УДК 372.881.111.1

Индивидуализация обучения как важнейший фактор повышение качества преподавания

Королева Татьяна Александровна – старший преподаватель кафедры Иностранных языков Научного исследовательского университета Московского энергетического института (Технического университета).

Аннотация: Данная статья освещает вопрос индивидуализации обучения как одного из важнейших факторов повышения качества преподавания. В ней подчеркивается, что наибольший учебный и воспитательный эффект можно достичь только на основе единства индивидуальной и коллективной форм обучения.

В статье выявлены основные методы индивидуализации учебного процесса. Приведены примеры индивидуализации в МЭИ через использование «Дистанционных образовательных технологий» (ДОТ).

Автор в конце приходит к выводу, что индивидуализация обучения больше всего соответствует принципам организации познавательной деятельности и усвоения информации.

Ключевые слова: Индивидуализация обучения, самостоятельная работа, внеаудиторная работа, отделение референтов переводчиков, индивидуальный подход в обучении.

Не один метод обучения и воспитание не может дать должных результатов, если он применяется без учета индивидуальности учащегося. При обучении мы имеем дело не с каким – то абстрактным учащимся, а с конкретными людьми, каждый из которых по – своему не повторим и индивидуален. Вот почему обучение иностранному языку, пожалуй, в большей степени, чем какому – либо другому предмету, требует индивидуального подхода [1].

В настоящее время проблема индивидуализации обучения не только не снимается, но и приобретает еще большую актуальность. Между тем сложилось такое положение, когда, во-первых, индивидуализация используется только в плане дифференцированного подхода, с учетом лишь индивидуальных свойств обучаемого, во – вторых, проблема индивидуализации решается в отрыве от проблемы мотивации, в то время как это – две неразрывно связанные стороны учебного процесса. Мотивация предлагает индивидуализацию и одновременно является следствием ее.

О необходимости дифференцированного подхода говорят многие методисты. В методике обучения этот традиционный подход к индивидуализации обучения закрепился и находит свое выражение в подборе заданий в зависимости от способностей и уровня знаний обучаемого.

Вопросы дифференциации оказались наиболее разработанными в методике высшей школы, где основная часть работы выносится на внеаудиторные занятия. Можно предусматривать «избыточные» упражнения, позволяющие преподавателю осуществлять дифференцированный подход к обучению различных групп студентов и варьировать программу обучения в зависимости от состава аудитории и уровня языковой подготовки учащихся.

Индивидуализация обучения не должна применяться как одноразовое средство, как правило, после того, как у учащегося допущены пробелы в знаниях. Индивидуализация использоваться как профилактическая функция индивидуального подхода.

Действительно, индивидуальный подход служит, главным образом, для выявления и развития сильных сторон личности, а не только слабых сторон в знаниях учащегося.

Важное значение в осуществлении индивидуализации обучения отводится самостоятельной работе учащихся. Нет необходимости доказывать, что как – бы хорошо ни был проведен урок по иностранному языку, сам по себе он не может обеспечить усвоение предмета учащимся, поскольку последнему, при отсутствии естественной иноязычной среды, нужна целенаправленная и организованная практика. Можно провести аналогию с обучением игры на музыкальном инструменте, где, как известно, нельзя научить играть только на занятиях с преподавателем в урочное время, нужно много самостоятельно работать (играть) дома [2].

При организации самостоятельной работе учащихся следует обратить особое внимание на следующие вопросы:

- какая по содержанию работа и в каком объеме выполняется учащимся самостоятельно;

- какими приемами самостоятельной работы должен овладеть учащийся;

- как распределить указанный объем работы во времени и определить, сколько времени потребуется на выполнение указанного объема работы;

- каковы приемы самоконтроля и контроля со стороны преподавателя.

Учащийся должен знать, что ему предстоит делать. Задания могут быть различными в зависимости от ступени обучения. Объем и содержания заданий нужно индивидуализировать.

Важное значение в индивидуализации обучения имеет адаптивная система обучения. Как известно, адаптивная система обучения основано на совмещении индивидуальных занятий преподавателя с отдельными студентами и самостоятельной работы всех обучающихся, управляемой с помощью сетевого плана. План дает возможность студентам выполнять весь объем заданий за семестр с индивидуальной скоростью и в индивидуальной последовательности. Главной особенностью адаптивной системы является широкое использование различных технических средств, что повышает ее эффективность.

Среди многообразия направлений совершенствования образования следует особо выделить тенденцию к индивидуализации учебного процесса. Индивидуальное обучение больше всего соответствует современным дидактическим принципам организации познавательной деятельности и усвоения научной информации. Наибольший учебный и воспитательный эффект может быть достигнут только на основе единства индивидуальной и коллективной форм обучения. Исключительные по своей эффективности дополнительные возможности в этом направлении открываются при использовании в учебном процессе современных технических средств, компьютеров.

Важным моментом в индивидуализации обучения является использование Дистанционных Образовательных Технологий (ДОТ), которые широко применяются в НИУ МЭИ при обучении по основным образовательным программам, по всем формам подготовки (очная, очно-заочная и заочная).

При обучении с применением ДОТ, студент получает доступ к системе дистанционного обучения, в которой размещены учебные и контрольные материалы. Студент выполняет их в удобное для него время индивидуально. Он получает полный комплект учебных и методических материалов в зависимости от дисциплины на CD-ROM или в интернете, изучает его, получает консультации у преподавателя, проходит не менее пяти контрольных проверок знаний, получает возможность сдать зачет или экзамен досрочно.

Важным моментом индивидуализации обучения является сетевое планирование, которое дает возможность:

1. Индивидуально подходить каждому студенту

2. Выполнять план с опережением

Опираясь на метод сетевого планирования можно наиболее успешно организовать индивидуальную учебную деятельность студентов.

Индивидуальная форма работы имеет существенное значение для успешного проведения занятий со студентами во внеурочное время. Она способствует выявлению и развитию индивидуальных способностей и склонностей студентов. Эта форма внеаудиторной работы дает возможность студентам проявить творческую инициативу и активность. Индивидуальная форма работы является основным фактором успешного проведения массовой и групповой форм.

В практике определились следующие виды индивидуальной формы внеаудиторной работы: подготовка к докладам на научно – технические конференции на языке, участие в олимпиадах и конференциях, конкурсы на лучший перевод, подготовка докладов к конференциям к знаменательным датам в стране, отделение референтов переводчиков. Все эти формы работы нашли широкое применение у нас на кафедре иностранных языков при техническом университете.

Успешной внеаудиторной работой студентов мы добиваемся установлением контакта с профилирующими кафедрами, которые снабжают магистров научными статьями, патентной информацией по тематике своих исследований. Эта литература используется в качестве индивидуальных заданий по внеаудиторному чтению. Завершающим этапом индивидуальной работы наших студентов является защита дипломных проектов на иностранных языках.

В наших условиях, когда группы делятся и в среднем состоят из 15-ти человек, нужно ставить на занятии цель не перед всей группой, а конкретно перед каждым студентом. Одно из форм индивидуальной работы со студентами являются консультации, которые мы используем как для слабых, так и для более сильных студентов.

Введение обязательной индивидуальной работы в аудитории над программным материалом, по мнению преподавателей нашей кафедры, способствует и обеспечивает систематическое усвоение всеми студентами задаваемого материала, препятствует накоплению «задолженностей».

Важное место в индивидуализации обучения принадлежит парной работе. Парная работа, как правило, проводится на материале уже известном студентам, ее цель – способствовать овладению знаниями на более высоком уровне, то есть способствовать выработке определенных умений и навыков на более высоком уровне за счет интенсивной работы на занятиях [3].

Технические средства обучения значительно оживляют изучение грамматики. Работа с компьютером увлекает студентов. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что возможности индивидуализировать занятия в наших условиях имеются. Их нужно каждому преподавателю продумать и реализовать в своей работе.

Список литературы

1. Каменская Н.В. К вопросу организации учебных занятий по иностранному языку в аудитории и во внеаудиторное время. Вестник Московского Государственного Лингвистического Университета. Выпуск 12 (698) педагогические науки. М. МГЛУ, 2014. – 130 с.

2. Краснов Н.Ф. Шире применять новые методы и технические средства обучения. «Вестник высшей школы» №5 1980. – 25 с.

3. Сорокина Л.Н. Виды индивидуальной парной и парно-коммуникативной работы на аудиторных занятиях. Пед. Институт имени В.И. Ленина. М., 1975. – 20с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: