Петрова Анастасия Игоревна – магистрант кафедры Музыкального образования и хореографического искусства Института педагогики Башкирского государственного педагогического университета имени Мифтахетдина Акмуллы.
Аннотация: В статье анализируется использование чувашских пословиц и поговорок и их способность влиять на воспитание современного школьника, формирование навыков межличностного общения.
Ключевые слова: Воспитание, семья, школа, народная культура, фольклор.
Воспитание возникло в глубокой древности. До возникновения письменности педагогические идеи передавались из поколения в поколение в произведениях устного народного творчества. Сказки, поговорки, пословицы, предания и песни являются замечательными памятниками народной педагогики. В них содержатся оригинальные педагогические мысли.
По мнению К.Д. Ушинского, никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.
Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично знакомить учащихся с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ. Мир народной культуры открывает школьникам нравственные ценности своего народа.
В памятниках народной педагогики говорится:
В памятниках народной педагогики, созданных сотни, быть может, и тысячи лет назад, имеются уже определенные принципы, способы и приемы воспитания, даже педагогические законы.
Знакомя детей с поговорками, пословицами мы приобщаем их к национальным ценностям. В фольклоре особым образом сочетаются слово, музыка, напевность. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного, духовного и нравственного воспитания личности.
В этом веке происходит становление национальных образовательных систем, интенсивно развивается народная школа, поднимается вопрос о создании школ для малых народов создаются учебные книги , книги для чтения. Неслучайно, XXI век – век, породивший такой феномен в мировой культуре, как детская литература. Детская литература впитала в себя лучшие народные педагогические традиции, народную мудрость, красоту национального языка, богатство национальной культуры.
Результатом накопления знаний о взаимосвязи педагогики с традициями национальной культуры и народного педагогического опыта явилось выделение этнопедагогики в особую отрасль знаний. Несомненная заслуга в этом принадлежит нашему российскому ученому Г.Н. Волкову.
Огромную роль в воспитании школьника играет его семья. И раньше семья, наряду с общиной считалась основным воспитателем ребенка. Она несла ответственность за воспитание и перед общиной, и перед церковью. Религиозные заповеди, запреты, правила, вместе с представлением о современной личности, являлись содержанием целей и задач воспитания. К сожалению, в настоящее время, подрастающее поколение оказалось в экстремальных культурно-экологических условиях. Дети, подростки большую часть времени проводят вне семьи, вне родного дома [2, с. 62].
Школа должна взять на вооружение весь арсенал средств воздействия народной педагогики на чувства, сознание, поведение современных школьников: убеждение, разъяснение, приказ, приучение, желание, просьба, наставление, назидание, совет, одобрение, упрек, уговор, запрет, обет, исповедь и т.п. В народной педагогике даже недоумение и удивление являются своего рода проблемно-действующими приемами воздействия на личность.
Один из замечательных учеников и последователей К.Д. Ушинского И.Я Яковлев высоко ценил народную педагогическую мудрость. В «Букваре для чуваш» (изд. 1888 г.), являющемся весьма оригинальным творением И.Я.Яковлева, приводится свыше 400 чувашских пословиц и поговорок [1, с. 45].
Многие пословицы и поговорки чувашского народа сопоставляются с аналогичными произведениями других народов. Это помогает школьникам во многих случаях полнее раскрыть смысл чувашских пословиц и поговорок.
Таким образом, использование чувашских пословиц и поговорок не только способствует воспитанию современного школьника, но и формирует навыки межличностного общения.
Опыт народного воспитания богат не только у чувашского народа. Он богат у всех этносов, наций и народов. Он представляет собой своеобразную народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками.
Список литературы