УДК 37.013

Реализация организационно-педагогических условий проектирования наддисциплинарного профессионального модуля образовательной программы углубленной подготовки СПО

Старостина Светлана Ефимовна – доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе Забайкальского государственного университета.

Таюрская Наталья Петровна – преподаватель Читинского педагогического колледжа.

Аннотация: В статье обоснована актуальность проблемы проектирования вариативной части образовательных программ СПО. Показана необходимость включения наддисциплинарного профессионального модуля в образовательную программу углубленной подготовки учителя в педагогическом колледже в соответствии с профессиональными стандартами и требованиями регионального рынка труда. Представлены организационно-педагогические условия проектирования наддисциплинарного профессионального модуля образовательной программы углубленной подготовки учителя начальных классов с дополнительной подготовкой в области иностранного языка.

Ключевые слова: Наддисциплинарный профессиональный модуль, организационно-педагогические условия, иноязычная коммуникативная компетенция.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) существенно расширяет академические свободы образовательных организаций, позволяя им проектировать профессиональные образовательные программы и осуществлять образовательную деятельность согласно нормативным документам, которые фиксируются в форме общих и частных указаний, предписаний к деятельности, принципов, правил, рекомендаций. Разработка таких норм на основе уже имеющихся теоретических концепций выступает составной частью прикладного педагогического исследования и является сложным, трудоемким процессом, учитывающим: механизмы взаимодействия сферы образования и сферы труда; соотнесение требований к квалификациям специалистов (сформулированных в профессиональных стандартах) и результатам обучения (представленных в образовательных стандартах); изменение трудовых функций профессиональной деятельности, которые выступают отдельными модулями образовательной программы.

Несмотря на то что в последние годы усилилось внимание исследователей к проблемам СПО, вопросы углубленной подготовки будущих учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС СПО, разработки и внедрения профессиональных стандартов, исполнения требований регионального рынка труда недостаточно раскрыты. Это обусловливает интерес исследователей к проблемам, касающимся применения новых подходов к проектированию вариативной части образовательных программ, введения дополнительных профессиональных модулей, в рамках которых осуществляется углубленная подготовка в соответствии с региональным заказом.

Реализацию организационно-педагогических условий проектирования образовательной программы углубленной подготовки будущих учителей СПО, раскроем на примере наддисциплинарного профессионального модуля (НПМ) по специальности «Преподавание в начальных классах». Необходимость введения в образовательные программы данного модуля обусловлена рядом требований.

Во-первых, требованиями ФГОС СПО к формированию общих и профессиональных компетенций, личности готовой и способной к иноязычной коммуникативной компетенции, включающей владение устной и письменной речью на иностранном языке; желание и готовность взаимодействовать с другими людьми; знание национально-культурных норм и обычаев других стран и др.

Во-вторых, требованиями рынка труда к молодым специалистам: практическое владение иностранным языком учителей начальной школы; владение технологиями обучения иностранному языку в начальной школе; создание иноязычной среды и др.

В-третьих, требованиями к выпускникам СПО, определенными в профессиональных стандартах в соответствии с дополнительным видом деятельности (знание иностранного языка и методики обучения предмету «Иностранный язык» в начальной школе и др.).

Определяя место и роль модуля, мы в качестве системообразующего признака, предложили понятие «наддисциплинарность». На необходимость включения принципа наддисциплинарности в процесс проектирования и организацию обучения указывают многие авторы (Н.В. Соснин, Е.Д. Тельманова, В.Ф. Тенищева, А.Д. Федотова, О.В. Шемет и др. ) [1,3].

Наддисплинарность выводит известные и применяемые в современной образовательной практике принципы целостности, интегративности, междисциплинарности на новый качественный уровень, выступая не только основой модели образовательной программы, но и формой отражения надпредметной деятельности, наддисциплинарным инструментом оценки образовательных результатов.

В нашем исследовании НПМ является интегрирующим, междисциплинарным модулем, обеспечивающим формирование дополнительного вида деятельности (подготовки учителей начальных классов с правом преподавания иностранного языка), определенного требованиями рынка труда.

Анализ нормативных документов, ФГОС СПО, образовательной практики в педагогическом колледже показал, что существующая система профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов с дополнительной подготовкой в области иностранного языка требует внесения изменений в структуру образовательной программы за счет введения наддисциплинарного профессионального модуля (далее НПМ), в рамках которого будет формироваться иноязычная коммуникативная компетенция.

В качестве организационно-педагогических условий проектирования НПМ образовательной программы углубленной подготовки учителя начальных классов с правом преподавания иностранного языка в начальной школе нами определены следующие положения: 1) необходимость введения НПМ в основные профессиональные образовательные программы (далее ОПОП) углубленной подготовки; 2) обеспечение соответствия структуры содержания структуре образовательных результатов, определенных исходя из требований ФГОС СПО, профессиональных стандартов и регионального рынка труда; 3) использование образовательных технологий, обеспечивающих деятельностный характер обучения и контекст профессиональной деятельности; 4) создание контрольно-оценочных средств исходя из ожидаемого образовательного результата профессиональной подготовки.

Проведение декомпозиции блока иноязычной коммуникативной компетенции позволило определить результаты обучения, которые должен продемонстрировать будущий учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области иностранного языка для подтверждения сформированности уровня иноязычной коммуникативной компетенции, включающие знаниевый и деятельностный компоненты: знать цели, задачи, методы, приемы обучения иностранному языку; планировать и проводить уроки иностранного языка в начальных классах; осуществлять педагогический контроль; анализировать уроки; использовать технологии обучения иностранному языку в начальных классах; фонетически, лексически, грамматически правильно излагать свои мысли на иностранном языке в письменной и устной формах; знать языковые нормы и правила общения; взаимодействовать на иностранном языке; знать обычаи, национально-культурные традиций страны изучаемого языка; правила построения целостных и связных текстов; компенсировать недостаточность знания языка.

Анализ блока ИКК позволяет констатировать следующее: данные компетенции обладают свойствами интегративности, междисциплинарности, наддисциплинарности. Процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции требует погружения обучающихся в языковую среду, моделирования условий профессиональной деятельности, реализацию идей контекстного подхода. Следовательно, формирование блока иноязычной коммуникативной компетенции трудно соотнести с одной какой-либо дисциплиной, на нее «работает» целый спектр дисциплин, что обусловливает необходимость их объединения в НПМ.

Проведенный анализ ФГОС СПО свидетельствует о перспективности введения профессиональных модулей, поскольку они определяют требования не к образовательному процессу, а, к выпускнику как результату образовательного процесса, предусматривают возможность сопряжения с профессиональными стандартами; предоставляют большую свободу разработчикам ОПОП.

Список литературы

  1. Соснин Н. В., Кайгородова Д.В. Структура содержания обучения на основе концепции результатов обучения // Сибирский педагогический журнал. – 2014. –№1. – С. 56-60.
  2. Таюрская Н.П., Модель подготовки выпускника педагогического колледжа к формированию иноязычной коммуникативной компетенции школьников // Среднее профессиональное образование. – 2016. –№5. – С. 38-42.
  3. Федотова, А.Д. Контекстно-модульный подход как основа проектирования основных профессиональных образовательных программ подготовки магистров гуманитарных направлений // Ученые записки. – 2014. – № 6(59). – С. 76-80.

Интересная статья? Поделись ей с другими: