Историко-философский обзор развития психологии семейных ценностей.

Агаджанова Эмилия Рафаэловна – аспирантка Ульяновского государственного университета. (УлГУ, г.Ульяновск)

Аннотация: Данная статья посвящена историко-философскому обзору развития психологии семейных ценностей. Рассмотрены основные подходы к семье и семейным ценностям с античных времен до современных исследований. Анализируются направления как этапы развития семейных ценностей: эволюционизм, функционализм, биологизм, эмпиризм и сциентизм Антонова.

Ключевые слова: Обзор, психология, семья, семейные ценности, подходы.

Современная семья, ее ценности и проблемы являются объектом исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Каждая из них в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. Экономика изучает потребительские аспекты семьи и участие ее в производстве материальных благ и услуг. Этнография – особенности уклада жизни и быта семей различной этнической принадлежности. Демография занимается изучением роли семьи в процессе воспроизводства населения. Педагогика исследует её воспитательные возможности.

Первая попытка определения семьи и семейных ценностей принадлежит философам афинской школы (Сократ, Платон, Аристотель). Платоновский диалог «Пир» посвящен разработке идеи любви, которая, по его мнению, лежит в основе становления и существования любой вещи и мира вообще. Эрос в диалоге выступает как исконная мировая цельность, зовущая к единению любящих, испытывающих неодолимое взаимное влечение в поисках блаженной безмятежности. Мужчины и женщины соединяются лишь в целях деторождения. Причем выбором мужчин и женщин занимается государство, втайне от них. Матери и отцы не знают своих детей, а все женщины-стражи являются женами стражей-мужчин. По мысли Платона общность жен и детей – выражение высшей формы единства и единомыслия граждан такого государства [7].

Аристотель в «Политике» подверг острой критике эту идею; объединение государства в единую семью – прямая дорога к его гибели. Множество детей, имеющих множество отцов, приведет к тому, что все сыновья в равной степени будут пренебрегать своими отцами. Аристотель рассматривал человека в первую очередь как существо политическое. Семья для человека, по Аристотелю, первый вид общения и соответственно важнейший элемент государственного устройства. Он придает большое значение законодательству о браке, обеспечивающему рождение здоровых детей, предписывающему пути воспитания будущих граждан [2].

Идеи греческих мыслителей представлены как попытка сохранить ценности и традиции личной и семейной жизни граждан. Семья в Античную эпоху представляла собой экономическую и хозяйственную структуру, сущность брака заключалась в деторождении и наследовании богатства отца. Семья не рассматривалась как духовная ценность, а определялась как элемент государства, необходимый для удовлетворения повседневных надобностей.

В эпоху Возрождения широко развивается философия любви; любовь мужа и жены стремится занять законное место в семье. Стали возможны браки, основанные на добровольном союзе, появились новые духовные веяния. Однако, по-прежнему, большинство браков определялось денежными и сословными отношениями. Данное положение поддерживалось философами М. Монтень, Ф. Бэкон, Т. Гоббс. В эпоху Средневековья семья и брак считались важнейшими учреждениями в интересах эволюции. Человеческие связи, основанные на общности крови и происхождения, играли важную роль; семейные ценности и отношения родства являлись базовыми социальными структурами, поскольку обеспечивали не только производство самого человека, продолжение рода, но и производство средств существования.

До середины ХVIII века доминирует деловая установка на брак, однако, "место сословного статуса занимают "личные качества". Отношения между мужем и женой в браке находятся в тесной зависимости от социокультурных представлений существующих в обществе. Женщина была заключена дома, ей предписывались черты характера, которые предопределяли ее для семьи и домашнего очага. Данную точку зрения поддерживают Ж.Ж. Руссо, И. Кант, И.Г. Фихте, Г. Гегель. При этом нужно отметить, что философы "брак" и "семью" использовали как синонимы. Это объяснялось стабильностью и необходимостью семейных ценностей и семейно-брачных отношений, их значимостью для государства [5].

До середины 19 века семья и её ценности рассматривалась как микромодель общества. Основной формой организации семейной жизни являлась моногамная семья. Система семейных ценностей в различных семейных сферах определялась господствующим в данном обществе способом производства, производства и образом жизни.

Со второй половины 19 века особое значение в изучении проблем семьи и семейных ценностей стал представлять конкретный исторический материал (Л.Г.Морган, Э. Вестермарк, Ф.Энгельс) необходимый для объяснения основных закономерностей исторического развития семьи, отмечающий зависимость форм семьи и системы ценностей от общего изменения исторических условий [6]. Большой вклад в изучение динамики семейных установок в истории развития общества внесли швейцарский историк И. Я. Бахофен.

Постепенно на протяжении Нового и, позднее, Новейшего времени, на первый план выходит индивидуализация личности, в семье и семейных ценностях, "прогрессивное" отношение родителей к детям; в супружеской связи стали видеть союз двух индивидов, любящих и уважающих друг друга за свойственные им качества.

По мере развития социальной жизни на рубеже 19 и 20 столетий, серьезной трансформации подверглись семейные ценности и семья перестала быть основным способом включения молодого поколения в культурную традицию.    В этот же период в современных социальных и философских науках особую значимость приобретают теоретические концепции изменений института семьи и семейных ценностей (Г. Локк, Т. Парнсон, Э.Ботт и др.) получившие активное распространение в Западной Европе и Америке, и рассматривающие проблемы семейных изменений в контексте процесса модернизации современного общества [3].

