gototopgototop

УДК 338

Основные направления инновационного развития сельского хозяйства Республики Казахстан: рекомендации и предложения

Турдалы Арман Нуржанулы – докторант PhD специальности «Экономика» Университета Адам / БФЭА.

Аннотация: В статье рассматриваются ключевые направления инновационного развития сельского хозяйства Республики Казахстан. Даны рекомендации по совершенствованию взаимодействия и интеграции субъектов экономических отношений в формировании инновационной инфраструктуры. Определены перспективы инновационного развития отрасли.

Ключевые слова: Инновации, сельское хозяйство, экономика, перспективы развития, государственные программы, стратегия, интеграция.

Состояние развития и оценка инновационной деятельности в сельском хозяйстве Республики Казахстан свидетельствует, что данный процесс характеризуется невысоким уровнем инновационной активности хозяйствующих субъектов при значительном неосвоенном потенциале, который в свою очередь, безусловно, является основной движущей силой.

Слабая инновационная активность субъектов в первую очередь связана высоким коммерческим риском вложения средств в инновационную сферу, a также необходимостью больших финансовых затрат, длительным сроком окупаемости, несовершенством правового обеспечения инновационной деятельности. Ситуация осложняется слабостью стимулов для использования технологических и технических инноваций, несовершенством налоговой и финансово–кредитной политики государства [1].

Кроме того, недостаточная активность инновационной деятельности в сельском хозяйстве обусловлена отсутствием платёжеспособного спроса на научно–техническую и наукоёмкую продукцию в связи с тяжелым финансовым состоянием сельскохозяйственных формирований, недостаточностью бюджетных источников финансирования, сложностью получения кредитов и неадресностью выделяемых субсидий.

Выявлено также, что слабым звеном в развитии инновационной деятельности является неразвитость рынка национальной инновационной продукции, отсутствие эффективного организационно–экономического механизма управления и регулирования инновационными процессами.

Инновационные научно–технические разработки далеко не всегда являются продуктом, готовым для эффективной реализации в сельскохозяйственном производстве [2]. В стране отсутствуют структуры, занимающиеся изучением спроса на инновации. При отборе инновационных проектов не производится их экономическая экспертиза, не анализируются показатели эффективности освоения и не обосновываются схемы внедрения полученных результатов в производство.

Учитывая сложившуюся ситуацию, наиболее целесообразно развивать инновационные процессы в сельском хозяйстве Казахстана по следующим основным направлениям (рис.1):

  • создание эффективного механизма управления инновационной деятельностью в сельскохозяйственном производстве;
  • техническое и технологическое переоснащение сельскохозяйственных предприятий;
  • активизация инновационной деятельности субъектов сельского хозяйства;
  • повышение эффективности научных исследований;
  • интеграция малых предприятий в крупные производственные структуры, основанные на кооперировании и интеграции с целью использования преимуществ крупных предприятий.

Примечание – составлено автором

Рисунок 1. Основные направления развития инновационной деятельности в сельском хозяйстве Казахстана.

• Первое направление должно обеспечить техническое перевооружение сельскохозяйственных предприятий, преодолевая технологическую отсталость сельскохозяйственного производства.

• Второе направление предусматривает создание механизма управления инновациями в сельском хозяйстве, который обеспечит информационную и вспомогательную инфраструктуру для инновационного развития.

• Третьим направлением в развитии инновационной деятельности может выступить кооперация и интеграция малых сельскохозяйственных (в том числе личных подсобных хозяйств) в крупные структуры, которые обладают значительными финансовыми возможностями. Исследования показывают, что малые сельскохозяйственные структуры не могут производить наукоемкую продукцию с высокой добавленной стоимостью по различным причинам.

• Четвертое направление предусматривает активизацию инновационной деятельности сельскохозяйственных предприятий путем предоставления налоговых льгот, улучшения финансирования и расширения предоставления информационных услуг.

Необходимо продолжить работу по облегчению административной нагрузки сельскохозяйственных формирований и трудностей новых инновационных предприятий. Анализ текущего положения и рекомендации по выработке политики должны стать результатом диалога власти и бизнеса.

• Пятое направление должно быть направлено на повышение ответственности научно–исследовательских и других организаций за результаты инновационной деятельности.

Роль аграрных университетов и других учебных заведений, которые являются частью национальной инновационной системы, может быть усилена путем поддержки в воплощении своих идей в конкретные инновационные проекты и укрепления связей с другими участниками инновационного процесса. Следует рассмотреть возможность объединения некоторых исследовательских институтов с университетами, внедрения целенаправленных мер по поощрению предпринимательской деятельности в исследовательских и учебных организациях, дальнейшей поддержки механизмов передачи технологий и создания в университетах отделений по связям с субъектами сельского хозяйства [3].

Рекомендуются и другие меры по укреплению горизонтальных компонентов инновационной политики и обеспечения ее эффективного планирования и реализации. Они включают: создание Национального инновационного совета по вопросам сельского хозяйства, который будет представлен в равной степени деловым сообществом и соответствующими министерствами. Совет мог бы функционировать в качестве основного консультативного центра по инновационным вопросам сельского хозяйства и иметь обширные компетенции, включая рассмотрение основных аспектов и общих условий инновационного процесса. Из этого следует, что необходимо постепенно повышать роль горизонтальных связей в инновационной политике и инструменты уменьшения роли вертикальных. Этот переход должен сопровождаться соответствующим перераспределением государственных финансовых ресурсов и изменением механизмов финансирования.

Для улучшения условий инновационной деятельности в сельском хозяйстве следует создать механизм систематического реагирования властных структур на препятствия, возникающие в предпринимательской деятельности. Эта работа должна быть направлена на создание конкурентной бизнес–среды, стимулировать инновационную деятельность и инновационное предпринимательство.

Развивая возможности, предусмотренными последними изменениями в законодательстве страны и принятием новых программ отраслевого развития, предлагается ряд предложений и рекомендаций, способных обеспечить последовательность и согласованность инновационной политики. В частности, необходимо согласовать стратегические цели с результатами, полученными в ходе прогнозирования и использования других механизмов установления приоритетов.

Отсутствие достаточного спроса на инновации является серьезным препятствием в инновационном процессе. Для решения этой проблемы предлагаются такие инструменты, как создание конкурентных внутренних рынков и устранение существующих доминирующих позиций отдельных агентов рынка ввиду множества посредников, искажающих и увеличивающих продолжительность разработки и внедрения инноваций. Кроме того, рекомендуется ввести новые государственные программы развития сельского хозяйства, способные стимулировать увеличение спроса на инновации: системы инновационных ваучеров или механизмы государственных закупок в применении к цепочкам создания инновационных продуктов. Должны получить дальнейшее развитие уже существующие механизмы по координации и связи между спросом и предложением.

Следует подчеркнуть необходимость поддержки появления новых предприятий и особенно инновационных, в связи с чем предлагаются такие меры, как поддержка стартапов и спиноффов. Весьма актуальна идея создания программы «Молодой инновационный предприниматель», которая будет включать различные льготы и преференции для дополнительной поддержки развития проектов в сельскохозяйственной отрасли.

Важно признать значимость региональных инициатив и интегрировать региональные стратегии на национальном уровне с тем, чтобы эти стратегии взаимодействовали и дополняли друг друга в контексте национальной инновационной политики в отрасли. Необходимо обеспечить активное участие ключевых участников инновационного процесса в разработке и реализации стратегии, которая поможет оценить региональный сельскохозяйственный потенциал и разработать необходимые меры по осуществлению.

Следует также разработать общие механизмы оценки для всех программ по инновационному развитию сельского хозяйства, учитывающие специфику государственного вмешательства и предотвращения чрезмерного ухода от рисков с помощью метода составления портфеля проектов. Независимые эксперты должны иметь возможность продолжать участвовать в процессах мониторинга и оценки.

Развитие взаимосвязей, в частности между крупными и малыми сельскохозяйственными формированиями региональных экономических объединений, а укрепление связей между ними должно оставаться одним из основных направлений инновационной политики в области сельского хозяйства. Следует рассмотреть возможность разработки таких мер для поддержки инноваций в отрасли, что предполагает сотрудничество между несколькими участниками инновационного процесса. Необходимо развивать существующие инициативы по привлечению малых и средних хозяйств в качестве субподрядчиков крупными сельскохозяйственными формированиями, а также содействовать международному партнерству. Особую актуальность данные рекомендационные меры принимают в свете участия нашей страны в различных региональных интеграционных объединениях и ввиду схожести по уровню инновационного развития сельского хозяйства государств–участниц.

Международное сотрудничество оказывает положительное влияние на инновационные процессы различными способами. Опираясь на обширный опыт, комплексная стратегия международного сотрудничества в области НИОКР и инноваций должна устанавливать четкие цели и приоритеты. Для обеспечения согласованной и последовательной политики, в особенности в отношении повышения и укрепления потенциала сельскохозяйственных предприятий, необходимо определить те виды международных связей, которые будут оказывать влияние на другие программы, связанные с инновациями.

В этой связи, рекомендуется улучшить координацию общей инновационной политики Казахстана с региональными инициативами, в том числе в рамках СНГ и ЕАЭС. Это предполагает разработку стратегии по стимулированию инновационной деятельности в региональном контексте, которая бы использовала и оценивала результаты научного сотрудничества и увязывала с тенденциями сельского хозяйства в области торговли и возможностями иностранных инвестиций.

Список литературы

  1. Комитет по статистике Республики Казахстан. Статистический сборник «Наука и инновационная деятельность Казахстана 2011–2015». – Астана, 2016. – 53 с.
  2. Нидоева Ю.А. Роль совершенствования управления инновационными процессами в АПК // Экономика и менеджмент инновационных технологий, 2012 г.
  3. Европейская экономическая комиссия ООН. Обзор инновационного развития Казахстана. – Нью–Йорк и Женева, 2012. – 174 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 300 рублей для России и 500 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк