УДК 377

Базовые принципы музыкально-композиционной техники

Павлов Денис Николаевич - соискатель ученой степени кандидата педагогических наук кафедры Социально-художественного образования Сургутского государственного педагогического университета. (СурГПУ, г.Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)

Аннотация: Статья раскрывает содержание базовых принципов музыкально-композиционной техники. Основное внимание автор акцентирует на том, что в период обучения основам музыкальной композиции необходимо уделять достаточное внимание выработке композиционной техники у юных музыкантов, поскольку она способствует уяснению общей структуры музыкального произведения.

Ключевые слова: Композиция, техника, музыкальный тематизм, художественный образ.

Музыкально-композиционная техника связана с необходимостью передать основной замысел, идею музыкального произведения наиболее ясно и убедительно. Сочинения, написанные в различные стилистические эпохи, способны поразить слушательское воображение и запомниться, благодаря четкому музыкально-композиционному построению. Действительно, если в качестве творческого эксперимента, в подобных произведениях, как: Л. Бетховена «К Элизе», М. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки», К. Дебюсси «Затонувший собор», «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, – изменить объем музыкальной формы, соотношение гармонических функций, количество главных тематических элементов, регистровое положение планов фактуры, – целостность композиции и равновесие частей неизбежно нарушатся. Отсутствие возможности внести изменения в такие разные по композиционной манере законченные произведения подтверждает значение самой музыкально-композиционной техники.

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Техника (от лат. techne) имеет значение мастерства, искусства умений. Всвязи с этим, музыкально-композиционная техника – совокупность приемов и средств, направленных на эффективную организацию построения музыкально-художественного произведения, обусловленного содержанием, характером и назначением.

Восприятие музыкального произведения во многом зависит от его композиции. Владеть музыкально-композиционной техникой – значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать. Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания. Композиторы Мировой музыки веками искали наиболее выразительные композиционные приемы: в результате наиболее важные по сюжету звуковысотные элементы размещаются в музыкальном сюжете не хаотично, а образуют тематические построения (фон-фактуру, звукообраз, лейттему, главную или побочную партии и т. д.). В этом можно убедиться на основе нотно-текстового анализа и прослушивания таких музыкальных примеров, как: романс С. Рахманинова «Сирень», прелюдии К. Дебюсси «Шаги на снегу», сцены письма Татьяны из «Евгения Онегина» П. Чайковского, экспозиции «Симфонии № 40» (g-moll) В. Моцарта.

Для передачи образа неподвижности, застылости подойдет замкнутая, статичная композиция, основанная на аккордовом типе музыкальной фактуры, подобно встречающейся в «Катакомбах» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского.

В целях музыкального воссоздания панорамного пейзажа, демонстрации большего простора, не следует «перегораживать» музыкальный тематизм четко структурированными разделами музыкальной формы, применяя полные каденционные гармонические обороты. Напротив, необходимо устроить логику развития музыкального произведения таким образом, чтобы сюжет имел возможность выхода за пределы предполагаемой музыкально-художественной «рамы» произведения. Этот тип открытой композиции встречается в сочинениях К. Дебюсси, таких как: «Эстампы», симфонической картине «Море».

Применение в музыкальном творчестве звуковых «шифров» способствует активному воздействию на фантазию слушателя. Уводя сюжетно-содержательную мелодическую тему или рельеф на второй план, погружая в условия пышно развитой фактуры сопровождения, или «загораживая» ее другими элементами второго плана, можно достигнуть большей образно-таинственной выразительности композиции. Подобными музыкальными примерами являются «Сирены» и «Облака» из цикла «Ноктюрны» для симфонического оркестра К. Дебюсси.

Значение музыкально-композиционной техники очень велико, хотя профессиональный композитор, владеющий в достаточной мере методами профессионально-технологического порядка, воплощая замысел, должен опираться, прежде всего, на свое образно-слуховое представление о будущем сочинении. В период же обучения основам музыкальной композиции очень важно уделять достаточное внимание выработке композиционной техники у обучающихся, так как она способствует нахождению соотношения различных частей музыкального произведения, уяснению его общей структуры. В процессе приобретения юными композиторами сочинительского опыта, музыкально-композиционная техника может быть доведена до автоматического уровня действия.

Список литературы

1. Гуляницкая, Н.С. Методы науки о музыке [Текст] / Н.С. Гуляницкая – М.: Музыка, 2009. – 256 с.

2. Гнесин, М.Ф. Начальный курс практической композиции [Текст] / М.Ф. Гнесин – М.: Музгиз, 1941. – 206 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: