Историография изучения этического аспекта современного информационного общества

Гурская Ольга Александровна – аспирантка кафедры Истории и педагогики Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье дается историографический анализ этического аспекта информационного общества, представленного в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается, что этика взаимоотношений в информационном пространстве касается каждого, а ее игнорирование представляет угрозу как личной, так и коллективной безопасности. Это требует выработки рекомендаций по созданию безопасных и демократичных взаимоотношений в эпоху глобального использования информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: Этика информационного общества, ответственность пользователей, информационная безопасность, информационное законодательство, информационно-коммуникационные технологии.

Тема этики общества, в котором правят информационные технологии, стала предметом изучения ученых ещё со второй половины прошлого века и по сей день не теряет своей актуальности. Связанно это с тем, что этика взаимоотношений в информационном пространстве затрагивает практически любого из нас, что в повседневной жизни порой представляет угрозу нашей как личной, так и коллективной безопасности. Впервые об этих проблемах заговорил американский учёный, выдающийся математик и философ, основоположник кибернетики, теории искусственного интеллекта, а также и самой информационной этики – Норберт Винер [1]. В дальнейшем к изучению данной проблемы обратились Джозеф Вайзенбаум [2], Станислав Лем [3] и др. В своих трудах учёные говорили о возникновении в ближайшем будущем проблем, связанных с развитием информационных сверх возможностей, которые будут носить нравственный характер, а не технический или математический. Ими было отмечено о роли морали и ответственности ученого, которые в век новых технологий, порой, отходят на задний план. В связи с этим они предупреждали об опасностях, к которым может привести необдуманное изобретение, введение в оборот и использование электронно-технических машин и приспособлений. «Что бы ни делал человек, он почти никогда не знает, что именно он делает, во всяком случае, не знает до конца» – писал в своих трудах С. Лем [3].

По отношению к настоящему времени, становится понятно, что они были правы, и сегодня человечество столкнулось с теми проблемами, о которых нас предупреждали чуть больше полувека назад. Необходимость решения нравственных проблем современного общества должно соотноситься с выработкой мер по их преодолению, а также нахождению адекватных ответов на технологические вызовы цифровой эпохи. Насущные вопросы реализации стратегии развития информационного общества и выработка соответствующей политики в данной сфере для всех стран мирового сообщества требуют глубокого осмысления этических последствий применения информационных технологий [4; с. 288]. Со времени появления самой отрасли информационной этики учёными предлагались разные способы борьбы за безопасное существование в информационном обществе.

Одним из первых, кто предложил решение данной проблемы, был Н.Винер. Он призывал каждого члена общества соблюдать принципы справедливости, которые позволили бы избежать возникших споров или дать возможность разрешить их. Винер понимал под свободой для каждого человека – равенство, где то, что было справедливым для А и В, остается справедливым и в том случае, когда А и В поменяются местами [1; с. 104]. Им было предложено ввести в оборот, понятный каждому гражданину закон, который помог бы разобраться в противоречивых ситуациях, связанных с правами и обязанностями других граждан, во избежание путаницы и возможности предугадать исход судебного дела.

Д.Г.Джонсон предлагает опираться на традиционные моральные принципы и теории, даже когда речь идет об этике компьютерной эпохи. На их основе, – отмечает ученый, – с учётом современных тенденций должны быть разработаны новые законы и кодексы поведения для конкретных профессий в соответствии с их применимостью к различным профессиональным ситуациям [5]. Дж. Вейзенбаум, будучи специалистом в области искусственного интеллекта, описал эти проблемы языком системотехника, в виде схемы, говоря о конечных результатах, совершенных человеком деяний как о «вершине дерева решения». Данную вершину он назвал «параметр решения», которая должна иметь определенный вид – «потому что я выбрал этот путь» [2]. Такой ответ позволяет отличить людей от машин и предполагает, что каждый член общества будет брать ответственность за результаты своих действий. Д.Б.Фрэнсис [6], в свою очередь, указывает на необходимости создания профессиональных обществ и компьютерных клубов, разрабатывающих нормы этического поведения и способствующих их распространению. В особенности, по мнению автора, это было бы полезно в среде молодёжи. Кроме того, предлагается привлекать внимание общественности к многочисленным социальным и этическим проблемам компьютерной преступности. Отмечается, что назрела необходимость создания специального компьютерного права, на основе которого будут разрабатываться и соответствующие инструкции для профессиональных сообществ.

Вопросу конфиденциальности личных данных пользователей уделил внимание в своих трудах Р.Спинелло. В связи с этим он выступил с предложением огородить граждан от нежелательного распространения личных данных, предлагая ввести принцип «имплицитного информационного согласия», который заключается в том, чтобы компании прежде, чем использовать информацию о человеке, спрашивали на это разрешение [7]. Т.А.Гринченко считает необходимым ввести кодекс чести для самих создателей контента, в котором главными принципами должны быть – «не навреди» и «не укради» [8; с. 82-83]. Данные правила могли бы решить проблему предоставления той информации, которая удовлетворяет основным потребностям человека, избежать засорения интернета «информационным мусором», а также избежать краж и заимствований.

Среди отечественных ученых, рассматривающих проблемы этического поведения в информационной среде, это: И.Л.Галинская [9], О.М.Манжуева [4;10], М.А.Дедюлина [11] и др. Так, И.Л.Галинская придерживается мнения о компьютерной этике как о динамичном и сложном исследовании, которое нужно постоянно обновлять в соответствии с быстрым развитием ИКТ. Поэтому использование традиционных этических категорий не всегда, по её мнению, помогает решить проблемы, возникающие в сфере компьютерной информации и науки. Для усовершенствования информационной среды её пользователи должны четко понимать, что следует уважать и улучшать [9].

С целью сохранения культурно-этических норм М.И. Егоров предлагает в первую очередь обратить внимание на воспитание общей культуры человека, правил поведения, традиционных ценностей. Для такого воспитания толерантности в информационном обществе необходимо, по мнению автора, участие разных субъектов, включая государство и общество [12; с. 227]. Д.Ш. Цырендоржиева и О.М. Манжуева выделяют следующие меры противодействия угрозам информационной безопасности:

- организационные (правила работы автоматизированной системы обработки информации, правила использования ресурсов, работу персонала);

- физические (охранные сигнализации, визуальное наблюдение);

- технические (идентификация и аутентификация пользователей, разграничение доступа к ресурсам, аудит, криптографические методы защиты информации и т.д.);

- правовые;

- морально-этические [10; с. 143-144].

В своей статье они приходят к выводу, что каркас системы информационной безопасности, зависит, прежде всего, от профессиональных и личностных характеристик рабочего. Поэтому необходимо постоянно проводить работу с персоналом организации в целях повышения образовательного уровня, формирования благоприятной психологической атмосферы в коллективе и воспитания определенных морально-этических установок [10; с. 146]. В одних случаях морально-этические и правовые меры являются единственными способами защиты информации от неправомерных действий: злоупотребления служебным положением при работе с информацией, защиты открытой информации от незаконного тиражирования и т.д. В качестве пожеланий для создания безопасной инфосферы авторами предлагается взаимодействовать с зарубежными партнерами, и применять меры скорее не карательного характера, а в первую очередь разъяснительного, поскольку в подобной ситуации важно научить оказать помощь, чем запретить и наказать [10; с. 147].

Итак, начиная с середины прошлого века и по настоящее время, учёными предлагались различные варианты для обеспечения безопасных условий существования в информационном пространстве. Тем не менее, этические проблемы в информационно-коммуникационной среде не уменьшаются, а даже наоборот, становятся ещё изощрённей и приобретают всё более глобальный характер. Казалось бы, что для поддержания порядка нужно разработать и принять необходимые законодательные акты и предусмотреть реальные наказания за их нарушение. Но, как выяснилось, сделать это сложно, так как преступления и хулиганства, совершенные в информационно-коммуникационном пространстве, трудно поддаются раскрытию и выявлению личности нарушителя. В связи с этим на первый план, по борьбе за информационную безопасность, выходит этический аспект: ответственность, уважение, умение давать критическую оценку своим поступкам, демократичность.

Но, к сожалению, и этот вариант не является идеальным. Его недостаток, как раз, заключается в том, что этические правила не закреплены официальным законодательством, а это значит, что за их нарушение наказание может и не последовать. Именно поэтому нарушители и преступники могут пользоваться почти неограниченными возможностями современных технологий и не бояться наказания. Таким образом, образуется замкнутый круг, в котором этика не может, отдельно от законодательства, справиться со всем потоком информационных проблем, а законодательство ещё не готово к борьбе с ними.

Но, несмотря на не совершенность, этический вариант решения проблем современного общества всё же, на данный момент, является основным способом на пути к созданию безопасного информационного пространства. Его действие не зависит от того, закреплено оно юридически или нет. Решение представляет собой соблюдение всё тех же привычных и выработанных веками культурных традиций, основанных на нравственных и моральных качествах людей. Безусловно, их необходимо дополнять в соответствии с современными тенденциями развития общества и, конечно же, новых технологий. Соблюдение этики гарантирует защиту главных человеческих ценностей – жизни и здоровья, создаёт условия безопасности и демократичности. Для личности, которая придерживается этики в своём поведении, неважно прописаны эти правила в законодательстве или нет, грозит за их нарушение наказание или не грозит, она будет их придерживаться даже в том случае, когда знает, что вычислить её невозможно.

Список литературы

1. Винер Н. Человек управляющий: пер. с англ. – СПб.: Питер. 2001. – 288 с.

2. Вайзенбаум Д. Возможности вычислительных машин и человеческий разум: от суждений к вычислениям. [Электронный ресурс]. URL: http://www.shapovalov.org/book/Weizenbaum.pdf (режим обращения 15.10.15).

3. Лем. С. Сумма технологий. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/LEM/summa/summcont.htm (режим обращения 19.10.15).

4. Манжуева О.М. Информационная этика современного общества /О.М. Мажуева // Известия Томского политехнического университета. – 2013. – № 6. – С. 288-292.

5. Этические проблемы компьютеризации: реферативный сборник / Ed. by Johnson D.G., Snapper I.W. // Ethical issues in the use of computers (Этические проблемы использования компьютеров) – Belmont (Cel.): Wedswort publ. co., 1985. – IX, 369.

6. Francis D.B. Computer crime. – New York Lodestar books: Dutton. 1987. – 120 p.

7. Spinello R.A. Ethical aspects of information technology. – Englewood Cliffes (New Jersey). 1995. – XI. – 226 p.

8. Гринченко Т.А. Этические проблемы формирования глобального информационного пространства / Т.А. Гринченко // Математические машины и системы. – 2007. – № 3-4. – С. 76-84.

9. Галинская И.Л. Компьютерная этика, информационная этика, кибернетика. [Электронный ресурс]. URL: http://ilgalinsk.narod.ru/articles/competh.htm (режим обращения 17.10.15).

10. Цырендоржиева Д.Ш., Манжуева О.М. Значение этических мер в процессе обеспечения информационной безопасности / Д.Ш.Цырендоржиева, О.М.Манжуева // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. – 2014. - № 3 (48). – С. 143-148.

11. Дедюлина М.А. Моральные дилеммы в компьютерной этике. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.congress2008.dialog21.ru/Doklady/04910.htm (режим обращения 23.10.15).

12. Егоров М.И., Андронов И.С. Культура эпохи развитого информационного общества: проблемы, противоречия и конфликты. Подходы к формированию толерантного и не экстремального сознания в условиях культуры информационного общества / М.И.Егоров, И.С.Андронов // Молодой ученый. – 2012. – №7. – С. 224-227.