УДК 159.942

Возраст и чувства

Мельник Алёна Вячеславовна – студент Инженерно-строительного факультета Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета.

Аннотация: В этой статье описана взаимосвязь чувств, испытываемых человеком, от его возраста. Рассказано, какие факторы разных периодов жизни, влияют на восприятие мира.

Ключевые слова: Возраст, период жизни, восприятие, эмоции, процесс, характер, опыт.

Чувства человека в периодизации жизни

Чувство - есть одно из основных эмоциональных процессов, проявления субъективного отношения к внешнему миру. Каждый день человек испытывает чувства разного рода, самое интересное то, что периодизация человеческой жизни наглядно показывает развитии чувств в человеке.

1. Детство – примерно 0-14лет

1.1. Младенчество (0-3)

Важным фактором для возникновения эмоций у младенца является общении с родными, которые помогают ребенку познавать новый мир новых предметов, преобладает деятельная помощь, хотя сохраняется и только эмоциональная активность , необходимая ему на всех периодах детства. Младенец , во время общения с детьми, всегда действует из своих желаний и не думает о желаниях другого. Ребенок в этот период не имеет чувства сопереживания ,в данном периоде он эгоцентрист.

1.2. Детство (3-9) лет

В этом возрасте ребенок познает новый ему мир- мир чувств, они становятся фундаментом его характера. Он уже понимает, что родителей заботят его радости, обиды и восторги. Дети осваивают чувства любви, благодарности, дружбы, патриотизма. Благодаря социализации у них развивается организованность и темперамент , чувства восхищения и печали, зависти и значимости.

1.3. Отрочество(9-14)

С девяти лет ребенок во многом начинает вести самостоятельную жизнь, в общении со сверстниками, ведь там он может показать себя, свой характер ,подружиться с кем то, в коллективах ребенок может показывать себя в роли лидера или ведомого. С этого возраста и начинается формирование его положения в окружениях. Ближе к 14 годам важное место отводится противоположному полу, ведь это еще одно, новое ,еще не известное ребенку чувство-влечение или влюбленность.

2. Зрелость( 14-50)

Зрелость человека наступает в разном возрасте. Зрелый человек умеет наслаждаться жизнью ,вне зависимости от трудностей. Он намного эффективнее противостоит проблемам, нежели ребенок или подросток. Зрелые люди умеют грамотно распоряжаться своим временем и понимают что нельзя отвлекаться на неприятности, и растрачивать свои ресурсы напрасно. Взрослый человек часто блокирует свои чувства, так сказать надевает маски ,которые требует от него ситуация.

В тяжелое время они действуют взвешено и рационально. Иногда они как и дети могут среагировать эмоционально на ситуацию, но затем они так же могут вернуться и трезво оценивать окружающую обстановку . Зная что чувства бывают неуместны.

Именно в зрелом возрасте преобладают чувства, сначала к противоположному полу ,потом у человека появляется воля и чувство ответственности за себя и близких, позже у человека проявляется творческое начало.

3. Старость (50-60+)

Проходя первую стадию эмоции угасают, Человек становится более консервативных взглядов, и одновременно с этим человек накапливает большой жизненный опыт, становится мудрее и эмоционально богаче. Однако в это время много эмоций может вызвать даже самое обычное воспоминание. Именно поэтому пожилые люди начинают печься о личных вещах ,например чайном сервизе ,ведь с ним связаны его воспоминания.

Так же этому возрасту характерен эгоцентризм как и в детстве, эмоциональная резкость к каждому, кто не проявляет обязательного сточки зрения старика внимания на самом высоком уровне. Окружающие становятся для человека эгоистами, так как они не поглощены полностью заботой о старом. Эгоистом становится тот кто любит себя больше чем пожилого. Здесь находится центр одной из главных проблем и преград с которой сталкивается со¬циальный работник, ухаживающий и пытающийся найти взаимопонимание со своим подопечным , в свое время который хочет что бы ему уделяли все время вне зависимости от занятости. И как будет зла старушка ,узнав, что у работника таких еще несколько .

В эмоциональной сфере в этот период человеку свойственно сильное нервное напряжение, со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Поводом для реакции может послужить кинофильм о прошлых временах даже не потому, что жаль эти времена, а жаль себя в этих временах, или разбитая чайная чашка и опять не чашки жаль, а того, что вместе с ней уходит что-то памятное .Появляется чувство ускользающего времени. В моральной сфере − отказ от адаптации к новым нормам морали, манерам поведения. Резкая и дохо¬дящая до грубости, как правило не конструктивная, критика, этих норм и манер. Отсюда возникает нетерпимость в отношениях с молодежью. Ведь это представитель не таких моральных ценностей как у меня.

В заключении можно отметить, что каждый возраст имеет свой набор эмоций отличный от других периодов жизни, на это влияют как психологические факторы, так и внешние (опыт, взаимоотношения, конкретные ситуации), так же примерное понимания на каком этапе находится человек. Например в детстве человек в самом начале пути , наибольшие эмоции вызывает все новое. Во взрослом возрасте постоянство -как признак правильного направления. В старости же эмоции направлены на прошлое. В следствии этого нужно понимать и вырабатывать индивидуальный подход к человеку считаясь не только с воспитание характером и т.д, но еще и с его возрастом .

Список литературы

  1. Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т. 2005. 60 с.
  2. Федосеенков А.В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект: автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.
  3. Федосеенков А.В. Философия жизни: овеществление и персонализация. В кн.: Строительство - 2015: Современные проблемы строительства. – 2015. – С. 368-370.
  4. Федосеенков А., Майданская И. 2012. Синкретические ценности “калифорнийской идеологии”. - Науковедение. С. 216 Доступ: http://naukovedenie.ru/PDF/77prgsu412.pdf (проверено 29.11.2017).
  5. Майданский А.Д., Полухин О.Н., Федосеенков А.В. Деятельностный подход и принцип рефлексивности в науке. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015. Т. 33. № 14 (211). С. 28-33.
  6. Борцов Ю.С., Веселая Т.В., Драч Г.В., Запрудский Ю.Г., Коновалов В.Н., Королев В.К., Коротец И.Д., Лубский А.В., Фомина С.И., Федосеенков А.В., Чичина Е.А., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Человек и общество (культурология). – Словарь-справочник / Ростов-на-Дону, 1996.
  7. Философия и сказка. Сборник научных трудов / Москва-Берлин, 2015.
  8. Федосеенков А.В. Философия жизни: экзистенциальный аспект социальной маргинальности. – Ростов н/Д, 2014. – 138 с.
  9. Майданский А. Д., Федосеенков А. В. О категориях качества и количества//Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании: IV Международная научно-практическая конференция. Том 3. Гуманитарные науки в современном образовании. – Таганрог, 2005. – 322 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: