gototopgototop

Аспекты исламского возрождения в Татарстане: особенности и перспективы

Сайфутдинова Гузель Борисовна – кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории и педагогики Казанского государственного энергетический университета.

Шакирова Ильнара Рамилевна – студентка кафедра Экономики и организации производства Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье анализируется роль ислама в жизни современных татар-мусульман Татарстана в традиционном его понимании и с учетом общественно-политических преобразований в ХХ-ХХI вв.

Ключевые слова: Межэтнические браки, урбанизация, исламский ренессанс, религиозное образование.

Весь ХХ век в Татарстане происходили трансформации структуры, формы общественных отношений вызванные историческими, экономическими, социально-политическими преобразованиями в обществе. Коллективизация предопределила массовую урбанизацию татар, культурные преобразования (всеобщая грамотность, доступность в получении образования), нарушили замкнутость татарской деревни, повысили мобильность татар. Это в свою очередь привело к частичной унификации этнокультурных ценностей и социальной активности граждан. Начало XXI века ознаменовалось национальным подъемом и религиозным ренессансом для России в целом, и для Татарстана в частности. Процесс возрождение ислама на территории России совпал с ростом и радикализацией ислама в мире. В современной России принято выделять два основных социокультурных ареала возрождения ислама – Северо-Кавказский и Волго-Уральский. В столицах (Москва и С.-Петербург) также функционируют исламские уммы, но активность столичных мусульман не велика. Исторически сложилось, что одним из мусульманских регионов является Урало-Поволжье, а наибольшее число мусульман – этнических татар проживает в Татарстане (второй по численности мусульманской столицей является Башкортостан, где живут мусульмане – этнические башкиры).

В рамках статьи авторы рассматривают динамику возрождения ислама на примере татар Татарстана. Основная часть выводов базируется на эмпирических материалах социологических опросов и выводов других авторов.

Татарстан оказывает существенное влияние на развитие ислама в России в силу численности населения исповедующего ислам – более 1 млн 765 тыс. татар, или 54% населения по переписи 2000 года. Демографический и социально-экономический потенциал исламского возрождения в Татарстане опирается на численность реальных или потенциальных носителей конфессии. Уровень социально экономического развития региона: урбанизированность (свыше 75% населения проживает в городах) и межконфессиональная и межэтническая маргинальность – смешанные браки составляют от 5% у старшего поколения до 25% у молодых – дают объективное представление о роли исламского фактора в самоидентификации современных татар. Для большинства татар – ислам утратил значение в традиционном его понимании (70 лет атеизма). Татары, заявляющие себя мусульманами, по результатам интервью проведенного в городе Казане и сельских районах республики Татарстан в 2000 году исповедуют так называемый «народный» ислам: посещают мечети, справляют религиозные праздники, но не подчиняют жизнь религиозным нормам, а нередко не знают их в достаточном объеме. Данные нашего соцопроса показывают, что уровень религиозности населения по самооценке респондентов был высок, безоговорочно верующих – 9/10. Однако полное соблюдение всех религиозных норм и предписаний, посещение мечети, регулярный намаз, обращение к мулле за советом, т.е. демонстрация религиозного поведения среди респондентов наблюдалась редко. По материалам исследования респонденты осознают свою религиозную принадлежность, в большинстве случаев знакомы с основными молитвами и руководствуются тем, что они мусульмане в значимых жизненных ситуациях (Никах, рождение ребенка, имянаречение, в случае религиозного самоопределения детей). Исследования 2002 года религиозной идентификации мусульманского населения в республике показывают исламское самосознание населения на уровне приблизительно 67–70% в Татарстане[1]. После всплеска начала 1990 х гг. исламизированность широких слоев населения уже не растет, скорее, происходит наполнение религии исполнением обрядов и ритуалов. По данным социологических опросов, проведенных ВЦИОМ в марте 2010 года, к православным себя относят 75% населения России, к последователям ислама – 5%, в среднем по одному проценту приходится на католиков, протестантов, иудеев и последователей буддизма. Вопрос о религиозной принадлежности не был включен в перепись 2010 года.

Успехи Татарстана в возрождении ислама позиционируются и строительством новых мечетей, так если к середине 1970-х годов на территории РСФСР сохранилось всего 94 мечети, и к концу ХХ века у мусульман России полностью отсутствовала материальная база для организации религиозного образования, не было медресе, не хватало священнослужителей, был полный упадок системы религиозного мусульманского образования. С началом демократических преобразований наступает новый этап в становлении мусульманского образования на территории Татарстана, связан с появлением наряду с медресе высших учебных заведений – исламских университетов. В республике растет количество медресе при мечетях (школы-медресе Ново-Савиновского, Приволжского, Советского районов). В 1990-х гг. открылись медресе в городе Чистополе, Казанское высшее мусульманское медресе «Мухаммадия» и Казанское высшее мусульманское медресе им. 1000-летия принятия ислама. В 1998 году стал функционировать Российский Исламский университет в Казани, призванный возродить религиозные традиции и ценности мусульман не только Татарстана, но и России [2].

Современные родители с надеждой смотрят на обретение их детьми религиозного образования, как с точки зрения престижной профессии священнослужителя, так и для духовного роста молодого поколения. Например, при выборе школы (верующие предпочитают, чтобы их дети учились в гимназиях, где основной язык – татарский и др.). Из положительных моментов религиозного воспитания родители выделяют в первую очередь осуждение пьянства, курения, наркомании. А серьезное отношение к религии и религиозным нормам, по мнению родителей, убережет их детей от перечисленных пристрастий.

Ислам в Татарстане играет важную роль в политической и культурной идентификации региона в рамках Российской Федерации. Исламское возрождение, начала 1990-х гг. которое, переплеталось с этнокультурным ренессансом татар через этническую идентификацию и национальное самосознание привело к появлению в республике иностранных миссионеров, что у мусульман Татарстана вызывает противоречивые чувства. Но с введением твердой установки на ханафитский мазхаб, который является самым распространённым среди всех правовых школ, ситуация с преподаванием философии и теологии ислама улучшилась[3].

В октябре 2009 года республику посетила госсекретарь США Х. Клинтон, которая сформулировала цель своего визита в столицу Татарстана следующим образом: «Я хочу больше узнать об опыте Казани по укреплению толерантности и по реализации межрелигиозного диалога»[4].

На наш взгляд, одними из наиболее существенных факторов возрождения ислама в Татарстане является высокая степень институциализации прежних и новых мусульманских организаций в республике. Муфтият Татарстана – образован при непосредственном участии и поддержке республиканских властей. Строгий надзор администрации над исламом объясняется высокой степенью влияния религии на общество, а также тем, что межконфессиональное согласие является одним из главных вопросов республики, которая проводит политику светского ислама и толерантности.

Список литературы

1. Мусина Р.Н. Этноконфессиональное взаимодействие и проблемы толерантности / Р.Н Мусина, Е.А. Шумилова // Государственно конфессиональные отношения в современном Татарстане. Казань. – 2003. – С. 144.

2. Система мусульманского образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-islam.ru/islamtat/mus_ed/smo/?print=1(дата обращения: 12.09.2015).

4. Шагавиев Д.А. Воспоминания об учебе в медресе «Мухаммадия» в 1993-94 гг. / Дамир Шагавиев // Медресе «Мухаммадия»: преемственность традиций: Материалы научно-практической конференции, посвященной 125-летию медресе «Мухаммадия» и 150-летию Г. Баруди, 25 октября 2007 г. / отв. ред. и сост. В.М. Якупов. – Казань: Издательство ДУМ РТ. – 2008. – С.144-145

4. Журнал «Наш дом – Татарстан» выпуск №4 (007) 2009 Г. / Татарстан Америку учит [Электронный ресурс]. Свободный. Режим доступа: http://www.an-tat.ru/zhurnal-nash-dom-tatarstan/30/1738/

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 300 рублей для России и 500 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк