УДК 159.9.019.2

Возрастная периодизация

Курдус Дмитрий Вячеславович – студент Донского технического университета.

Аннотация: В статье представлена полная периодизация жизни человека, от его рождения до самой смерти.

Ключевые слова: Культура, личность, возраст, психология, жизненный цикл, становление, развитие.

Возрастная периодизация личности приводит этапы, которые протекают от зачатия до естественной кончины. На сегодняшний день нет принятой классификации периодизации жизни (возрастной) из-за регулярных поправок с течением времени. Можно сказать, что новый период начинается в жизни индивида, когда в организме происходят изменения.

Мы можем различать пару этапов возрастной периодизации:

Абсолютно любой человек после рождения проходит все вышеперечисленные этапы жизни.

Вот периоды жизни здорового человека, различающийся возрастной периодизацией в психологии. Основанием для такой характеристики послужил психологический онтогенез.

Периодизация возраста с точки зрения психологии.

1. Пренатальный

Длительность - две недели, с момента оплодотворения.

Проходит до трех месяцев от момента зачатия. Протекает активное изменение внутренних органов организма.

Длительность этого периода - от трех месяцев от зачатия, до, непосредственно, самого дня рождения. Он определяет формирование всех самых значимых органов, которые нужны для жизни, обеспечивающие организму нормально развиваться после рождения.

2. Детство

Продолжительность (от нуля до одного года);

Характерным для такого периода - это проявление самостоятельности и независимости; быстрое развитие языковых навыков. Дошкольное время идет от трёх до шести лет. Ребенок упорно развивается.

Ребенок проходит серьёзное интеллектуальное развитие в период от шести до одиннадцати лет, а так же принимает активное участие в общественной жизни.

3. Молодость

Происходит интенсивное половое созревание, которое протекает примерно до пятнадцати лет. Происходят значимые изменения с функционированием систем организма.

Длительность периода - шестнадцати до двадцати трёх лет. Биологически человека можно назвать взрослым. Существует желание быть самостоятельным, в отсутствие социальной ответственности. Большинство вопросов, относящиеся к будущему человека, надо принять в этот промежуток: выбор жизни, самоопределения, профессии становление идентичности и отношения к себе.

При переходе от одного возраста к другому происходят кризисы, эти моменты считаются поворотным моментом в жизни каждого. Они происходят из-за особенностей изменения в физиологических и психологических факторах растущего организма. Кризисы - самые трудные этапы жизни, вызывающие более высокие трудности как для развивающегося индивида, так и для окружающих его людей. Существует два типа: небольшие и большие.

Кризисы небольшие (1 и 7 лет и кризис молодежи) протекают с появлением и развитием навыков, которые не были раньше присущи данному человеку, рост самостоятельности.

Большие (рождение, три года, юность) - это полная перестройка социально-психологических отношений. В это время в жизни происходят большие изменения, которые сопровождаются эмоциональными вспышками, агрессивным поведением, непослушанием близких людей.

4. Общий возраст

Этот период протекает до 33 лет. Происходят активные личные отношения со строительством своей семьи и рождением детей. Присутствует рост развития в профессиональной деятельности. Становление во всех сферах жизни: семья, карьера.

Наступает переломный момент в жизни человек, ведь то к чему он так долго стремился он достиг (Зачастую). Индивид ищет новые ориентиры в своей жизни, выстраивает дальнейшие цели, планы, идеи на будущее, ищет смысл своей жизни. Часто разочаровавшись в этом вопросе, люди хотят изменить что то в своей жизни будь то рабочее место, место учебы, решает сменить круг своего общения. Статистика показывает, что в течение этого периода происходит большинство разводов.

Стабилизационный период. В данный период (с 35 лет до 45) статистика говорит о том что люди довольны своей жизнью, они не думают о переменах, вполне уверенны в своих силах, для достижения своих целей. Нормализуются семейные отношения.

Признаки старения характерны для данного промежутка времени. Человек теряет свою прежнюю красоту, наблюдается ухудшение здоровья.

У семьи холодные отношения. Дети, выросли, живут самостоятельно, в отношениях с ними есть отчуждение. Для этого периода присущи такие понятия как усталость и депрессии. Некоторые пытаются найти убежище в виде поиска новой любви (или воплотить мечту в жизнь). Некоторые люди активно работают, это позволяет достичь им карьерного взлета.

Возраст от пятидесяти пяти до шестидесяти пяти лет, характеризующийся постепенным уходом человека из трудовой и соц. жизни.

5. Пожилой возраст

Человек пересматривает прожитую жизнь, ищет новые, переосмысление духовного отражения и оценка совершенных действий. Просмотр прошедших лет с точки зрения философии: прожита ли жизнь не зря и была ли богата и неповторима событиями.

Возникновение кризисных периодов, которые связанны с переосмыслением своей прошлой жизни.

Оценка индивида как личность, которая не влияет на профессиональную сферу;

Отношение к пожилому возрасту и появления явных признаков ухудшения внешности и здоровья;

Заключение

В качестве основы этой возрастной периодизации легли физиологические характеристики организма человека, психического состояния организма и поведенческими характеристиками человека.

Список литературы:

  1. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
  2. Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т. 2005. 60 с.
  3. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Высш. шк., 1985. – 384 с.
  4. Федосеенков А.В. Философия жизни: экзистенциальный аспект социальной маргинальности. – Ростов н/Д, 2014. – 138 с.
  5. Федосеенков А.В. Философия жизни: овеществление и персонализация. В кн.: Строительство - 2015: Современные проблемы строительства. – 2015. – С. 368-370.