Проблемы становления личности в период кризиса юности

Гринько Сергей Сергеевич – студент факультета Промышленного и гражданского строительства Донского государственного технического университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы прохождения кризиса юности, взросления и влияние их на становление личности.

Ключевые слова: Кризис, юность, личность, психология, развитие, возраст.

В процессе своего развития, человек проживает множество возрастных этапов, каждому из которых соответствуют характерные психические свойства, а так же функции личности. Развитие личности, интеллекта, памяти, эмоций - всё это не просто совершенствует внешний облик человека, но и характер его поведения в целом. Возрастная психология - это особая отрасль психологии, занимающаяся изучением закономерностей развития личности на разных возрастных этапах. Так же она занимается проблемами прохождения возрастных кризисов, оптимального использования возрастных периодов для наиболее эффективного развития различных способностей. То есть, возрастная психология даёт понимание того, как и чему надо учить, а так же какой стиль в общении лучше воспринимается на каждом возрастном отрезке.

Формирование личности в юношеском возрасте играет очень важную роль в дальнейшей жизнедеятельности человека. Несмотря на то, что самый сложный, опасный и ответственный жизненный период - подростковый, все же свои сложности присутствуют и в возрастной группе 18-20 лет.

В это время особое внимание отдаётся внешнему виду, активно ухаживают и следят за своей внешностью как девушки, так и парни, стараясь выглядеть как можно лучше. Зачастую проблемы с внешностью приводят их к появлению комплексов. В поведении юношей и девушек возможно проявление внутренней неуверенность в себе, которая может сопровождаться внешней агрессией, развязностью или представлением о собственной неполноценности.

Именно возрастной период, восемнадцати - двадцати лет, для большинства людей становится отправной точкой в дальнейшем становлении личности.

Кто-то за это время находит своё место в жизни, другие же теряются и продолжают искать себя ещё долгие годы. В психологическом плане данная возрастная группа имеет свои особенности.

Человек только оканчивает школу. Значимый этап жизни, когда он находился под опекой родителей, уже позади. Теперь необходимо самому определятся с жизненным путём, профессией, искать свою дорогу.

В этот период у человека наблюдается повышенный уровень внимания, он может сохранять его интенсивность на протяжении длительного времени и легко переключаться с одного вида деятельности на другой.

Многие психологи считают, что именно в этом возрасте происходит профессиональное и личностное самоопределение. Человек осознанно выбирает профессию с которой будет идти по жизни, какой деятельностью заниматься.

Поступив в учебное заведение, большинство молодых людей продолжают морально и материально быть зависимыми от своих родителей. И тут возникает противоречие, в душе уже хочется свободы и независимости, а в действительности - большинство все еще зависят от родителей.

Помимо этого, в студенческом возрасте, люди часто разочаровываются в собственном выборе, как в профессиональном, так и жизненном, представление о профессии не соответствует реальности её освоения.

Молодой человек, который начинает самостоятельную жизнь в социуме, обретает статус взрослого человека. Многие влюбляются, создают семьи и переживают различные серьёзные разочарования, и очень болезненно на них реагируют. Создание семьи несёт за собой появление различных забот и ответственности. При этом опыт «взрослой» жизни еще только предстоит приобрести. Разные «взрослые» роли усваиваются не сразу и не одновременно. Молодой человек всячески старается показать свою самостоятельность в выборе и принятии решений, однако это выбор зачастую является не простым, и делается импульсивно, под влиянием общества и обстоятельств. На данном возрастном этапе, болезненно воспринимается критика собственных решений, ограничение самостоятельности, внутренний самоконтроль развит ещё не достаточно. Человек постоянно находится в поиске -меняет вузы, работу, социальные роли. Подвергаются столкновению программы «Я должен»,которую закладывает общество, и «Я хочу». Человек который принимает и понимает оби программы, объединяя их в своих стремлениях, становится ответственным членом общества, который одновременно занимается интересующей его деятельностью и приносит пользу для этого общества.

Ближе к двадцати годам человек начинает в полной мере принимать свалившуюся на него ответственность, и одновременно возникшую свободу действий. Это время для различных экспериментов, поиска своего места. Человек создаёт себе модели поведения, приобретает опыт: жизненный, эмоциональный, трудовой. Молодые люди используют нестандартные способы познания мира. Именно так они пытаются показать миру свою уникальность и воплотить мечту в жизнь.

Кризис юности, как и любой другой критический период в психологическом развитии, имеет свои позитивные и негативные стороны.

Позитивные моменты кризиса юности, связаны с появлением новых возможностей становления индивидуальности личности, формирования гражданской позиции, осознанного и целенаправленного самообразования.

Негативное начало связано с утратой налаженной формы жизни - взаимоотношений с другими людьми, способов и видов учебной деятельности, уже привычных условий жизненного процесса - и вступлением на новый этап жизни, для которого ещё нет необходимых знаний и навыков.

Начало индивидуализации - значит вступление человека на этап возрастного и индивидуального становления.

Список литературы

  1. Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т. 2005. 60 с.
  2. Федосеенков А.В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект: автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.
  3. Федосеенков А., Майданская И. 2012. Синкретические ценности “калифорнийской идеологии”. - Науковедение. С. 216 Доступ: http://naukovedenie.ru/PDF/77prgsu412.pdf (проверено 29.11.2017).
  4. Майданский А.Д., Полухин О.Н., Федосеенков А.В. Деятельностный подход и принцип рефлексивности в науке. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015. Т. 33. № 14 (211). С. 28-33.
  5. Борцов Ю.С., Веселая Т.В., Драч Г.В., Запрудский Ю.Г., Коновалов В.Н., Королев В.К., Коротец И.Д., Лубский А.В., Фомина С.И., Федосеенков А.В., Чичина Е.А., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Человек и общество (культурология). – Словарь-справочник / Ростов-на-Дону, 1996.
  6. Федосеенков А.В. Философия жизни: экзистенциальный аспект социальной маргинальности. – Ростов н/Д, 2014. – 138 с.
  7. Майданский А. Д., Федосеенков А. В. О категориях качества и количества//Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании: IV Международная научно-практическая конференция. Том 3. Гуманитарные науки в современном образовании. – Таганрог, 2005. – 322 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: