УДК 37:33:001.895 (597)

Инновации и обновление управления образования Вьетнама в рыночной экономике

Динь Ван Фыонг – аспирант Тамбовского государственного технического университета. (ТГТУ, г.Тамбов)

Аннотация: Тенденция глобализации и развития рыночной экономики является основной тенденцией многих стран в мире сегодня и оказывает прямое влияние на все области, включая образование. Поэтому образование должно иметь управление, которое соответствует изменениям экономики. В этой статьи автор рассматривает вопросы управления образования в рыночной экономике во Вьетнаме .

Ключевые слова: Рыночная экономика, образования, управление образованием, Вьетнам.

Рыночные реформы экономики Вьетнама под лозунгом “возрождения и обновления” впервые были провозглашены в 1986 г. и закреплены в конституции в 1992 г. Постепенный отход от командно-административного режима управления способствовал высоким темпам роста экономики: в период 1991–2010 гг. средний прирост ВВП достигал 7.4%. Формирование новой модели социально-ориентированной многоукладной экономики потребовало многочисленных институциональных преобразований, включая легализацию прав собственности, развитие частного сектора, привлечение иностранных компаний, гармонизацию правовой системы с международными нормами.

Разработка следующего цикла мероприятий в рамках Стратегии научно-технологического развития на 2011–2020 гг. предоставляет новую возможность для корректировки политики. Как и в других странах с экономикой переходного типа, Вьетнаму необходимо в первую очередь пересмотреть базовые рамочные условия, ограни-чивающие кон куренцию; внедрить инструменты политики, ориентированные на спрос и инклю-зивное развитие; обеспечить формирование ин- обеспечить формирование ин- формирование инструментов и взаимодополняющих направлений регулирования.

Переход к рыночной экономике, образовательная реформа, изменения в социальной структуре - все это между собой взаимосвязано. Это подтверждает опыт не только Вьетнама, но и всех бывших социалистических стран, прежде всего России, Китая, стран Восточной Европы. Учет этой взаимосвязанности во Вьетнаме стал важным условием успеха ещё недавно отсталой сельскохозяйственной страны, не только в осуществлении экономической реформы, но и в обновлении общества. Положительные результаты реформ свидетельствуют о правильности выбранного страной курса. Намерение КПВ и государства продолжать курс обновления будет, несомненно, способствовать дальнейшей гармонизации экономических, социальных и культурно-образовательных преобразований, а следовательно, совершенствованию вьетнамского общества.

Рыночная экономика во Вьетнаме имеет не только общие для этого типа хозяйствования черты, но и некоторые особенности социально-политического, социального и культурного плана. Во-первых, целью этой экономики является создание материальных и технических основ социалистического развития общества, повышение благосостояния всего народа. Во-вторых, социалистическое государство управляет рыночной экономикой в качестве как политической власти, так и экономического органа, играющего ключевую роль в определении характера и направлений развития народного хозяйства. В-третьих, экономический рост поставлен в зависимость от задач обеспечения социального прогресса и социальной справедливости. Такая экономическая модель является выражением прошлой многолетней практики социалистического развития вьетнамского общества и, одновременно, фактором его всестороннего обновления с учетом современных изменений в мире, в целом, в самом Вьетнаме, в особенности.

Анализ влияния процессов перехода Вьетнама к рыночной экономике на взаимосвязи образования с социальной структурой показывает необходимость комплексного подхода к реформам, последовательного учета единства экономических, социальных и культурно-образовательных аспектов обновления общественного развития. Только на этих основах возможно нейтрализовать и обезвредить имманентные рыночной экономике негативы и обеспечить поддержку всего народа курсу на обновление общества в соответствии с уровнем, необходимом для задач, выдвигаемых XXI веком. Как показывает практика общественных изменений во Вьетнаме, мощным фактором этого является социалистическая ориентация всех реформ.

Старая образовательная система не вполне соответствовала новым требованиям общественно-экономического развития. В ходе её изменения, сложилась новая, более полиструктурная и гибкая образовательная система с разными видами школ (государственных и негосударственных) и разными механизмами их функционирования, что требует коренной смены форм и методов управления этой системой.

Поэтому современная образовательная реформа во Вьетнаме стала неизбежным звеном процесса общественного обновления. С одной стороны, реформа социально-экономической организации порождает неизбежность реформы образовательной системы, с другой, изменения в образовательной системе создают благоприятные предпосылки для обновления таких элементов социальной структуры, как социальные институты, социальные классы и группы, социальные отношения.

Инновации и обновление управления образования Вьетнама в первую очередь должны базироваться на обновлении философии образовательных целей и стратегий. На этой основе необходимо определить ключевые вопросы, которые связаны с инновационным образовательным содержанием, методами и программами и механизмами управления. Инновационность управления системой образования должна быть связана с другими инновациями в области образования, такими как реструктуризация сети высших учебных заведений, обновление форм и методов обучения, инновационная система ресурсов, инновационные механизмы финансирования образования.

Вьетнам хочет повысить масштабы международного сотрудничества, поэтому необходимо разработать и реализовать “дорожную карту” по региональной и международной интеграции в рамках стандартизации и модернизации программ высшего образования. Международное сотрудничество в рамках форумов и конференций также активно должно содействовать развитию системы образования Вьетнама.

Профессионализм в управлении системой образования находится на недостаточном уровне; самостоятельность и ответственность вуз овперед обществом недостаточно эффективны. Управленческий состав и кадры преподавателей на самом деле не стали пока субъектами процессов реформ и инноваций в системе образования.

Таким образом, управление образованием сталкиваются с серьезными проблемами и вызовами, которые необходимо преодолеть.

В качестве основных недостатков мы считаем следующие:

- Скорость принятия решений в управлении системой образования не соответствует быстро меняющейся ситуации в мире;

- Роли и обязанности педагогических работников в инновационных процессах и реформах конкретно не определены и не рассматриваются как критически важный фактор;

- Не используются системы менеджмента качества для эффективного управления системой высшего образования.

Говоря конкретно, инновационное управление системой образования целесообразно сосредоточить на следующих направлениях:

1. Формирование инновационного сознания в управленческих структурах образования.

Во-первых, необходимо правильно понимать действующую концепцию образования как основу для быстрого и устойчивого развития страны. Следует понимать, что система образования служит основой для сохранения и развития интеллектуального потенциала общества, это – человеческие ресурсы страны, движущие силы развития современного общества.

Образование имеет глубокий социальный характер, потому что образовательные продукты являются результатом различных сфер общества, включая семью, школу, национальные объединения и профессиональные сообщества.

Результаты функционирования системы образования становятся кристаллизацией социальных ценностей. В связи с этим фундаментом управления образовательной системой является партийно-государственная политика в области образования для управления отношениями между социальными субъектами на рынке образовательных услуг, создания социально выгодной мотивации абитуриентов и эффективных механизмов определения объема и качества предоставляемых услуг.

Качество получаемого образования зависит как от субъектов управления государственных органов управления образованием, руководства учебных заведений, так и преподавателей, студентов, школ и родителей. Управление качеством образования рассматривается нами как деятельность, в которой оценивается эффективность всех элементов системы в соответствии с их функциональным назначением. Управление качеством образовательных процессов не должно сводиться к результатам экзаменов, но предполагает мониторинг образовательных процессов и на входе, и на промежуточных этапах и на выходе.

2. Коррекция содержания и конкретных методов государственного управления в сфере образования.

Основная функция образовательной политики во Вьетнаме сегодня - политическая ориентация образования на национальные интересы. В то же время необходимо на каждом этапе развития страны уточнять приоритетные задачи для обеспечения достижения социально приоритетных целей. В настоящий период необходимо преобразование роли государства как поставщика образовательных услуг в роль координатора и обеспечения условий для развития учебных заведений на основе разработки гласных и прозрачных механизмов регулирования отношений государства, институтов , студентов и всего общества.

В условиях создания рыночной экономики с социалистической ориентацией во Вьетнаме, государственное управление образованием может быть сориентировано на следующие конкретные задачи:

- Управление стратегией, целями, планами развития образования;

- Совершенствование правовой системы и разработка политики для развития образования;

- Мобилизация ресурсов страны для развития образования;

- Обеспечение социальной справедливости в области образования;

- Создание, экспертиза и использование более объективных и эффективных методов оценки результатов функционирования образовательной системы.

3. Высшие учебные заведения являются основным объектом модернизации в реформировании системы образования. Как свидетельствуют специалисты и подтверждают выводы нашего исследования, если не достичь консенсуса между всеми участниками образовательного процесса — руководством институтов, преподавательским составом и студентами и обществом, то модернизация высшего образования не приведет к успеху. Это требует от управленческих работников институтов и колледжей обязательно повышать профессионализм в регулировании процессов подготовки, инвестирования, целевого использования финансов. Необходимо повысить уровень стандартизации и эффективности этих процессов.

Проект модернизации высшего образования Вьетнама был одобрен правительством и составлена соответствующая программа. На этой основе, каждый институт и колледж на всей территории Вьетнама должны разработать свои планы и соответствующие конкретные шаги и мероприятия.

Вьетнам находится на этапе индустриализации, модернизации страны и стремления к глубокой международной интеграции. Поэтому система управление образования кроме усиления своих позиций и мобилизации внутренних ресурсов, должна оптимизировать поддержку из внешних источников в рамках международного сотрудничества в области образования.

Список литературы

1. А.С. Зайцева . Вьетнам в XXI веке: развитие институтов научно-технической и инновационной политики - ФОРСАЙТ Т. 6. № 2 2012

2. Подробный анализ научно-технической политики Вьетнама в период 1980–1990 гг. приведен в работе [Meske,Thinh, 2000]. Анализ стратегии модернизации с 1986 г. и встраивания Вьетнама в глобальные цепочки добавленной стоимости представлен в монографии [Мазырин, 2007

3. Мазырин В.М. (2007) Реформы переходного периода во Вьетнаме (1986–2006 гг.): направления, динамика, результаты. М.: Ключ.

4. Правительство Социалистической Республики Вьетнам: Стратегия развития образования в период 2011-2020 годов. Образовательное издательство.- Ханой, 2011

5. Правительство Социалистической Республики Вьетнам, проект "Формирование и совершенствование качества преподавательского состава и управленческого состава образования в период 2005-2010 годов, Ханой, 2005 год.

6. Правительство Социалистической Республики Вьетнам: Доклад правительства о состоянии образования.- Ханой, 2004.

7. Буй Минь Хиен - Ву Нгок Хай - Данг Куок Бао. Управление образования. Издательство педагогического университета в 2006 году

Интересная статья? Поделись ей с другими: