gototopgototop

УДК 347.157

Совершенствование системы защиты прав и интересов несовершеннолетних в субъектах РФ (на примере ЯНАО)

Зайнакаева Юлия Олеговна - магистрант факультета Юриспруденции филиала Тюменского государственного университета в г.Новый Уренгой.

Аннотация: Одним из важнейших направлений деятельности государства является защита прав и интересов несовершеннолетних граждан, так как именно несовершеннолетние являются одной из самых уязвимых категорий общества. Главная цель Национальной стратегии – «обеспечение достижения существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства».

Ключевые слова: Защита прав, несовершеннолетние, ребенок, государство, стратегия, воспитание детей.

Одним из важнейших направлений деятельности государства является защита прав и интересов несовершеннолетних граждан, так как именно несовершеннолетние являются одной из самых уязвимых категорий общества. Необходимо отметить, что в Российской Федерации предпринимаются серьезные шаги по реализации Конвенции о правах ребенка (ратифицированной нашим государством в 1990 году) и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Основным документом о правах детей в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г.г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Закон в целях создания правовых, социально-экономических условий реализации прав и законных интересов ребенка устанавливает основные гарантии этих прав и законных интересов. Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации [1].

Государство признает детство важным этапом жизни человека и, исходя из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, определяет цели государственной политики в интересах детей:

– осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

– недопущение дискриминации прав ребенка;

– упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей;

– восстановление прав несовершеннолетних в случаях нарушений;

– формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

– содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей;

– воспитание в детях патриотизма и гражданственности;

– реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в России 1 июня 2012 г., со ссылкой на Конвенцию ООН о правах ребенка, Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.».

Главная цель Национальной стратегии – «обеспечение достижения существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства» [2].

Реализация Национальной стратегии предусмотрена в два этапа: первый – в 2012-2014 гг., второй – в 2014-2017 гг. и осуществляться должна по следующим основным направлениям:

- семейная политика детствосбережения;

- доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;

- здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни;

- равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;

- создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия.

Однако, несмотря на предпринятые шаги в области защиты прав и интересов несовершеннолетних, в современных правовых исследованиях отмечается, эта отрасль социальной политики и права развита недостаточно, а системная разобщенность действующих государственных институтов, занимающихся проблемами несовершеннолетних, не позволяет достичь положительных результатов как в области снижения количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними, так и в сфере защиты ребенка от криминальной среды [3, с. 95].

В этих условиях, безусловно, важным является формирование единого социально-правового пространства путем соединения усилий различных государственных органов и структур, а также негосударственных организаций в целостную систему защиты прав и интересов несовершеннолетних. Огромную роль в решении рассматриваемой проблемы играют те усилия, которые предпринимаются государственными органами и негосударственными организациями на региональном уровне.

Так, в Ямало-Ненецком автономном округе в целях улучшения положения детей в обществе, их надлежащей защиты, создания благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения, воспитания и развития была принята Региональная стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Главная цель Региональной стратегии - создание наилучших условий для рождения, развития и воспитания детей, обеспечение прав, интересов и потребностей каждого ребенка, проживающего в автономном округе, создание благоприятной среды для успешной социализации детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, соблюдение приоритетности сохранности для ребенка родной семьи.

В этой связи следует особо отметить деятельность окружной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в ЯНАО, члены которой совместно с другими субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, прилагают совместные усилия по улучшению положения детей в обществе. Во время проведения различных мероприятий, заседаний, деятельности рабочих групп, поднимаются актуальные вопросы и проблемы в сфере реализации прав детей непосредственно перед структурами, в ведении которых находится решение тех или иных вопросов. Принимаемые решения направлены на улучшение положения детей в регионе, совершенствование механизмов обеспечения и защиты прав детей и усиление профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Важной вехой в формировании целостной системы защиты прав и интересов несовершеннолетних стало принятие 18 апреля 2007 года Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа Закона «Об уполномоченном по правам ребёнка в Ямало-Ненецком автономном округе». В соответствии с указанным Законом в округе была учреждена должность Уполномоченного по правам ребёнка, целью деятельности которого является обеспечение гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка в автономном округе, признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления в автономном округе, их должностными лицами, общественными объединениями, организациями автономного округа, юридическими и физическими лицами.

Активная деятельность Уполномоченного по правам ребенка в ЯНАО позволила решить ряд насущных проблем. В первую очередь, целям организации взаимодействия по профилактике преступлений, совершенных несовершеннолетними, а также совершенных в отношении несовершеннолетних, служат соответствующие соглашения Уполномоченного с Управлением МВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу и следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу.

Взаимодействие Уполномоченного с общественными помощниками в муниципальных образованиях автономного округа позволяет принимать эффективные меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Общественные помощники в большинстве муниципальных образований входят в состав комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и активно участвуют в их работе.

При осуществлении межведомственного взаимодействия в интересах различных категорий детей, основываясь на результатах совместной работы с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в ЯНАО, Уполномоченным вносятся различные предложения, которые находят своё отражение в нормативных правовых актах автономного округа. Так, в Межведомственный план мероприятий по профилактике суицидов, предупреждению и предотвращению суицидальных попыток среди несовершеннолетних в Ямало-Ненецком автономном округе включены следующие положения:

- проведение анализа случаев суицидов в разрезе муниципальных образований автономного округа;

- изготовление информационных материалов с указанием служб экстренного реагирования и психологической помощи;

- информирование взрослого населения автономного округа о способах предотвращения суицидальных попыток;

- участие Уполномоченного в организации и проведении телеэфиров по вопросам детских суицидов.

Также План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Региональной стратегии действий в интересах детей в Ямало-Ненецком автономном округе содержит предложения об организации правового просвещения и распространения информации о правах ребенка; об организации обучения специалистов, работающих с детьми, а также родителей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, жестокого обращения с детьми и т.д.; о создании условий для развития деятельности детских и молодежных общественных объединений в целях расширения участия детей в общественной жизни и принятии решений, затрагивающих их интересы.

Таким образом, необходимо отметить, что, несмотря на существующие проблемы и недостатки в области защиты прав несовершеннолетних, в Ямало-Ненецком автономном округе реализуется системная деятельность по защите прав и законных интересов детей, свидетельствующая о стремлении региональных и муниципальных органов власти совместно с обществом, способствовать воплощению в жизнь принципов Конвенции ООН о правах детей.

Список литературы

1. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 3 августа 1998г. -№31 - Ст. 3802.

2. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы : указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 // Собрание законодательства РФ. – 2012. - № 23. - Ст. 2994.

3. Урбаев Г. Л. Взаимодействие суда и государственных органов в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних / Дружественное к ребенку правосудие и проблемы ювенальной уголовной политики: материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию Верховного суда Республики Бурятия (г. Улан-Удэ, 3-4 октября 2013 г.) / науч. ред. Э.Л. Раднаева. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2013. – 348 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк