблюдая за взаимоотношениями сверстников, человек хочет почувствовать те же чувства. Образование с кем-то, кто не является объектом любви, пары может оставить после себя негативные воспоминания и эмоции. В более позднем возрасте влюблённость основана на тяге к личной интимности и стремление познать личность объекта любви.

Таким образом, можно сделать вывод, что основные ценности ребёнком воспринимаются в семье, в которой также идёт формирование его идеалов, привычек, отношения к жизни. Ребёнок сформируется в развитую и самодостаточную личность, если его будут правильно воспитывать как духовно, так и психологически. Важно создавать благоприятную атмосферу, участвовать в играх с ребёнком, показывать и открывать ему новое. К появлению у детей чувств к противоположному полу родители должны отнестись с полной серьёзностью. Всё то, что услышит ребёнок, он перенесёт на себя. Любая неправильная реакция на его слова или неверный комментарий оставит неприятный след в сознание чада.

Список литературы

  1. Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т. 2005. 60 с.
  2. Федосеенков А.В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект: автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.
  3. Федосеенков А.В. Философия жизни: овеществление и персонализация. В кн.: Строительство - 2015: Современные проблемы строительства. – 2015. – С. 368-370.
  4. Федосеенков А., Майданская И. 2012. Синкретические ценности “калифорнийской идеологии”. - Науковедение. С. 216 Доступ: http://naukovedenie.ru/PDF/77prgsu412.pdf (проверено 29.11.2017).
  5. Майданский А.Д., Полухин О.Н., Федосеенков А.В. Деятельностный подход и принцип рефлексивности в науке. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015. Т. 33. № 14 (211). С. 28-33.
  6. Борцов Ю.С., Веселая Т.В., Драч Г.В., Запрудский Ю.Г., Коновалов В.Н., Королев В.К., Коротец И.Д., Лубский А.В., Фомина С.И., Федосеенков А.В., Чичина Е.А., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Человек и общество (культурология). – Словарь-справочник / Ростов-на-Дону, 1996.
  7. Философия и сказка. Сборник научных трудов / Москва-Берлин, 2015.
  8. Федосеенков А.В. Философия жизни: экзистенциальный аспект социальной маргинальности. – Ростов н/Д, 2014. – 138 с.
  9. Майданский А. Д., Федосеенков А. В. О категориях качества и количества//Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании: IV Международная научно-практическая конференция. Том 3. Гуманитарные науки в современном образовании. – Таганрог, 2005. – 322 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 300 рублей для России и 500 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк