УДК 159.922.8

Психолого-педагогические особенности агрессивного поведения девочек подростков

Симонова Алёна Игоревна – студентка Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. (ВлГУ, г.Владимир)

Аннотация: В статье рассматриваются особенности агрессивного поведения девочек подростков, а так же основные виды реакций агрессивного поведения.

Ключевые слова: Агрессия, агрессивное поведение, жестокость, враждебность.

Проблема агрессивного поведения среди подростков, является на современном этапе все более актуальной. Агрессия становится привычным явлением среди молодого поколения, и имеет разрушающий характер для общества.

Достаточно часто в СМИ возникают кадры агрессивного поведения и жестокости у девочек – подростков. Что является пропагандой, и способствует еще большему росту девиантного поведения среди молодого поколения. Дж. А. Вилкинз в своей книге «Откажись от привычки к телевизору», сообщает, что «телевиденье совершает своего рода насилие над детьми и формирует у них агрессивную манеру поведения» [2, с. 6].

Кандидат психологических наук, психолог-практик Т.М. Смирнова под агрессией понимает «мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения, а также моральный ущерб живым существам» [2, с. 5]. В своей работе «Психологическая коррекция агрессивного поведения детей» психолог отмечает, что агрессивных подростков с каждым годом становится больше и с ними труднее становиться работать, арсенал психолого–педагогических техник, весьма ограничен и не решает эту проблему комплексно.

Хотя агрессивное поведение девочек подростков не имеет массового характера и по многим признакам носит латентный характер, но оно является основообразующим звеном для дальнейшей жизненной позиции, как отдельного члена социума, так и общества в целом.

В исследовании психолога Л. Эрона было выявлено, что девочки, которые имели выраженную степень агрессии в 11 – 12 летнем возрасте, к 20 годам в 4 раза чаще привлекались к судебным следствиям, чем их ровесницы, а мальчики в 2 раза чаще. Так же агрессивные девочки подростки не всегда могут самостоятельно контролировать данное качество и направлять его в более позитивное русло, поэтому риск повышения делинквентного поведения у девочек в юношеском возрасте увеличивает в двукратном размере, нежели у мужского пола [3].

Анализ исследований агрессивности у мальчиков и девочек показал, что, да конечно агрессивность мальчиков в подростковом возрасте значительно выше, но что касается «провокации», то в этом случая оба пола реагируют одинаково в не зависимости гендерных различий. [1, с. 23].

Разноплановая общественная и экономическая ситуация, сложившаяся в наши дни способствует росту агрессивных проявлений среди девочек подростков и затрагивает, с одной стороны, общество в целом, с другой, отдельную личность. Девочки, которые должны олицетворять собой женственность, красоту, нежность, материнское начало, в современном мире не подходят под это описание, а даже напротив, являются антиподом вышесказанного. Нельзя не упомянуть и о том, что под воздействием жизненных факторов у них изменяются идеалы, мотивы, позиции они становятся более деструктивно направленными и требуют ежедневной профилактической работы.

Анализ данной проблемы показывает, что наиболее значимые социальные институты, к числу которых можно отнести школы, клубы по месту жительства, семью, группу сверстников, прививают у учащихся те нормы и стили поведения, которые помогают добиться успеха, самореализоваться и самоутвердится по средствам агрессии, так как дух соперничества и лидерства присущ каждому члену общества.

В работах Ц. П. Короленко, Т.А. Донских отмечается, что в последнее время у девочек стала чаще проявляться физическая форма агрессивного поведения, в основном это происходит из – за снижения контроля над своими действиями. В подростковом и юношеском возрасте девочкам свойственна манера следовать своим желаниями и осуществлять их не замечая отрицательных последствий не только для других, но и для самих себя. Страх перед наказанием не выражен, и теряет свое сдерживающее значение в дальнейшем становлении асоциального поведения [3].

Учеными доказано, что фантазии связанные с агрессивным поведением у девочек подростков происходят под непосредственным или опосредованным влиянием увиденных и пережитых сцен насилия или жестокости, а стимулом для возникновения агрессивных фантазий выступают нереализованные желания.

Таким образом, мы проанализировали различные особенности проявления агрессивного поведения девочек подростков выделяемые различными авторами.

Следующим этапом стало исследование по изучению основных видов реакций агрессивного поведения.

В работе был использован эмпирический метод тестирования с применением следующих методик исследования:

1. опросник на выявление агрессивного поведения Л. Г. Почебу;

2. диагностика состояния агрессии (опросник Басса - Дарки).

База исследования: МБОУ СОШ № 15 г. Владимира. В исследовании приняли участие 30 девочек подростков 8 – 9 классов.

По окончанию диагностики были получены следующие результаты.

Опросник на выявление агрессивного поведения Л.Г. Почебут показал, что по шкале вербальная агрессия у 40% девочек подростков высокая степень агрессивности, это означает использование словесных оскорблений по отношению к другим людям и низкая степень адаптивности по шкале, означающая низкий уровень взаимодействия с другими людьми, согласование интересов, требований и ожиданий его участников. У 34% девочек подростков средняя степень агрессивности и адаптированности, у 26% девочек низкая степень агрессивности и высокая степень адаптированности по данному типу поведения.

Результаты по шкале физическая агрессия показывают что, у 26% высокая степень агрессивности, что означает применение физической силы непосредственно к объекту и низкую адаптивность по шкале, у 17% - средняя степень агрессивности и адаптивности и у 57% низкая степень агрессивности и высокая степень адаптивности.

Шкала предметной агрессии показала что, у 23% испытуемых высокая степень агрессивности, означающая постоянные срывы агрессии на окружающих предметах, низкая степень адаптивности, у 40% средняя степень агрессивности и адаптивности и у 37% низкая степень агрессивности и высокая степень адаптивности.

Результаты по шкале эмоциональная агрессия показали, что 37% девочек подростков имеют высокую степень эмоционального отчуждения при общении с другими людьми, что часто сопровождается подозрительностью, враждебностью, недоброжелательностью к другим людям. 23% - средняя степень агрессивности и адаптированности. У 40% низкая степень эмоциональной агрессивности и высокая степень адаптивности.

Шкала самоагрессии выявила что, у 34% испытуемых высокая степень самоагрессии, означающая отсутствие или ослабление механизмов психологической защиты, подросток не находится в мире и согласии с самим собой и оказывается беззащитным в агрессивной среде. У 43% девочек подростков степень самоагрессии и адаптивности средняя, и у 23% низкая степень самоагрессии и высокая степень адаптированности.

Подробно проинтерпретировав методику, можно сделать вывод, что наиболее распространенными видами реакций агрессивного поведения у девочек подростков являются вербальная агрессия 40%, эмоциональная 37% и косвенная 34%.

По группе у 27% испытуемых высокая степень агрессивности и низкая степень адаптивности, у 50% средняя степень агрессии и адаптивности по всем показателям и у 23% девочек подростков низкая степень агрессивности и высокая степень адаптированного поведения.

По результатам диагностики состояния агрессии (опросник Басса - Дарки), были получены следующие данные. У 48% девочек подростков преобладает физическая агрессия, 54% - вербальная агрессия, 56% - косвенная агрессия, 50% - негативизм, 43% - раздражение, подозрительность – 50%, обида – 55%, чувство вины – 60%. Данные по диагностики были усреднены, итоговые результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты по диагностики состояния агрессии (опросник Басса - Дарки).

Порядковый номер

Виды реакций

Средние данные по группе

1

Физическая агрессия

4,8

2

Вербальная агрессия

7

3

Косвенная агрессия

5,1

4

Негативизм

2,5

5

Раздражение

4,8

6

Подозрительность

6

7

Обида

4,4

8

Чувство вины

6,3

9

Индекс агрессивности

16,7

10

Индекс враждебности

10,4

 

Таким образом, по итогам диагностики тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут) и диагностики состояния агрессии (опросник Басса - Дарки) мы наблюдаем, что у девочек в подростковом возрасте наиболее распространены такие виды реакций как вербальная агрессия. Она выражается в качестве словесных оскорблений, отказа говорить с другим человеком, отвечать на его вопросы, распространение клеветы или сплетен о другом человеке. Так же эмоциональная агрессия, являющаяся прямым проявлением реализации присущих личности деструктивных тенденций, данный вид реакции крайне опасен, так как характеризуется отсутствием контроля над ситуацией.

Список литературы

1. Барчунова, Т. Гендер для чайников / Т. Барчукова, Е. Жидкова, Е. Здравомыслова А. - Москва.: «Звенья», 2006. - 263 с.

2. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум» / Т.П. Смирнова. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. — 160 с.

3. Мишучкова, М.Ю. Проявление повышенной агрессивности у девочек – подростков / М.Ю. Мишукова // Образование и наука закамья Татарстана // http://nauctat.ru/index.php (дата обращения: 13.12. 2013).