gototopgototop

УДК 338

Автопром в России: текущая ситуация, дальнейшие пути развития и его последствия

Сафин Рузиль Ильгизович – студент кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий» Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье представлена сложившаяся ситуация в отрасли легкого автомобилестроения и предложены меры по стимулированию его развития.

Ключевые слова: Автомобилестроение, экономический кризис, автокомпоненты, валютные курсы.

Автомобильный рынок в России переживает не самые лучшие времени. Рост курса евро и соответственно удешевление рубля приводит к значительному удорожанию автомобилей. В среднем рост цен на автомобили в 2015 г. составил около 20 % в сравнении с 2013 г. и, как следствие, спрос на них стремительно падает.

Известные автопроизводители в 2015 г. приняли решение об уходе с российского рынка и консервировании своих заводов. Одной из причин принятия такого непростого решения является низкий уровень локализации, что и было заявлено топ-менеджментом одной из компаний. Повышение уровня локализации требует значительных инвестиций в поиск, анализ, развитие локальных поставщиков автокомпонентов, проведение тестовых испытаний с возможностью доработки и модификации данных деталей, компонентов, материалов и т.д. В условиях падения спроса на автомобили трудно быть уверенным в рентабельности данных вложений и срок их окупаемости может растянуться на десятки лет [2; 4].

Локальные поставщики со своей стороны также страдают в текущей ситуации на автомобильном рынке. Спрос на автомобили падает, автопроизводители снижают объемы производства и, соответственно, снижается объем закупки автокомплектующих, материалов. И данная ситуация вынуждает поставщиков сокращать производства и повышать цены на продукцию. Также серьезную конкуренцию локальным поставщикам составляют иностранные поставщики, имеющие свои заводы в России.

Иностранные поставщики, заинтересованные в сохранении доли рынка, увеличивают долю локализации, оптимизируют производство - все то, что делают и локальные поставщики. Однако у иностранных поставщиков все таки есть «козырь в рукаве»: головной офис или материнская компания, которая может оказать финансовую поддержку и помочь в конкурентной борьбе с локальными российскими поставщиками в сохранении бизнеса в России.

Возникают вопросы: Как же быть и что делать? Какое будущее у российского автопрома?

Одним из основных путей развития и изменения бизнес-модели компаний является экспорт готовой продукции [3]. Экспорт автомобилей и автокомпонентов, материалов в Европу, Азию, Ближний Восток, страны СНГ, Африка в стоимостном евровом эквиваленте. Цена экспорта будет полностью покрываться разницей курса и цена готовой продукции будет значительно ниже, что позволит конкурировать на местном рынке.

Вторым решением может быть также экспорт, но не готовой продукции, а незавершенного производства. В случае материалов - это российское сырье, автокомпонентов - незавершенная продукция, автомобилей – окончательная сборка может осуществляться уже на месте, на заводе альянса-партнера. Завод альянса-партнера также заинтересован в сохранении бизнеса в России, улучшении финансового положения своего партнера и в сокращении собственных затрат. Так незавершенная продукция из России будет гораздо ниже в цене, чем местного производства.

Тем самым, экспорт позволит российским и иностранным автопроизводителям, поставщикам: сохранить в России долю рынка, а возможно и увеличить ее, откроет дополнительные возможности для привлечения иностранных инвесторов, ротация локального российского производства, приостановит рост цен на автомобили, так и на авто компоненты.

И как следствие, мы уже не будем так сильно зависеть от колебаний курса евро, доллара по отношению к рублю внутри российского рынка, остановиться рост цен на автомобили, автокомпоненты на российском рынке, производители смогут вернуться на предыдущие мощности и объемы производства, на рынке труда мы также увидим значительные улучшения с уровнем безработицы, что безусловно положительно скажется на покупательной способности граждан и также положительно повлияет на другие сферы экономики [1; 5].

Список литературы

1. Шлычков В.В. Потенциальные возможности российской экономики // Вестник экономики, права и социологии. 2013. № 2. С. 94-98.

2. Шлычков В.В. Теория и методология управления ресурсным потенциалом: автореф. дис. … док. эконом. наук. - Йошкар-Ола, 2007.

3. Шлычков В.В., Кулиш С.М. Методические рекомендации по организации работ по управлению ресурсным потенциалом промышленного предприятия // Экономические науки. 2009. № 54. С. 277-281.

4. Шлычков В.В., Нестулаева Д.Р., Алафузов И.Г. Малый бизнес о векторе социально-экономического развития и своей роли в модернизационном процессе экономики России: взгляд из региона // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 2. С. 97-100.

5. Shlychkov V., Nestulaeva D. Economic science and evolution of economic agents’ expectations formation process // Asian Social Science. 2015. Т. 11. № 19. С. 82-89.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк