Особенности делегирования полномочий в сфере образования органам местного самоуправления

Ковалев Александр Валериевич – студент Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.

Аннотация: Статья посвящена порядку делегирования полномочий в сфере образования органам местного самоуправления. Рассматривается правовое и финансовое обеспечение делегируемых полномочий.

Ключевые слова: Российская Федерация, управление образованием, делегирование, полномочия, разграничение, местное самоуправление.

Конституция РФ устанавливает, что «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения» (ст. 132). Помимо этого, государство вправе наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, с условием передачи необходимых для их реализации материальных и финансовых средств, а также государственного контроля за их реализацией. Приведенные конституционные положения получили свое развитие в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который устанавливает перечень вопросов местного значения для отдельных видов муниципальных образований [1].

При осуществлении своих полномочий органы местного самоуправления тесно связаны с органами государственной власти РФ и субъектов РФ, так как у них также есть значительный объем полномочий в сфере образования, в том числе в отношении органов местного самоуправления и муниципальных образовательных учреждений. Чтобы исследовать отдельные аспекты делегирования государственных полномочий в сфере образования на муниципальный уровень, первоначально необходимо установить, какими соответственно полномочиями обладают Федерация и субъекты Федерации.

Полномочия РФ в сфере образования закреплены в ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», полномочия субъектов РФ - в ст. 7 того же Закона [2]. При этом необходимо отметить, что данные перечни нельзя считать исчерпывающими, поскольку иными нормами Закона РФ «Об образовании» и другими нормативно-правовыми актами в сфере образования предусматриваются и иные конкретные полномочия органов государственной власти. В сфере образования РФ и субъекты РФ принимают законы и иные нормативные акты.

Действующее российское законодательство не содержит четкого разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в сфере образования. В соответствии с положениями п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, и, соответственно, субъекты РФ вправе регулировать любые вопросы в этой сфере, не урегулированные или прямо не изъятые из их компетенции федеральным законодательством. Действует лишь общее правило о том, что законы субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам.

На субъекты РФ возложены функции по организации подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проведения аттестации педагогических работников муниципальных образовательных учреждений. При этом порядок аттестации педагогических работников определяется на федеральном уровне, в настоящее время действует Субъекты Федерации осуществляют лицензирование [3] и государственную аккредитацию [4] образовательных учреждений, за исключением ряда учреждений, лицензирование и государственная аккредитация которых отнесены к компетенции федеральных органов государственной власти, а также функции по организации подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проведения аттестации педагогических работников муниципальных образовательных учреждений. Порядок аттестации определяется на федеральном уровне, приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» [5].

Собственные полномочия субъектов РФ в сфере образования перечислены в подп. 13, 13.1, 13.2, 14, 14.1, 14.1-1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». К их числу относится решение вопросов:

1) «обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг)»;

2) «организация предоставления общего, среднего профессионального, дополнительного профессионального образования и организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации»;

3) «финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг)»;

В соответствии с п. 6 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указанные полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления с передачей им необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Интересно, что финансовое обеспечение негосударственных образовательных учреждений возлагаться субъектами РФ на ОМСУ не может, даже в случае, когда субъект готов субсидировать такое обеспечение из регионального бюджета. В то же время, возможна передача государственных полномочий на осуществление такого обеспечения с выделением субвенций. Такая система позволяет избежать злоупотреблений со стороны субъекта РФ, перекладывающего на местные власти часть расходов, поскольку субвенции, в отличие от субсидий, подразумевают полное покрытие расходов [6].

Исходя из положений действующего законодательства, выделение субвенций на обеспечение предоставления дошкольного, общего и дополнительного образования касается только муниципальных образовательных учреждений (в порядке подп. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [7], т.е. в рамках этих субвенций не должны предусматриваться средства на финансирование частных образовательных учреждений. Передача полномочий по государственной поддержке негосударственных образовательных учреждений должна быть осуществлена надлежащим образом, и субвенции на эти цели должны рассчитываться и предоставляться отдельно.

Передача полномочий на местный уровень осуществляется законом субъекта РФ о наделении полномочиями. Незаконной является передача субъектом полномочий простым включением субвенций муниципальному образованию на осуществление таких полномочий в закон о бюджете субъекта [8]. При отсутствии в законах субъекта РФ положений о передаче полномочий, как показывает судебная практика, могут возникнуть проблемы по выплатам вознаграждений учителям за осуществление функций классного руководителя. Например, Верховный Суд РФ признал незаконной передачу субвенций местным бюджетам на осуществление таких выплат законом о бюджете субъекта РФ, указав, что «передача субвенций осуществлена без передачи полномочий, которые финансируются за счет таких субвенций» [9].

Таким образом, в вопросе делегирования полномочий в сфере образования органам местного самоуправления, необходимо, во-первых, исходить из комплексного толкования положений о полномочиях субъектов РФ в данной сфере, во-вторых, строго соблюдать предусмотренную законом форму делегирования таких полномочий.

Список литературы

1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.

3. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 174 «О лицензировании образовательной деятельности» // Собрание законодательства РФ, 04.11.2013, № 44, ст. 5764.

4. Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 г. № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности» // Собрание законодательства РФ, 25.11.2013, № 47, ст. 6118.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 19.

6. Определение Верховного Суда РФ от 14.02.2007 № 4-Г06-52 // СПС «КонсультантПлюс».

7. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, № 42, ст. 5005.

8. Определение Верховного Суда РФ от 28.06.2006 № 64-Г06-8 // СПС «КонсультантПлюс».

9. Определения Верховного Суда РФ от 27.12.2006 № 65-Г06-7, от 03.102007 № 44-Г07-19 // СПС «КонсультантПлюс».

Интересная статья? Поделись ей с другими: