УДК 159.942
Мельник Алёна Вячеславовна – студент Инженерно-строительного факультета Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета.
Аннотация: В этой статье описана взаимосвязь чувств, испытываемых человеком, от его возраста. Рассказано, какие факторы разных периодов жизни, влияют на восприятие мира.
Ключевые слова: Возраст, период жизни, восприятие, эмоции, процесс, характер, опыт.
Чувства человека в периодизации жизни
Чувство - есть одно из основных эмоциональных процессов, проявления субъективного отношения к внешнему миру. Каждый день человек испытывает чувства разного рода, самое интересное то, что периодизация человеческой жизни наглядно показывает развитии чувств в человеке.
1. Детство – примерно 0-14лет
1.1. Младенчество (0-3)
Важным фактором для возникновения эмоций у младенца является общении с родными, которые помогают ребенку познавать новый мир новых предметов, преобладает деятельная помощь, хотя сохраняется и только эмоциональная активность , необходимая ему на всех периодах детства. Младенец , во время общения с детьми, всегда действует из своих желаний и не думает о желаниях другого. Ребенок в этот период не имеет чувства сопереживания ,в данном периоде он эгоцентрист.
1.2. Детство (3-9) лет
В этом возрасте ребенок познает новый ему мир- мир чувств, они становятся фундаментом его характера. Он уже понимает, что родителей заботят его радости, обиды и восторги. Дети осваивают чувства любви, благодарности, дружбы, патриотизма. Благодаря социализации у них развивается организованность и темперамент , чувства восхищения и печали, зависти и значимости.
1.3. Отрочество(9-14)
С девяти лет ребенок во многом начинает вести самостоятельную жизнь, в общении со сверстниками, ведь там он может показать себя, свой характер ,подружиться с кем то, в коллективах ребенок может показывать себя в роли лидера или ведомого. С этого возраста и начинается формирование его положения в окружениях. Ближе к 14 годам важное место отводится противоположному полу, ведь это еще одно, новое ,еще не известное ребенку чувство-влечение или влюбленность.
2. Зрелость( 14-50)
Зрелость человека наступает в разном возрасте. Зрелый человек умеет наслаждаться жизнью ,вне зависимости от трудностей. Он намного эффективнее противостоит проблемам, нежели ребенок или подросток. Зрелые люди умеют грамотно распоряжаться своим временем и понимают что нельзя отвлекаться на неприятности, и растрачивать свои ресурсы напрасно. Взрослый человек часто блокирует свои чувства, так сказать надевает маски ,которые требует от него ситуация.
В тяжелое время они действуют взвешено и рационально. Иногда они как и дети могут среагировать эмоционально на ситуацию, но затем они так же могут вернуться и трезво оценивать окружающую обстановку . Зная что чувства бывают неуместны.
Именно в зрелом возрасте преобладают чувства, сначала к противоположному полу ,потом у человека появляется воля и чувство ответственности за себя и близких, позже у человека проявляется творческое начало.
3. Старость (50-60+)
Проходя первую стадию эмоции угасают, Человек становится более консервативных взглядов, и одновременно с этим человек накапливает большой жизненный опыт, становится мудрее и эмоционально богаче. Однако в это время много эмоций может вызвать даже самое обычное воспоминание. Именно поэтому пожилые люди начинают печься о личных вещах ,например чайном сервизе ,ведь с ним связаны его воспоминания.
Так же этому возрасту характерен эгоцентризм как и в детстве, эмоциональная резкость к каждому, кто не проявляет обязательного сточки зрения старика внимания на самом высоком уровне. Окружающие становятся для человека эгоистами, так как они не поглощены полностью заботой о старом. Эгоистом становится тот кто любит себя больше чем пожилого. Здесь находится центр одной из главных проблем и преград с которой сталкивается со¬циальный работник, ухаживающий и пытающийся найти взаимопонимание со своим подопечным , в свое время который хочет что бы ему уделяли все время вне зависимости от занятости. И как будет зла старушка ,узнав, что у работника таких еще несколько .
В эмоциональной сфере в этот период человеку свойственно сильное нервное напряжение, со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Поводом для реакции может послужить кинофильм о прошлых временах даже не потому, что жаль эти времена, а жаль себя в этих временах, или разбитая чайная чашка и опять не чашки жаль, а того, что вместе с ней уходит что-то памятное .Появляется чувство ускользающего времени. В моральной сфере − отказ от адаптации к новым нормам морали, манерам поведения. Резкая и дохо¬дящая до грубости, как правило не конструктивная, критика, этих норм и манер. Отсюда возникает нетерпимость в отношениях с молодежью. Ведь это представитель не таких моральных ценностей как у меня.
В заключении можно отметить, что каждый возраст имеет свой набор эмоций отличный от других периодов жизни, на это влияют как психологические факторы, так и внешние (опыт, взаимоотношения, конкретные ситуации), так же примерное понимания на каком этапе находится человек. Например в детстве человек в самом начале пути , наибольшие эмоции вызывает все новое. Во взрослом возрасте постоянство -как признак правильного направления. В старости же эмоции направлены на прошлое. В следствии этого нужно понимать и вырабатывать индивидуальный подход к человеку считаясь не только с воспитание характером и т.д, но еще и с его возрастом .
Список литературы