gototopgototop

Отношения Российской Федерации и Турецкой Республики на современном этапе

Чуб Алексей Валерьевич – бакалавр Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина.

Аннотация: Данная статья посвящена российско-турецким взаимоотношениям, которые независимо от сближения и конфронтации сопровождаются двусторонними отношениями. Разногласия между странами характеризуются не экономическим характером, а в большей степени геополитическим. В статье рассматриваются наиболее острые противоречия, такие как сирийский конфликт, ситуация в отношении Украины и Крыма, сотрудничество в Черноморском регионе, обстановка на Кипре и другие.

Ключевые слова: Россия, Турция, Ближний Восток, Кипр, внешнеполитические отношения, разногласия.

Представления России и Турции о главных проблемах Ближнего Востока, таких как осуществление ядерной программы Ираном, кризисная обстановка в Ираке и урегулирование арабо-израильского конфликта, были схожи между собой вплоть до конца 2010 года. Разногласия зарождаются с появлением «Арабской весны», которая началась, как правило, в начале 2011 года. Вследствие чего, вооруженные столкновения в Сирии оказали сильное влияние на взаимоотношения России и Турции.

В нарастающей конфликтной ситуации Россия осуществляла достаточно сдержанную политику, чего нельзя сказать о Турции. Турецкие власти занимались поддержкой протестных опозиционных движений, придавая им демократический облик.

С начала 2000-х годов, когда к власти приходит «Партия справедливости и развития» (ПСР), Турецкая Республика планирует завоевать региональное лидерство. Однако, перед ней возникают определенные трудности и риски, связанные с повышенным уровня конфликтности на данной территории и с присутствием нерегиональных игроков. В связи с этим, Турции необходимо учитывать интересы глобальных игроков, одним из которых является Российская Федерация. Но следует заметить, что подобные интересы не всегда соответствуют целям Турецких властей, что приводит к росту напряженности и противоречиям.

Россия выступает противником вооруженных вмешательств со стороны других стран в дела Сирии, поэтому за период 2011-2012 гг. она трижды использует право вето в Совете Безопасности ООН, не допуская военной интервенции других государств. Однако подобные действия во многих странах были восприняты как стремление российских властей сохранить дружественный режим и военное присутствие на территории Сирии. Одной из таких стран была и Турция, которая в дальнейшем раскритиковала Российскую Федерацию за подобные решения.

Пиком разногласий между Россией и Турцией стала трагедия, произошедшая 24 ноября 2015 года, когда был сбит российский бомбардировщик Су-24. «Это трагическое событие будет иметь серьезные последствия для российско-турецких отношений. Мы всегда относились к Турции как не просто к близкому соседу, а как к дружественному государству. Не знаю, кому было нужно то, что сделано сегодня. Во всяком случае, не нам» - так прокомментировал трагическую ситуацию Президент РФ, Владимир Путин, на встрече с королем Иордании Абдаллой II [6].

Нормализация взаимоотношений между двумя странами началась только спустя 7 месяцев после трагических событий, но по-прежнему особую сложность придавали намерения и цели турецких властей относительно установления регионального лидерства.

Определенное влияние на отношения России и Турции также оказали ситуация на Украине и присоединение Крыма в состав Российской Федерации. Несмотря на свои экономические интересы, Турция не приняла позицию Запада в наложении санкций на Россию, тем самым, турецкая продукция активно хлынула на российский рынок, заменив западные продукты. В то же время, Турция отрицательно отнеслась к присоединению Крыма, что доказывают слова президента Р.Т. Эрдогана в 2016 году на пресс-конференции по итогам встречи с Петром Порошенко: «Турция не признала незаконную аннексию Крыма и не собирается этого делать» [5].

На подобное заявление официальный представитель Министерства иностранных дел Российской Федерации, Мария Захарова, ответила: «Заявления кого бы то ни было о признании или непризнании Крыма не повлияют на то, что Крым является частью России» [4].

Турецкая Республика имеет теплые отношения с Азербайджаном, что обуславливается военно-техническим сотрудничеством и активным участием Турции в экономике Азербайджана. Такие отношения приводят к ряду трудностей в условиях российско-армянских союзнических отношений и нагорнокарабхского конфликта. В подобном конфликте Турция открытым образом оказывает поддержку Азербайджану, в то время как Россия пытается всеми способами не допустить возобновление вооруженных столкновений и старается сохранить баланс сил в регионе.

Также имеются разногласия между расматриваемыми государствами в Центрально-Азиатском регионе, где ключевую роль играет конкуренция за влияние на данной территории. Значительно усугубляет сложившуюся ситуацию участие западных стран, которые заинтересованы добычей и транспортировкой углеводородных ресурсов из прикаспийских республик.

Острыми проблемами в отношениях России и Турции являются черноморские проливы и взаимоотношения в Черноморском регионе. Важно подчеркнуть, что Россия исторически испытывала интерес к данному региону, стремясь, при этом, контролировать стратегически важные проливы Дарданеллы и Босфор с целью обеспечения прохода в Средиземное море и в международные воды без каких-либо препятствий.

В 1936 году в Монтре подписывается конвенция, которая была направлена на регулирование прохода через проливы. Данная конвенция возвращала Турции контроль над проливами, иными словами, условия Лозаннской конвенции 1923 года были отменены. Также это дало причерноморским странам некоторые особые правила в использовании проливов, например, они могли проводить через проливы в мирное время военные корабли любого класса, в то время как нечерноморские государства имели ограничения по классу и тоннажу.

В качестве одной из ключевых задач России в этом вопросе выступает недопущение роста влияния со стороны нечерноморских стран, а Турция всячески стремится повысить контроль над проливами Черного моря. Р.Т. Эрдоган в 2016 году раскритиковал Североатлантический альянс за низкую активность в Черноморском регионе, что, по его словам, сделало Черное море "российским озером". Значительно усиливают эти отношения постоянные нарушения конвенции Монтре со стороны нечерноморских стран, когда военные корабли НАТО превышают сроки пребывания и ограничения тоннажа.

Разногласия между Россией и Турцией также имеются и в отношении в разрешении ситуации, связанной с Кипром. Для Анкары данный остров играет важнейшую роль в обеспечении безопасности страны, к тому же, турецкие власти обеспокоены судьбой турков-киприотов, которые проживают в данном регионе. Геополитическая роль и значение Кипра усиливают промышленные запасы энергоресурсов на шельфе острова, которые относительно недавно были найдены. С другой стороны, Кипр важен для России в процессе укрепления ее позиций на Ближнем Востоке и Восточном Средиземноморье. К тому же, между Российской Федерацией и проживающим на территории Кипра православным греческим народом сложились особые отношения.

Однако следует заметить, что последняя проблема в настоящее время начинает терять свою актуальность, чему способствуют новости об интенсивных переговорах, направленных на объединение турецкой и греческой частей Кипра. Так в начале 2017 года в Женеве были проведены переговоры между президентом Республики Кипр и лидером турок-киприотов, в результате которых не было достигнуто компромиссное решение в отношении административного деления будущего федеративного государства, а также нерешенными остались и другие существующие проблемы. Поэтому российско-турецкие разногласия, вероятнее всего, будут не решенными до тех пор, пока данная проблема не найдет свое окончательное решение.

Таким образом, большое количество разного рода разногласий в отношениях между Россией и Турцией доказывает всю сложность и многовекторность двухсторонних отношений. Данные разногласия в основном связаны с геополитическими конфликтными ситуациями, которые обладают существенными значениями для каждой из двух стран. Все это образует определенные сложности во взаимоотношениях Москвы и Анкары, а кризисная обстановка, связанная с конфликтами в Сирии, еще раз показывает, что доверие между Российской Федерацией и Турецкой Республикой еще не находятся на должном уровне, несмотря на частые политические контакты и тесное экономическое сотрудничество.

Список литературы

  1. Бдоян Д.Г. Проблемы российско-турецких отношений на современном этапе [Текст] / Д.Г. Бдоян // изд. Редакция журнала "Власть" (Москва). - 2017. - №8 (25). - С. 191-195.
  2. Ульченко Н.Ю., Шлыков П.В. Динамика российско-турецких в условиях нарастания глобальной нестабильности [Текст] / Н.Ю. Ульченко, П.В. Шлыков // М.: Изд. ИВ РАН. - 2014. - 95 с.
  3. Алексеева Н. Кипрская федерация: смогут ли греки и турки положить конец сорокалетнему спору [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russian.rt.com/world/article/350339-kipr-obedinenie.
  4. Информационное агентство Regnum [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://regnum.ru/news/2332120.html.
  5. Информационный портал ИНОСМИ.РУ [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://inosmi.ru/politic/20171013/240519384.html.
  6. Информационный портал ВЕСТИ.RU [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2690557.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 300 рублей для России и 500 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк