УДК 620.9

Применение новых информационных технологий в повышении эффективности обучения студентов вузов

Герич Андрей Анатольевич – заведующий архивом Казанского государственного энергетического университета.

Фуад Гани-заде Мушвигович – студент Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье рассматривается интерактивное обучение в образовательных программах высших учебных заведений.

Ключевые слова: Компетентностный подход, использование интерактивного обучения.

В декабре 2014 года Президент РФ утвердил Концепцию о развитии Федеральной целевой программы на 2016–2020 годы, одной из целей которой, является обеспечение инновационного характера базового образования. Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе позволяет повысить качество преподносимого учебного материала и усилить образовательный эффект. Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить ИКТ в образовательную деятельность студентов вузов состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения.

В данное время идет формирование педагогических моделей, поиски инновационных подходов, в основе которых лежит идея личностно-ориентированного обучения. Разрабатываются педагогические условия для формирования соответствующих компетенций у выпускников высших учебных заведений по ФГОС ВО. Основное требование образовательных компетенций – широкое использование в учебном процессе интерактивных форм обучения: деловые, ролевые игры, мастер-классы, тренинги, занятия с использованием ИКТ. Занятия в интерактивной форме для программ бакалавриантов и магистрантов должны составлять не менее 20 процентов от числа аудиторных.

Понятие «интерактивное обучение» (с английского языка – «взаимодействовать между собой»). То есть, процесс обучения санкционирует у обучаемых способность к анализу информации, определению проблемы и поиску ресурсов для ее решения. Обучение происходит в процессе моделирования профессионально-практических ситуаций, где студент демонстрирует знания, умения и через совместное решение приходит к вырабатыванию определѐнных навыков по решению поставленной проблемы. В интерактивном обучении преподаватель становиться не «наставником», а «партнером». Внедрение интерактивного обучения требует методического решения, основанного на взаимодействии и обязательной обратной связи преподаватель/студент. Студенты согласно новым образовательным программам должны обладать определенными компетенциями: размышлять, осмысливать, уметь искать нужную информацию, анализировать ее и применять в конкретных профессионально-практических ситуациях. Интерактивное образование позволяет решать эту задачу. Каждый преподаватель может начать вводить интерактивную форму обучения постепенно через введение видео/аудиоматериалов на лекциях, организовывать дискуссионные группы, как на лекциях, так и при оформлении самостоятельной работы. Преподаватель может не только применять известные многим формы и методы работы, но и разработать свои. Таким образом, эффективность образовательного процесса в условиях информатизации системы высшего профессионального образования зависит от ИКТ-компетентности преподавателя [1].

В образовании скопился определенный опыт о положительном эффекте использования ИКТ в обучении в интерактивной форме. Например, формирование специальных групп в социальных сетях, которые позволят студентам решать самостоятельные задания и самим оценивать свои работы, ставить лайки, голосовать за лучшие материалы. Преподаватель может создать мастер-классы для студентов в открытых онлайн-лекциях, что даст возможность видео-сопровождения. Кроме того важен высокий рейтинг использования интернет портала вуза, а лучший способ повышения использования веб-ресурса учреждения – это начать работать со студентами онлайн. В рамках дисциплин в системе онлайн студенты получают опыт создания и ведения онлайн-групп в социальной сети. Этот метод может использоваться для любой категории дисциплин необходимо продумать концепцию группы, а также вести тему в течение семестра. Использование онлайн ресурсов формирует и общекультурную компетенцию – навык работы с информационно-коммуникативными технологиями [2; 3; 4].

Публичные группы в социальных сетях – это действенный метод интерактивного обучения, при котором студенты (обучаемые) независимо устанавливают для себя режим подготовки творческих материалов (контента паблика). Студенты могут предъявлять материал в любой форме, доступной для социальной сети (текст, фото, видео, презентация) и своевременно сдавать материалы преподавателю. Важно, что студенты регулярно получают индивидуальные и групповые задания, результаты выполнения которых, они должны отразить в онлайн-группе. В период обучения можно работать и индивидуально, в группах, что позволит сформировать профессиональную компетенцию – способность работать в коллективе, ставить и решать творческие задачи, а в основе лежит идея личностно-ориентированного обучения. С каждым годом растет число студентов, стремящихся к индивидуальному самовыражению. Оценить персональный вклад каждого студента можно, если студент продемонстрирует тематическую идею на основе изложенного контекста.

Одной из актуальных проблем высшего образования является низкий уровень информационных компетенций преподавателей, который не позволяет им активно и достаточно эффективно использовать в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии. Немаловажной проблемой является отсутствие комплексной системы оценки и разработанных критериев качества электронных образовательных ресурсов. Тогда как методика интерактивного образования – это продукт компетентности и опыта преподавателя – важная составляющая современного образования.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий позволит российскому образованию выйти на качественно новый уровень, а возможности специалистов по решению проблем создания и внедрения их в образование позволит создать условия их выхода отечественных методик на мировой рынок.

Список литературы

  1. Арзуманова Н. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №113. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sovremennyh-informatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 11.04.2017).
  2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. – М.: Когито-Центр. 2002. – 396 с.
  3. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 402 с.
  4. Зайцева С. А. Иванов В. В. Информационные технологии в образовании. – М.: 2005. – 120 с.