Далее исследования взаимоотношений в семье концентрируются на изучении взаимодействия, коммуникации, межличностного согласия, близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы (З.Фрейда) [8].

Рассматривая генезис семейных ценностей можно так же выделить следующие направления, которые могут рассматриваться как этапы развития: эволюционизм, функционализм, биологизм, эмпиризм и сциентизм Антонова.

Эволюционистский подход исходит из теории изначального промискуитета, сменяющегося экзогамным материнским родом. Позднее теория экзогамного рода дополняется идеей о дуально-родовой организации, возникающей в ходе соединения двух матрилинейных экзогамных племен или фраттрий. Предполагалось, что род состоял из двух половин, фраттрий, в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, находили себе мужей и жен среди мужчин и женщин другой половины рода.

П.А. Сорокин определяет главные положения эволюционистского подхода: почти у всех исследованных народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений, наряду с временными моногамическими сношениями, господствует широкая свобода брачных сношений; эволюция брака состояла в постепенном ограничении этой свободы половой жизни; эволюция брака заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному [4].

Согласно эволюционизму семейные ценности развиваются в прогрессивном направлении: от низших форм к высшим, при этом подчеркивается их социальная обусловленность, историческая предопределенность и репрезентированность в семейной жизнедеятельности и системе родства. В связи с этим отечественный социолог А.И. Антонов именует данный подход концепцией инвариантности семьи, т.к. суть его сводится к тому, что люди всегда будут вступать в брак, обзаводиться детьми и тем самым участвовать в родственно-семейных отношениях. Функциональный подход. Согласно функциональному подходу семейные отношения являются производными от образа жизни семьи и семейного уклада, обусловлены социокультурными функциями семьи и строятся на системе социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством. Родоначальник структурно-функционального направления изучения семьи Э. Дюркгейм сконцентрировал усилия научных поисков на механизмах сплоченности семьи, роли каждого члена семьи в семейной жизни, на взаимосвязи разводов и самоубийств. Он обратил внимание на то, что ряд семейных функций изменяется и даже утрачивается под влиянием урбанизации [1].

Этологический подход. Истоки этого направления следует отнести к появлению книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», впервые переведенной в России в 1873 г. Представители этого подхода оперируют главным образом методами сравнительной этологии, разбираясь в скрытых, часто рудиментарных инстинктивных основах поведения человека. Сторонники этологического подхода отвергают промискуитет как изначальную форму брачных отношений, т.к. он противоречит инстинктивной потребности детей иметь родителей и материнскому (родительскому) инстинкту взрослых [3].

В рамках этологического подхода установлено, что моногамия – не идеал с точки зрения естественного отбора, обнаружена кардинальная разница в биологических мотивах брачного поведения полов, открыты явление инверсии доминирования в период брачных отношений, избыточная гиперсексуальность человека.

Эмпирический подход. Согласно эмпиризму семья рассматривается как малая социальная группа, имеющая свою историю возникновения, функционирования и распада. Семейные отношения и ценности строятся на эмоциональной близости членов семьи, на их потребностях и влечениях [4].

Сциентистский подход. Семейные ценности отношения рассматриваются в нем во взаимосвязи личности и общества. К создателям и сторонникам этого подхода относят У. Джемса, Ч. Кули, У. Томаса, Ф. Знанецкого, Ж. Пиаже, 3. Фрейда и других. Межличностные отношения, Я и Другой, значимый характер близких отношений, семья как «единство взаимодействующих личностей» – вот ключевые моменты теорий сциентистской социально-психологической направленности.

Кроме перечисленных подходов к истории изучения психологии семейных ценностей существует немало других. Большой вклад в анализ теоретических схем и концепций исследования семейных ценностей и отношений внес американский социолог Р. Хилл. Согласно Р. Хиллу, первые 5 подходов к изучению семьи, обладающие конструктами, следующие:
1) институционально-исторический подход (эволюционизм);
2) структурно-функциональный подход;
3) интеракционистско-ролевой анализ, символический интеракционизм;
4) ситуационно-психологический подход;
5) дивелопменталистский подход (основанный на развитии жизненного цикла семьи).

Первые два подхода ориентированы на изучение семьи по роли и функциям, выполняемым в обществе, а также динамики семейных структур и их социальных последствий. Три последующих сводятся к теории социального поведения личности и групп [1]. Таким образом историко-философский обзор позволил определить основные направления в изучении семьи и рассмотреть генезис психологии семейных ценностей.

Список литературы

1. Антонов, А.И. Социология семьи [Текст] / А.И. Антонов. - М. : «Академия», 1996. - 345 с.
2. Аристотель. Метафизика [Текст] / Аристотель // Соч.: В 4-х т. - М., 1976.- T.I.- С. 65- 367.
3. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2005.- 176 с.
4. Карабанова, О.А. Психология семьи и основы семейного консультирования [Текст]: Учебное пособие / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2005. – 320 с
5. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений [Текст] / С.В. Ковалев. – М.: Педагогика, 1987 – 160 с.
6. Морган, Л. Древнее общество [Текст] / Л. Морган – М.: Наука, 1983 – 301 с.
7. Платон Сочинения в трех томах [Текст] / Платон // Общ. Ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. - М., 1999. - 678 с.
8. Фрейд, З. Введение в психоанализ [Текст]: Лекции. – М.: Наука, 1991. – 480 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: