gototopgototop

УДК 620.9

Исторические аспекты формирования институтов семьи и брака

Герич Андрей Анатольевич – заведующий архивом Казанского государственного энергетического университета.

Салихова Сейлян Ильдаровна – студент Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье анализируются основные социокультурные аспекты супружества и родительства в традиционном и современном контексте.

Ключевые слова: Супружество, родительство, традиции и современность.

Семья – древнейший институт, социально санкционированный и относительно постоянно объединяющий людей, связанных родственными узами, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга. Семья реализовывает специфические социальные функции, например, репродуктивную и социализирующую. Мотивация к супружескому и родительскому поведению устанавливается в семье, как социокультурный опыт поколений и общественно одобряемая форма поведения.

Традиционное отношение этноса к семье и родительству включает фольклор и особенности образа народа. В доиндустриальную эпоху – патриархальная крестьянская община и религия, выступали гарантом культурной, этнической и языковой идентичности, что сохраняло камерность существования деревенской общины [1]. Религия рассматривает брак как наиболее желательный статус человека и видит в нем социальный институт, созданный Богом во времена творения. Согласно ему, целью брака являются взаимопомощь между мужчиной и женщиной, их плотская близость, продление и увеличение человеческого рода. Вступление в брак и воспитание детей традиционно было единственным условием ожидаемого жизненного благополучия, как для мужчины, так и для женщины. Эта идея отражена в народном фольклоре: «Лучше иметь одного ребенка, чем сорок родственников». Рождение ребенка было основной целью брака, оно закрепляло статус и мужчины, и женщины. Так, например, у татар, молодая бесплодная женщина становилась объектом пересудов, сплетен окружающих. Таких женщин называли «корык» (пустоцвет). Мужчины же при выборе невесты обращали внимание на религиозность, способность рожать, нрав и происхождение. Основную роль в становлении человека играла религия. Как морально – нравственный ориентир религия учила уважать старших, родителей, труд.

Выработка названных качеств личности осуществлялась средствами народной педагогики и формировалась, прежде всего, в семье. Патриарх – отец – глава семьи и распорядитель имущества, женщина – мать и хозяйка, традиционная культура не давала выбора для отдельного человека, и жизненные ценности были установлены с рождения.

В России с 1918 года были унифицированы социальные институты: введен гражданский брак, равноправие в хозяйственном и юридическом отношениях между мужчиной и женщиной, обязательная занятость задействовала женщин в общественно-политической и хозяйственной жизни страны. В течении ХХ века происходила существенная трансформация общества, успехи медицины (всеобщая вакцинация, потребление антибиотиков, введение контрацептивов, введение абортов и т.д.) позволили семье планировать количество детей и время их появления на свет, что сформировало новый принятый обществом «социалистический брак» с упрощенной структурой (родители и дети) и малодетностью.

Современная российская семья не прислушивается ни к традициям, ни к идеологическому натиску государства, теперь семья, брак и родительство – это частное дело и решается каждым самостоятельно, но относительно социального, экономического и репродуктивного поведения. Планировать и выбирать будущее помогает экономическая самостоятельность, женская эмансипация и открытое информационное пространство (СМИ, Интернет). При этом нет обязательных этапов жизни. Набирает силу регулирование рождаемости (контрацепция, планирование семьи, аборты), доминирует модель однодетной семьи. Обязательность брака, родительства как нормы, вообще уходит. Частым стал «гражданский брак», которому исследователи приписывают отложенные рождения и добровольную бездетность в пользу карьеры и потребления, в одном случае, и родительство вне супружества, в другом [2]. По данным исследователей среди молодых семейных пар, где родители в возрасте до 35 лет, 30% – одинокие матери с детьми и 3% – одинокие отцы с детьми [3]. По данным российского социолога Е. Рождественской, рост рождаемости в незарегистрированных браках опережает этот показатель в гражданских (зарегистрированных) браках. При этом по данным Росстата, для 70 % россиян семья и регистрация брака входят в пятерку наиболее важных для них жизненных целей, среди молодежи этот процент еще выше [4].

Основные положительные изменения демографической ситуации в России связаны с новой Концепцией, разработанной на период до 2025 года и утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 года № 1351. Концепция определяет задачи для повышения рождаемости и увеличения продолжительности жизни россиян. На сбережение и рост населения направлены такие национальные проекты как: «Здоровье», «Доступное жилье», федеральная программа «Дети России», выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Федеральные законы направлены на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей. В реальности эффективность демографической поддержки населения в целом не особо заметна на фоне увеличения расходов на содержание ребенка, ухудшения социально-экономических условий жизни населения и других факторов [5]. Основной нормой поведения, для нашего современника, продолжает быть пример родительской семьи с её основными функциями, к которым относятся: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая; экономическая; социально-статусная; эмоциональная и духовная [6].

Таким образом, на взгляд автора возможности российской семьи находятся в области социальных и законодательных гарантий, основанных на принятии и понимании государством современных реалий жизни детной семьи и национальных традиций народов её населяющих. Необходимо создать условия для реализации брачных союзов с репродуктивным потенциалом, учитывая реальные культурные и социально – экономические потребности потенциальных родителя(ей).

Список литературы

  1. Сайфутдинова Г. Б. Институты социализации детей у татар: традиции и современность // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. История. 2009. № 4. С.10-13.
  2. Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция? // Социально-политический журнал. 1995. № 6. С. 74-87.
  3. Бирюкова С. Тындик А. Регистрация брака и рождение ребенка в биографии россиян: анализ данных текущей статистики // Демографическое обозрение. 2014. Т. 1. № 3. С. 33-64.
  4. Сайфутдинова Г. Б. Реализация семейно-брачных установок в среде татарской молодежи // Вестник КГЭУ. 2014. № 3 (23). С. 59-65.
  5. Захаров С. Новейшие тенденции формирования семьи в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly /2006/0237/tema08.php.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 300 рублей для России и 500 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк