gototopgototop

УДК 371.018

Социально-педагогическое сопровождение семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования

Макаров Антон Олегович – аспирант Челябинского государственного педагогического университета.

Аннотация: В статье рассмотрено социально-педагогическое сопровождение семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования на примере общеобразовательной программы исторического краеведения.

Ключевые слова: Социально-педагогическое сопровождение, дополнительное образование, принципы дополнительного образования, воспитывающая среда.

Актуальность социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования детей, диктуется изменениями, происходящими в современном российском обществе, а именно доступностью образования и равенства всех членов общества перед государством. Необходимо отметить, что из года в год происходит рост детской инвалидности, и поэтому возрастает роль образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи, с чем немало важную роль в этом процессе играет дополнительное образование.

Термин «социально-педагогическое сопровождение семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» - это комплексное и целенаправленное взаимодействие педагогов, родителей, детей по построение индивидуальных траекторий решений трудных жизненных ситуаций, направленных на всестороннее и оптимальное разрешение проблем семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья с целью создание условий для успешного обучения, развития и социализации [2].

Согласно ФЗ РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года, дополнительное образование рассматривается как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

В данном контексте можно сказать, что дополнительное образование выступает как мотивированное образование, способствующее максимальной реализации себя, самоопределению предметно, социально, профессионально, личностно, в его основе которых лежат принципы гуманизации, демократизации, индивидуализации, сотрудничества [5].

Принципы дополнительного образования в контексте социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

  • Принцип гуманизма – утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достоинства;
  • Принцип демократизма – свободный выбор видов и сфер деятельности;
  • Принцип дифференциации образования – ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
  • Принцип системности – преемственность и последовательность знаний;
  • Принцип единства обучения, воспитания, развития;
  • Принцип сотрудничества – признание ценности совместной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и взрослых;
  • Принцип природосообразности – учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
  • Принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности обучающегося, единство человека и социокультурной среды, адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья к современным условиям жизни общества [5].

Необходимо отметить, что все принципы взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, вследствие чего обеспечивается комплексность и технологичность социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования.

Многие ученые, такие как В.А. Горский, А.Я. Журкина, Н.А. Соколова, В.В. Усанов считают, что цель дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в социально-педагогической поддержке и социально-педагогическом сопровождении ребенка в процессе его социального самоопределения, творческого и личностного развития, самореализации, что является в узком понимании воспитывающей средой социально-педагогического сопровождения семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. И задача педагогов не только развить определенные творческие способности ребенка, но и помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья создать для него воспитывающей среду. А средой будет являться технология социально-педагогического сопровождения, в процессе которой проходит принятие и освоение новых компетенций и навыков. Результатом будет являться включение с социальную среду с приобретенными компетенциями и навыками и способности самостоятельно разрешать трудные жизненные ситуации.

Воспитывающая среда понимается как совокупность микросред, позволяющая увидеть систему отношений между детьми и взрослыми, а значит осмысленно и целенаправленно влиять, развивать и корректировать их. Таким образом, дополнительное образование будет являться воспитывающей средой.

Добровольность и вариативность дополнительного образования делает социально-педагогическое сопровождение более интенсивным и более полным, что дает семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья возможность выбора дополнительных методов и технологий к уже применяемым в процессе социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Рассмотрим на практике социально-педагогическое сопровождение семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования на примере общеобразовательной программы исторического краеведения (Н.А. Соколовой). Деятельность в данной программе условно можно разделить на обучающий и исследовательский блок. В обучающем блоке семья с ребенком с ограниченными возможностями здоровья получают знания, умения и навыки по историческому краеведению: теоретические знания (лекции, экскурсии по указанной тематике) и практические занятия (встреча с краеведами, экспедиции, работа с архивными материалами и создание выставок и т.д.)[5]. Таким образом, в обучающем блоке семья с ребенком с ограниченными возможностями здоровья овладевает целостной системой знаний по истории края, осваивают методы сбора и анализа материалов, создают продукты самостоятельной деятельности, развивают личностный потенциал, когнитивную и творческую, коммуникативную сферу личности, что в свою очередь позитивно сказывается на социально-педагогическое сопровождение в целом.

Исследовательский блок предполагает самостоятельный выбор, семьей с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, цели, содержания, методов и организацию деятельности [5]. Итог работы является законченное научное исследование по историческому краеведению, представленное на конкурсах и конференциях. Тем самым семья с ребенком с ограниченными возможностями здоровья создает продукт самостоятельной деятельности, представляя и защищая его публично, развивает свой личностный потенциал и самоутверждается.

Социально-педагогическое сопровождение семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования на примере общеобразовательной программы исторического краеведения дополняет своей деятельностью технологию социально-педагогического сопровождения, целью которой является формирование навыков самостоятельного решения трудных жизненных ситуаций, а также всесторонне развивает творческий потенциал семьи в целом, что позитивно сказывается на самом процессе социально-педагогического сопровождения.

Таким образом, дополнительное образование является воспитывающей средой для социально-педагогического сопровождения, добровольность участия ребенка в образовательном процессе, вариативность образования, а также технологии делают дополнительное образование отличным плацдармом для реализации программ и технологий социально-педагогического сопровождения. И как показывает практика, что применение программ дополнительного образования в процессе социально-педагогического сопровождения не только улучшает сам процесс, но и развивает творческий потенциал семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

1. Золотарева А.А. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей [Текст] / А.А. Золотарева: Монография. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. – 340 с.

2. Макаров А.О. Модель социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ЧГПУ. 2014. №5. С. 127-138

3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2013. – 832 с.

4. Родичева А.Ф. Современные подходы к управлению развитием образовательного учреждения [Текст] / А. Ф. Родичева // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 369-371.

5. Соколова Н.А. Педагогика дополнительного образования детей [Текст]/ Н.А. Соколова: учеб.пособие. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2010. – 303 с.

6. Соколова, Н.А. Формирование социальной активности подростков в полисубъектной среде дополнительного образования: монография/ Н.А. Соколова, Ю.Н. Губин. – Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2015г. – 205 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк