УДК 93/97

Восточные славяне в древности: расселение, хозяйство, религиозные верования

Табейкина Елена Константиновна – кандидат исторических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье речь идет о том, что выделение древних славян из индоевропейского единства произошло во II – I тыс. до н.э. Общее самоназвание славяне (в древности «словене») обозначает словесные, говорящие в противоположность другим племенам, говорящим на непонятных языках (немые, немцы).

Ключевые слова: Славяне, язычество, племенной союз, холопы, смерды

Славяне принадлежат к числу индоевропейцев (ариев). Эти народы с родственными языками (индоевропейская языковая семья) населяют значительную часть Евразийского материка. Индоевропейцами (ариями), помимо славян, являются: германцы, кельты, романцы, греки, иранцы, индусы.

Языковеды установили, что разделение индоевропейского языка на отдельные ветви (индоиранскую, славянскую, германскую) произошло в начале III тыс. до н.э.

Успешность дальних походов древних индоевропейцев связывают с особенностями их военной техники, в частности, им принадлежит честь изобретения боевой колесницы. Вопрос о том, откуда пришли Европейцы, остаётся открытым. По наиболее убедительным версиям, корни их уходят в Малую Азию VII тыс. до н.э., Северную Месопотамию, Западную Сирию, Армянское нагорье. Есть предположение, что родина ариев – Челябинская область (рассказать про Аркаим).

Выделение древних славян из индоевропейского единства произошло во II – I тыс. до н.э. Общее самоназвание славяне (в древности «словене») обозначает словесные, говорящие в противоположность другим племенам, говорящим на непонятных языках (немые, немцы).

В VI в. н.э. славяне уже неоднократно упоминаются в иностранных источниках. Эпоха Великого переселения народов, положившая конец Римской империи, сдвинула с мест славянские племена, подвергшихся нашествиям германцев и степных кочевников гуннов. Славяне, подталкиваемые к тому же и увеличением своей численности, были вынуждены искать новые места для жизни. В ту пору они продвинулись на территорию Балканского полуострова.

В VIII-IX вв. славяне делятся три большие группы:

Южные славяне (предки болгар, македонцев, серборхорватский народ (который разделился по религиозному признаку на православных сербов, католиков-хорватов и мусльман-босняков);

Западные славяне (предки поляков, чехов, словаков);

Восточные славяне (предки русских, украинцев, белорусов).

Расселение Восточных славян

Славянские племена расселились на юге Восточно-Европейской равнины – в то время они занимали большую часть территории Украины, многие белорусские и южно-русские земли. Другой очаг славянского расселения возник в начале V в. далеко на севере, в Северной Белоруссии и на Псковщине, постепенно славяне заселили обширные земли будущей Северной Руси – от Чудского озера и Финского залива на западе до Белого озера и верховий Клязьмы на Востоке. Заняли они также Верхнее Поднепровье, где позже был основан город Смоленск и Волго-окское междуречье – окрестности будущей Москвы.

Таким образом, сложилась сплошная территория, заселённая восточными славянами и простиравшаяся от Балтийского до Чёрного моря. Объединившая восточных славян Русь оказалась позднее самым крупным государством Европы.

Древние славяне обитали в небольших поселениях, в не слишком вместительных домах из глины или дерева. На юге преобладали помазанные глиной полуземлянки (хаты), на севере – просторные по тогдашним меркам наземные срубы (избы). Дом нередко служил местом жительства для весьма большой семьи, однако большую часть времени обитатели проводили вне его стен – за сельской работой.

Основным занятием славян было земледелие и скотоводство, при этом земледелие явно преобладало. Немалую роль играло бортничество, а также охота и рыбная ловля.

Древние славяне были язычниками. Термин «язычество» появился уже в христианскую эпоху, когда истинная, Богом данная религия противопоставлялась верованиям многочисленных народов (по-славянски «языков»).

Другой резкий термин обозначения славянских народов – «поганые», на самом деле происходит от греческого слова с таким же значением «народы». Как и другие язычники, славяне обожествляли силы природы – землю, небо, солнце, луну, ветер, гром.

Боги древних славян:

Перун – бог грозы – он был по преимуществу богом воинов.

Велес (Волос) – бог животного мира (СКОТИЙ бог), богатства, загробной страны (противник Перуна), это был бог простых общинников.

Мокошь – богиня-мать, воплощавшая землю.

Даждьбог – бог солнца, считавшийся предком славян и их князей.

Стрибог – бог ветра.

Ещё больше известно о низших духах, которыми древние славяне населили весь окружающий мир. И века спустя представления о них сохранились в виде народных суеверий (домовые, лешие, водяные и т.д.).

Славяне почитали своих богов и духов обильными жертвами – растительными, животными и даже человеческими. Богам стали воздвигать большие святилища с каменными и деревянными статуями (кумирами, болванами), которых христианские авторы называют по-гречески «идолами».

Славяне жили общинами, иначе именовавшиеся «миром». Мир делился на меньшие подразделения, тоже роды, представлявшие собой большие семьи, возводящие своё происхождение к общему предку. В большую семью входили, как правило, представители 3-4 поколений, жившие иногда в одном доме, а часто – в группе близлежащих домой. Общины объединялись в племена, названия их либо образовывались от места жительства (поляне, древляне), либо представляли собой «Отчества» (кривичи, вятичи) чаще всего от личных имён.

Крупнейшей политической единицей было объединение племён – племенной союз, он состоял из нескольких племён, объединившихся для совместного ведения войн.

В славянском племени основную массу населения составляли свободные общинники – люди. Являясь основой племенного ополчения, они участвовали в управлении через народное собрание – вече. На вече заседали только мужчины – главы больших семей. Функции веча:

Немалую роль в управлении племенем играли и служители славянской языческой религии – жрецы, волхвы. Их власть над душами соплеменников приобретала весьма конкретное наполнение – с учётом, например, того, что жрец мог обречь любого человека на смерть при жертвоприношении.

Впрочем, авторитет служителей языческих богов долгие века зиждился не на страхе, а на вере в сверхъестественное могущество Волхов, славяне обращались к ним во всякой нужде.

Во главе племени стоял князь, пользовавшийся властью верховного жреца. Наряду с вождём в славянском племени имелся и военный предводитель, называвшейся воеводой, то есть вождём воинов (воев).

Он возглавлял племенную дружину, сначала ещё непостоянную, собиравшуюся для конкретных походов. Постепенно дружина становится постоянной и княжеской, а князь превращается в главу племени как в военных, так и в гражданских делах.

Постепенно княжеская власть становится наследственной, из числа «малых» князей выделяются со временем великие князья – главы племенных союзов. Со временем на Руси появляются категории зависимого населения.

Рабство у славян существовало издревле. Выделялись рабы-пленники (челядь) и рабы из соплеменников (за долги, за преступления) – холопы.

Рабство носило патриархальный характер, то есть не было ни пожизненным, ни наследственным. По свидетельству византийских писателей, славяне по истечении определённого срока предлагали своим пленникам либо вернуться на родину за выкуп, либо остаться у них младшим членом рода. Многие делали последний выбор и навсегда оставались верны новым соплеменникам даже в войнах с прежними родичами.

В IX-X вв. в обществе возрастает роль другой категории неполноправного населения – смердов. Смерды – это представители покорённых племён и народов, сохранявшие не только личную свободу, но и возможность пользоваться своими землями. Смерды обязаны были победившему племени платить особые повинности – уплата дани и обязательство поставлять войска в случае войны.

Список литературы

1. В.О. Ключевский «Краткое пособие по русской истории»: М. «Рассвет»,1992г.

2. Б.А.Рыбаков «Мир истории: начальные века русской истории»: М. «Молодая гвардия», 1987г.

3. А.А. Преображенский, Б.А.Рыбаков «История Отечества»: М. «Просвещение», 1997г.

4. Е. Шмурло «История России (IX – XXвв.)»: М. «Аграф», 1997г.