Определение класса условий труда в зависимости от уровня шума рабочего места эксперта по диагностике автотранспортных средств НТЦ ДАТ ЧГУ при проведении технического осмотра

Быков Владимир Львович – магистрант Череповецкого государственного университета. (г.Череповец, Вологодская обл.)

Аннотация: В данной статье на основании полученных экспериментальных и расчетных данных определяется класс условий труда в зависимости от уровня производственного шума для рабочего места эксперта по диагностике автомототранспортных средств линии технического контроля НТЦ ДАТ ЧГУ.

Ключевые слова: Технический осмотр, линия технического контроля, рабочее место эксперта по диагностике автомототранспорта, уровень шума, класс условий труда.

НТЦ ДАТ ЧГУ представляет собой станцию технического осмотра на базе стационарной линии технического контроля ЛТК-С, предназначенной для проверки автотранспортных средств категории «В».

Условно НТЦ ДАТ ЧГУ можно разделить на 3 поста и офисный блок:
1. Пост №1  - пространство за въездными воротами, состоит смотровой ямы, газоанализатора, прибора проверки света фар. На нем осуществляется визуальный осмотр элементов автомобиля;
2. Пост №2 – роликовый тормозной стенд, предназначенный для проверки качества автомобильной тормозной системы;
3. Пост №3 – пространство перед выездными воротами, на котором осуществляется проверка прочих элементов конструкции автомобиля;
4. Отапливаемый офисный блок с персональным компьютером, предназначенным для формирования диагностических карт и выгрузки данных о проверенном автомобиле в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра  Госавтоинспекции МВД России (ЕАИСТО).

Основной источник вредных факторов на линии технического контроля, воздействующих на окружающую среду - автотранспортные средства, проходящие технический осмотр.

Согласно теории автомобильного шума [1] касательно автотранспорта различают два вида шума:  шум внешний (оказывает воздействие на окружающих), шум внутренний (оказывает воздействие на водителя и пассажиров).

По природе происхождения шумы делятся: воздушные (среда распространения - воздух), структурные (среда распространения – твердое тело).

Применительно к автотранспорту: работающий двигатель через элементы крепления передает вибрацию на кузов, панели которого в зависимости от степени вибрации издают звук - структурный шум.

Источники шума на автомобиле условно можно разделить на две группы:
1. Первичные (двигатель, трансмиссия, система выпуска отработавших газов, шины, потоки воздуха, обтекающие автомобиль при движении);
2. Вторичные:   (металлические      панели      кузова,      крупногабаритные пластмассовые  детали  интерьера   автомобиля,  мелкие  металлические конструкции).

Для измерения уровня производственного шума был использован шумомер ШИ-01В, зарегистрированный в Госреестре средств измерений РФ под 25733-03.

Результаты измерений уровня производственного шума при проведении технического осмотра (16 различных автомобилей: дневная норма при 8 часовом рабочем дне, 30 мин. на 1 автомобиль), ПДУ, а также расчетные значения эквивалентного и среднего уровня шума  приведены в таблице 1.

Уровни среднего и эквивалентного шума рассчитаны в соответствии с методикой Р 2.2.2006-05 [2], предельно допустимый уровень шума на рабочем месте (ПДУш) установлен в соответствии с СН 2.2.4/2.1.8.562-96 [3].

Таблица 1. Результаты измерений и расчетов.

Значение

Уровень шума, дБА

Пост №1

Пост №2

Пост №3

Офисный блок

Минимальный

70,2

60,7

58,1

58,8

Максимальный

77,8

74,4

68,8

66,0

Средний

73

68

62

62

Эквивалентный

Время действия уровня шума, мин.

до 15

5

до 15

30

71

60

61

62

ПДУш

75


В соответствии с СП 2.2.4/2.1.8.562-96 [3] можно определить класс условий труда в зависимости от уровней шума, локальной и общей вибрации, инфра- и ультразвука (таблица 2).

Таблица 2. Классы условий труда в зависимости от уровней шума.

Название фактора, показатель, единица измерения

Классы условий труда

Допустимый

Вредный

Опасный (экстрем.)

2

3.1

3.2

3.3

3.4

4

Превышение ПДУ до …:

ШУМ, эквивалентный уровень звука, дБА

£ ПДУ

5

15

25

35

>35


Таким образом, эквивалентный уровень шума не превышает расчетного ПДУш, следовательно, рабочее место эксперта по диагностике автомототранспортных средств линии технического контроля НТЦ ДАТ ЧГУ соответствует 2 классу – допустимые условия труда.

Список литературы:

1. Виды шума в автомобиле. Теория шума. Auto-shum.ru - Шумоизоляция автомобиля своими руками. Обновлено 03.10.2011 18:50. URL: http://auto-shum.ru/teoryshuma/auto-noise.html (дата обращения: 18.12.2012).
2. Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Главным государственным санитарным врачом России 29.07.05). Guide on Hygienic Assessment of Factors of Working Environment and Work Load. Criteria and Classification of Working Conditions. Дата введения: 1 ноября 2005 г. Введено взамен Р 2.2.755-99; Р 2.2./2.6.1.1195-03 (Дополнение № 1 к Р 2.2.755-99).
3. СН 2.2.4/2.1.8.562-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы. Текст документа по состоянию на июль 2011 года. Утверждено Постановлением  Госкомсанэпиднадзора РФ  от 31 октября 1996 г. N 36 Дата введения - с момента утверждения.