УДК 17.018.22

Опыт и перспективы экономического образования в России

Юдина Наталья Анатольевна – кандидат химических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета.

Шарифуллина Эвелина Ильнаровна – студентка Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье рассматривается необходимость обеспечения качественного отечественного экономического образования в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: Экономика, предпринимательство, система образования, высшие учебные заведения, экономические дисциплины, качество преподавания, современные методы преподавания.

Стадию классического капитализма, которую дореволюционная Россия прошла во второй половине ХIХ в. и в начале ХХ в.в., сменила система социализма. Социалистическая экономика планового типа характеризовалась высококонцентрированной, но недостаточно конкурентоспособной промышленностью, неэффективным сельским хозяйством, и разветвленной всепроникающей партийно-бюрократической государственной структурой.

С 1990-х годов Россия приступила к формированию рыночной экономики, и как следствие, экономическая наука и образование претерпело существенные трансформации, как ни одно другое направление.

Государственный аппарат, управляющий социалистической экономикой, не был приспособлен для управления рыночной экономической системой, а население, не имело опыта рыночных отношений. Опыт переходного периода и его трудности, продемонстрировали огромную роль экономического образования. Среди многочисленных задач, поставленных перед отечественной системой образования, можно выделить: повышение качества обучения экономическим дисциплинам; изменение роли преподавателя в учебном процессе, переход к современным образовательным технологиям.

В отечественном экономическом образовании важной стала проблема отсутствия достаточного количества квалифицированных кадров, в области обучения экономике и предпринимательству, что связано с отсутствием базы для подготовки преподавателей экономики в педвузах, сокращением различных курсов подготовки и переподготовки кадров. Вместе с тем, имеет место, отсутствие у педагогов позитивного опыта практической работы в сферах экономики и бизнеса. Эти вопросы поднимают общую проблему в обучении экономике и предпринимательству.

Экономика – общее название всех видов хозяйственной деятельности, с помощью которых, люди создают условия для удовлетворения потребностей, так же это наука, которая исследует объективные закономерности, проявляющиеся в результате хозяйственной деятельности, включая проблемы, возникающие в ходе этой деятельности, и способы их наилучшего решения. Экономика, это социальная наука, т.к. изучает поведение людей, и их взаимоотношения с точки зрения целей и ограниченных средств, имеющих различное использование. Тогда как предпринимательство – в постсоветском пространстве достаточно новый термин.

В экономическом курсе, предпринимательство, может рассматриваться в узком понимании, как набор прикладных областей экономики, права, психологии, а также менеджмента, маркетинга и других дисциплин, способных дать необходимые инструменты для успешного ведения бизнеса на начальном этапе. Также в экономические дисциплины входят дисциплины связывающие экономику и историю, экономику и технологию, экономику и политику, экономику и психологию. В работах современных исследователей находим, что изучение экономических дисциплин должно способствовать развитию социально-экономической активности населения [1, 2, 3].

При изучении дисциплин экономического направления, традиционно, ученые больше внимания уделяют внедрению инновационных технологий в методику преподавания в высших учебных заведениях (Волков А. Е., Ливанов Д. В., Фурсенко А. А.) [4]. Современные экономисты стремятся дополнить свой арсенал методов и приемов своеобразием экономического мышления, формирование и развитие которого считают важнейшей задачей высшего образования.

Современное экономическое образование выполняет следующие функции: целенаправленная подготовка личности к участию в общественной жизни; дополнение к первичным этапам социализации личности (влияние традиций, среды и т.д.), концентрированной специально отобранной информацией, которая превращается в знания в процессе обучения; реализация конкретно-исторических общественных целей через учебно-воспитательный процесс, построенный на соответствующих технологиях обучения; проверка уровня готовности личности к участию в жизни общества путем соответствующих публичных испытаний (диспут, семинары, дискуссии, конференции) [5, С. 300].

За знания, умения, навыки, в том числе технологические, в области экономических дисциплин отвечает социально-экономический подход, основанный на том, что прикладная экономика, бизнес-дисциплина, изучается на основе экономической теории или точнее, как пример ее применения. Изучение экономики строится с преобладанием математических методов, таким образом, достигается цель – понимание обучающимися ценностных установок рыночной экономики, эффективности частной собственности, понимание необходимости рационального поведения в хозяйственной жизни.

В наше время, формирование экономического мышления происходит через: привлечение в преподавание значительного арсенала разнообразных источников; привлечение в научный оборот наиболее существенных, реально проверенных фактов; освещение экономических явлений в правовых рамках конституции России.

Таким образом, отечественное экономическое образование имеет свой неповторимый исторический опыт и нуждается в обеспечении качественного преподавания с учетом новейших достижений в экономических областях знаний.

Список литературы

  1. Адамчук В. В. Ромашов В. В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 234 с.
  2. Баткаева И. А. Организация оплаты труда в условиях перехода к рыночной экономике: учебное пособие. – М.: ГАУ, 1994.
  3. Волгин H. A. Плакся В. И., Цьовх С. А. Стимулирование производительности труда. – Брянск, 1995. – 134 с.
  4. Волков А. Е., Ливанов Д. В., Фурсенко А. А. Высшее образование: повестка 2008-2016 // Российское образование: тенденции и вызовы: сб. статей и аналитических докл. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009.
  5. Сайфутдинова Г. Б., Козелков О. В., Тактамышева Р. Р., Усачев С. С. Педагогические условия повышения мотивации студентов вузов к учебной и научно-исследовательской работе посредством ИКТ // Казанский педагогический журнал. – 2015. № 5 (Ч. 2). С. 300-304.