gototopgototop

УДК 94(47)

Благотворительная деятельность татарского купечества г.Чистополя во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.

Гафиатуллина Лейсан Гумеровна – кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории и педагогики Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В работе рассматриваются некоторые аспекты из истории развития благотворительной деятельности татарского купечества г.Чистополя во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. На основе конкретных примеров из достоверных документальных источников из фондов НАРТ проводится яркая иллюстрация благотворительной деятельности татарского купечества г. Чистополя в рассматриваемый временной отрезок. Дается сравнительная характеристика благотворительной деятельности русского и татарского купечества города.

Ключевые слова: Благотворительность, благотворительная деятельность татарского купечества, помощь бедному населению в неурожайные годы, развитие образования и просвещения, здравоохранения и культуры, благоустройство г. Чистополя.

Проблема благотворительности была, есть и будет актуальна во все времена. В связи с этим возникает необходимость исследования различных видов и форм благотворительной деятельности представителей различных сословий, в том числе купечества на региональном уровне и в масштабах всей страны в целом. Вопросы, связанные с благотворительной деятельностью татарского купечества г. Чистополя в рассматриваемый период ранее практически не изучались. В небольшой степени были освещены лишь вопросы, связанные с благотворительной деятельностью русского купечества в данный период.

Вообще, говоря о благотворительной деятельности чистопольского купечества, необходимо отметить, что она играла важную роль в решении многих городских проблем. Так, купцы г. Чистополя помогали деньгами бедному населению в неурожайный 1891 год. Но благотворительная деятельность чистопольских купцов не ограничивалась лишь помощью бедному населению в неурожайные годы. Они помогали развитию образования и просвещения, здравоохранения и культуры, благоустройства Чистополя. Так, например, из письма Чистопольского Городского Головы Августа Бургера Казанскому Губернатору от 24 ноября 1897 года узнаем на какие нужды расходовались благотворительные средства, предоставленные в том числе и купечеством города: «…Ваше Превосходительство Петр Алексеевич. Радея об интересах нашего города, где я в течении 10 лет имел честь состоять под Вашим начальством головою. Считаю своим долгом довести до сведения Вашего Превосходительства о тех результатах, которые получились на избирательном собрании, имевшем место в нашей Думе 18 ноября сего года, и которые, по моему глубокому убеждению, могут тяжело отозваться на дальнейшем ходе городского самоуправления г. Чистополя. На это собрание избиратели явились в количестве 64 членов, причем половину этого числа составляли старообрядцы, рябиновой и федосеевской секты, и большею частью родственники между собою. Между тем, мне и прежде было известно, что эта партия старообрядцев не раз высказывала недовольствие на меня за то, что по инициативе Вашего Превосходительства детский приют был передан в Ведомство Императрицы Марии, так как старообрядцам было внушено и внушается секретарем Думы Лаппо, что эта передача детского приюта имеет своею прямою целью возвращение старообрядческих детей в православие. В виду этих толков выборы в гласные дали тот результат, что я не получил большинства голосов. Между тем, смею думать, что Вашему Превосходительству не безызвестна моя деятельность в качестве Городскаго Головы в г. Чистополе: в течении 10 лет г. Чистополь, перенес и голодовку, и холерный год, причем до 4 000 человек кормилось на счет города, открыт ночлежный приют на 80 человек, открыто Николаевское приходское училище; основано благотворительное общество с убежищем на 12 человек; урегулирована хлебная биржа; открыто низшее ремесленное училище, за которое получил благодарность от Попечителя Казанскаго Учебнаго Округа, построены новые калачные и рыбные ряды, выстроена церковь при тюрьме, бесплатная амбулатория в городе для бедных больных….». [ 1 ] На средства купцов, например был построен знаменитый Никольский собор. Инициаторами создания собора были купцы А.Д. Поляков и его сын И.А. Поляков.

Не остались в стороне от благотворительности и татарские купцы Чистополя. Можно говорить о значительном вкладе в благотворительную сферу г. Чистополя татарского купечества, причем разного уровня благосостояния. Известно много примеров, когда татарское купечество наравне с русским играло огромную роль в развитии социальной и иных инфраструктур г. Чистополя в рассматриваемый период. Татарское купечество, например, проявило инициативу и оказало помощь в открытии и содержании в Чистополе русско-татарского начального женского училища, то есть начальной школы для татарских девочек. « Ходатайство Чистопольского Уездного Земского Собрания о преобразовании существующего русского 2-х комплектного класса при 1-м Чистопольском медресе в 3-х комплектное русско-татарское училище при том же медресе и об открытии нового однокомплектного русско-татарского училища при 2-м чистопольском медресе. Начато 22 июня 1910 г. Окончено 20 июля 1912 г. 31 августа 1910 г. В Казанское Губернское по земским и городским делам Присутствие. Препровождая обратно полученное при отношении от 20 июля сего года за № 1801 представление Чистопольской уездной земской управы за № 3249, с приложениями, имею честь уведомить Казанское Губернское по земским и городским делам Присутствие, что возбужденное Чистопольским уездным земством ходатайство о расширении существующаго при первом Чистопольском медресе двухкомплектнаго русско-татарскаго училища в трехкоплектное и об открытии однокомплетнаго русско-татарскаго училища при втором Чистопольском медресе. Он с своей стороны признает подлежащим удовлетворению в виду большого числа мусульманских детей, желающих учиться по-русски, как из обывателей города Чистополя, так и Чистопольскаго уезда, где татар – магометан по последним официальным данным насчитывается до 110 000 человек при 155 000 русских. Потребныя на содержание третьяго учителя в существующем Чистопольском русско-татарском училище и одного учителя в проектируемом к открытию таком же училище суммы, по 390 руб. на каждое училище, внесены Учебно-окружным управлением в ведомость о новых кредитах, необходимых к отпуску из казны в 1910 году на нужды начальных училищ Казанскаго учебнаго округа, представленную в Министерство Народнаго Просвещения 23 июня сего года за № 10696. Ответа из Министерства на представление за № 10696 пока не последовало. Что же касается до возбужденнаго Чистопольским земством ходатайства о разрешении употребить на постройку в г. Чистополе новаго здания для русско-татарских училищ те 2100 рублей, которыя остались от выданного Чистопольскому земству казеннаго пособия на постройку здания для Егоркинскаго начальнаго училища, то к удовлетворению и этаго ходатайства с его стороны препятствий не встречается, при условии однако, если изменение проекта обезпечения собственным помещением Егоркинскаго училища произведено с согласия местнаго уезднаго училищнаго совета и если упомянутыя выше 2100 руб. будут употреблены на постройку здания для русско-татарских училищ на точном основании Высочайше утвержденных 22 июня 1909 г. Правил о выдаче пособий из казны на школьно-строительныя надобности начальных училищ ведомства Министерства Народнаго Просвещения. Попечитель Округа ….». [ 2 ] На средства купцов было построено двухэтажное каменное здание училища с отдельными флигелями для служащих. Кроме того, на средства купца Х.М. Якупова была построена новая деревянная мечеть, которая и сейчас является действующей.

Татарская община в Чистополе была многочисленной, уже в 1817 году в городе был мусульманский приход с мечетью. Разумеется, как и в каждом мусульманском приходе, в Чистопольских мечетях существовали конфессиональные школы – как их называли в официальных документах – мектебы, а в первом приходе – и медресе ( учебное заведение более высокого уровня).

С середины ХIХ века в Чистополе действовало медресе. В 1874 году на средства имам-хатиба Мухаметзакира Мухаметкамалова для него было построено двухэтажное кирпичное здание (современная ул. Нариманова, 85). В 1890-1893 гг. здесь учился Гаяз Исхаки. [ 3 ]

Знаменательным является то, что в 1911 году в Чистополе открылось русско-татарское начальное женское училище – то есть начальная школа для татарских девочек. Ее на паях содержали городская и земская управы. В данном случае инициативу проявили не только городские и земские органы, но и татарская общественность, в первую очередь купцы и имам первой мечети М. Амирханов – к открытию училища на средства купцов было построено двухэтажное каменное здание с отдельными флигелями для квартир служащих ( ныне ул. Вахитова, 24-26 ). Русско-татарские училища для мальчиков к этому времени уже не были редкостью – но подобной школы для девочек не было даже в Казани. [ 4 ]

Первый приход города Чистополя был открыт в конце ХVIII или начале ХIХ века, когда в городе появилась татарская община. В 1854 году мечеть сгорела и вместо нее в 1859 году была построена новая, деревянная, которая и сейчас является действующей. Мечеть построена на средства купца Х.М. Якупова.

С 1846 года имам-хатибом прихода г.Чистополя становится Мухаметзакир Абдулвагапович Мухаметкамалов ( 1818-1893 ). Он был купцом второй гильдии, очень состоятельным человеком. Вторым имамом в 1872-1881 гг. – его сын Мухаметназип ( умер в 1881 г. ).

Второй приход в Чистополе был образован в 1879 году, к 1882 году была построена кирпичная мечеть. Строительство финансировал имам-хатиб первой мечети Мухаметзакир Мухаметкамалов. В 1900 и 1903 гг. на завещанные им же средства были сооружены две пристройки. Здание мечети сохранилось ( современная ул. Нариманова, 89 ).

Одним из крупных деятелей, смыслом жизни которого стало служение своему народу, своей умме, был МухамедЗакир, сын Габдул-Вагапа, Камалов ( или, по-другому, Абдул-Вагапов, 1804 – 1893 ). Он в течении почти полувека служил имам-хатибом в г.Чистополе, содержал весьма крупное по тем временам медресе «Камалия» (т.е. своего имени), дал путевку в жизнь сотням молодых людей, прибывших сюда для получения образования из самых различных уездов и губерний России. Он был назначен имам-хатибом Чистопольской мечети распоряжением Казанского губернского правления 17 сентября 1846 г.

Закир-ишан Камалов еще в начале своей деятельности в городе Чистополе построил на свои ( и семейные ) деньги добротное помещение для медресе, и с 1847 года преподавать в нем. Позднее, в 1893 г., в духовном завещании Камалов писал, что в этом медресе на протяжении 46 лет на собственные средства он обучал богословским наукам и утверждает право преподавать сыну Ибрагиму ( 1876 – 1930 ) и другим ответственным лицам, не выходя за рамки, предписанные ишаном при его жизни, только религиозные дисциплины, а также татарский, арабский и персидский языки. Набор предметов для медресе был традиционным. Судя по официальным данным, в 1874 году, в этом медресе обучалось 45 мальчиков, в 1883 г. – 60. Известно, что медресе «Камалия» и мектебе при нем были построены в разные годы ( и реконструированы ) на средства Закир-ишана и целиком содержались за его же счет.

Согласно неофициальным данным, в конце 80-х гг. ХIХ в. в «Камалии» ( в четырех корпусах ) обучалось одновременно около 400 шакирдов из Казанской, Уфимской, Самарской и других губерний. Из его стен вышли известные крупные общественные деятели и просветители – Р. Фахреддин (1859 – 1936), Ф. Карими (1870 – 1937), Г. Гафуров-Чыгтай (1867 – 1942), Х. Файзи-Чистапули (1871 – 1933), классик татарской литературы Г. Исхаки (1878 – 1954), деятель революционного движения, журналист и педагог Ф. Туктаров ( 1880 – 1938).

З. Камалов, кроме всего прочего, имел широкую известность мецената. Так, в 1882 г. на его средства была построена мечеть 2-го прихода. Заниматься благотворительностью он мог благодаря своей купеческой деятельности. У него был собственный магазин на Базарной улице. [ 5 ]

Таким образом, татарское купечество г. Чистополя, равно как и русское, занималось широкой благотворительностью и принимало это как должное. Многое они сделали для развития образования, просвещения, здравоохранения в городе и развития в общем культуры, для создания нового облика Чистополя.

Список литературы

1. НАРТ. Ф. 419. Оп.1. Д. 157. Лл. 104-104 об.

2. НАРТ. Ф. 419. Оп. 1. Д. 803. Лл. 7-7 об.

3. Чистополь и чистопольцы. Из прошлого и настоящего. – Казань: Изд-во «По городам и весям», 2004. – С. 133, 134.

4. Чистополь и чистопольцы. Из прошлого и настоящего. – Казань: Изд-во «По городам и весям», 2004. – С. 68 – 70.

5. Там же. – С. 139, 140.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк