Научно-исследовательская работа студентов в рамках образовательной деятельности вузов

Неклюдова Полина Александровна – научный сотрудник управления научно-исследовательских работ Казанского государственного энергетического университета.

Сафиуллина Айсылу Фаридовна – студентка кафедры Менеджмента Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье акцентируется внимание на вопросах организации научно-исследовательской работы студентов в процессе профессионального образования, через основные виды и формы работы: учебную и внеучебную.

Ключевые слова: Научно-исследовательская работа, студент.

Keywords: Scientific research work, student.

В условиях перехода к постиндустриальной культуре научные знания стали основным ресурсом и капиталом современного человека. Получая образование молодое поколение, стремится занять свою нишу в будущем страны. Социально-экономическое развитие государства определяется уровнем образования и навыками молодого поколения. В сфере высшего образования ударение сместилось на качественную подготовку специалистов, эффективные процессы их профессионального становления и развития, поэтому актуализировались поиски инновационных систем обучения. Повышается значимость научно-исследовательской деятельности студентов (НИРС). Основной целью организации и развития НИРС является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление одаренной молодежи для последующего обучения в аспирантуре и пополнения научных и педагогических кадров вуза.

Поставленную цель необходимо решать через задачи:

Научная работа – это продолжение и углубление учебного процесса, и организуется непосредственно на кафедрах и научных подразделениях высших учебных заведений с целью объединения учебного, научного и воспитательного процесса через усиление в образовательном процессе научно-исследовательской деятельности студентов.

Профессорско-преподавательский состав вуза – это стержень работы с молодым ученым, именно руководитель обучает методике научных исследований, формирует научные компетенции, организует апробацию результатов научно-исследовательской работы студентов и аспирантов (НИРС) в учебном процессе вуза.

Одним из первых решений молодого ученого является выбор научного руководителя, это традиционный метод прикрепления студента к преподавателю и участие под его руководством в решении научных проблем. Польза такого тандема для научно-исследовательской работы студента определяется тем, что руководитель специалист именно в области выбранной студентом темы. Подобная система выполнения студентами научно-исследовательской работы помогает передавать опыт и готовит творчески мыслящих личностей, способных к нестандартному инновационному мышлению, столь нужному для успешного формирования науки и производства страны. Научно-исследовательская работа студентов способствует вырабатыванию учебных умений и навыков организационной, информационной, интеллектуальной и самостоятельной работы. Умения и навыки научной работы это подтверждение владения научным методом познания и инструментарием познания в исследовательской деятельности.

При участии руководителя бакалавриант или магистрант могут определиться с темой работы. Так, если на первом курсе студент приобретает первые навыки работы с информацией и его самостоятельное творчество минимально, то на старших курсах научная работа превращается в созидательный процесс. С каждой новой работой у студента повышается познавательная способность, в результате последовательно через плановые научные изыскания молодой ученый сможет реализовать работу по основному проекту, учитывая ранее приобретенный собственный практический опыт и суметь интегрировать научные элементы своей деятельности в реальных условиях.

Научно-исследовательская работа студентам и молодым ученым позволяет совершенствовать теоретические и практические знания в науке и технике, учиться новым умениям и навыкам в научном поиске под руководством преподавателя.

В высшем образовании выделяются два вида исследовательской работы студентов: выполнение выпускных работ студента в учебное время (УИР), и – научная работа студента вне учебного плана: участие в научных кружках, конкурсах, конференциях, хоздоговорных работ и соискания научных грантов (НИР).

Формами научно-исследовательской работы студентов могут быть: конкурсы докладов, участие в предметных олимпиадах, проведение круглых столов и пр. Важно, чтобы результаты студенческих научно-исследовательских работ выносились на обсуждение в виде научных статей и докладов на научно-методических или научно-практических конференциях. Афиширование результатов работы студентов является одной из важнейших форм мотивации молодых ученых к дальнейшей научной работе[2].

Для популяризации научной работы полезны кружки, студенческие научные общества и конференции которые позволяют студенту получить научный опыт в процессе открытой научной дискуссии и личную известность. Научно-исследовательская работа студентов является важным средством повышения качества подготовки специалистов, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса и становится все более важным показателем, уровня развития системы высшего образования.

Приобщения студентов к научно- исследовательской деятельности является одной из приоритетных задач современного научного сообщества. Исследовательская работа способствует формированию готовности молодого поколения к реализации полученных в вузе знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, приобрести исследовательский опыт. В период образовательной и научно-исследовательской работы происходит вырабатывание личностных свойств и качеств гражданина с активной жизненной позицией. Научно-исследовательская работа студентов и молодых ученых в вузе способствует реализации формирования интеллектуального потенциала молодого человека. Научно-исследовательская работа студентов формирует одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с профессиональным высшим образованием – развитие самостоятельности в решении практических задач[3]. Привлечение студентов к участию в научно-исследовательской работе необходимо реализовывать с первого курса обучения студентов. Научные результаты, приобретенные студентами, публиковать в сборниках тезисов докладов и научных статей, издаваемых университетом и другими организациями. Для мотивации бакалавриантов, магистрантов и преподавателей к выполнению научных работ могут быть моральные, материальные и организационные формы поощрения. Из методов морального мотивирования – популяризация итогов научной работы студента и руководителя, рекомендация при поступлении в магистратуру и аспирантуру. Из материальных методов мотивации – награждение именными стипендиями, премиями, надбавками. За успешное руководство НИРС – рекомендация к награждению грамотой Министерства образования и науки РФ – нагрудный знак «За развитие научно-исследовательской работы студентов», «Почетный работник высшего профессионального образования России»[2].

Таким образом, поддержка и мотивирование научной активности ведет студента и молодого ученого к качеству приобретаемого образования.

Список литературы

1. Тимофеева Е.М. Научно-исследовательская работа студентов технических вузов / Е.М. Тимофеева, Н.П. Белик, А.С. Тимофеева // Фундаментальные исследования, 2007. - № 12. - С. 462-463.

2. Матушанский Г.У. Отбор и продвижение студентов в аспирантуру / Г.У. Матушанский, Д.И. Ключников // Вестник Казанского государственного энергетического университета, 2014.- №3 (23). - С. 136-156.

3. Сайфутдинова Г.Б. Возможности и перспективы реализации дистанционного образования в России / Г.Б. Сайфутдинова, С.А. Лившиц, С.С. Усачев, О.С. Баймяшкина // Вестник современной науки. Научно-теоретический журнал. – 2015. – № 9. – Ч. 2. – С. 68-71.