gototopgototop

О формировании инвестиционной политики  в топливно-энергетическом комплексе РФ

Позднякова Тамара Алексеевна - д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Налоги и налогообложение» Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета). (г.Владикавказ)

Темирова Залина Аликовна – ассистент кафедры «Математика» Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета). (г.Владикавказ)

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические аспекты разработки и проведения инвестиционной политики на макро- и микроуровне; обосновывается необходимость активизации инвестиционной активности российского государства и предприятий топливно-энергетического комплекса РФ.

Ключевые слова: Инвестиционная политика; государство; предприятия; топливно-энергетический комплекс.

Темпы и качество развития любой социально-экономической системы, безусловно,  зависят от рациональной инвестиционной политики. При этом важнейшую роль в развитии экономики любой страны играют отрасли промышленного комплекса, во многом определяющие и социальную стабильность в государстве, и  его политическое место в мире. Доля промышленности в ВВП Российской Федерации в 1990 г. составляла 86%, в 1991-92 гг. – более 90%.  Снизившись, за счет роста сферы торговли и услуг, этот показатель в 2009 г. составил  всего 27,2  % [7].

Актуальность задач, связанных с необходимостью активизации инвестиционной промышленной политики  российского государства, проводимой  в топливно-энергетическом комплексе, приобретает в настоящее время особое значение. Общее состояние ТЭК таково, что задачи его модернизации и перевода на инновационный путь развития не могут быть решены без активного участия государства.

Важнейшим средством обеспечения выхода России на траекторию устойчивого экономического роста, осуществления структурных преобразований, внедрения современных достижений научно-технического прогресса выступают инвестиции. Соответственно, стимулирование инвестиционной активности промышленных предприятий в настоящее время следует рассматривать в качестве важнейшего фактора, влияющего на обновление производственных фондов, в том числе в отраслях топливно-энегетического комплекса РФ, и как результат, на формирование новых качественных характеристик развития национальной экономики в условиях глобализации мирохозяйственных связей.

Инвестиционная политика на макроуровне определяется как составное звено экономической политики государства, система мер, определяющая объем, структуру и направление капитальных вложений, рост основных фондов и их обновление на основе новейших достижений науки и техники. Она стимулирует и регулирует инвестиционный процесс, создает условия для устойчивого социально-экономического развития государства, региона, отрасли, бизнеса в целом [6, с.254].

Эффективная государственная инвестиционная политика  должна строиться на основе следующих принципов:
• формирование привлекательного инвестиционного климата;
• определение приоритетных направлений развития науки и техники;
• концентрация инвестиций на стратегических направлениях развития науки и техники;
• отбор эффективных инвестиционных проектов с учётом рисков;
• объективная оценка инвестиционного потенциала предприятий.

Целью эффективной инвестиционной политики является содействие привлечению в экономику инвестиций посредством формирования благоприятного инвестиционного климата, создания стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечения экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала, используемого в сферах деятельности хозяйствующих субъектов. Такая политика должна быть основана на использовании инновационных инструментов привлечения инвестиций, обеспечения экономического стимулирования внедрения высокоэффективных технологий в рамках приоритетных направлений развития науки и техники.

Инвестиционная политика государства и хозяйствующих субъектов направлена на сбалансированное формирование источников долговременных вложений за счёт ограничения текущего потребления и рациональное использование этих вложений для социально-экономического развития общества и повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Эта политика весьма рискованна, поскольку предполагает отказ от текущего потребления в пользу будущего эффекта, который может оказаться отрицательным или нулевым, в том числе по независящим от инвестора причинам. Выбор в пользу инвестиционной политики всегда довольно проблематичен, поскольку «та или иная политика оценивается не тем, что она обещает в далёком будущем, а тем, насколько обеспечивает текущий устойчивый рост» [2, с.23].

Под инвестиционной политикой промышленного предприятия авторы понимают комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в виде инвестиций в основной капитал с целью обеспечения финансовой устойчивости работы предприятия в ближайшей и дальнейшей перспективе. С этой точки зрения, инвестиционная политика является наиболее общей категорией, объединяющей миссию, стратегические цели и задачи предприятия, реализуемые путем последовательно и параллельно осуществляемых инвестиционных проектов, а также прогнозную динамику его финансового состояния. В экономической литературе инвестиционная политика предприятия зачастую характеризуется как часть общей финансовой стратегии предприятия, которая определяет выбор и способ реализации наиболее рациональных путей его развития.

В условиях капитализма инвестиционная политика, согласно К.Марксу, предполагала, что «капитал извлекается из отрасли с более низкой нормой прибыли и устремляется в другие, которые приносят более высокую прибыль» [3, с.214]. В постиндустриальной экономике критерии эффективности, источники и направления инвестиций существенно изменяются, особенно в топливно-энергетическом комплексе РФ. Данное утверждение обоснуется тем, что модернизация российской экономики, определенная в качестве приоритетного развития нашего государства, не может быть в полной мере реализована без соответствующего развития отраслей ТЭК, являющихся базой развития и размещения производительных сил страны, инструментом проведения внутренней и внешней политики РФ. Для этого, прежде всего, необходимо четкое научное обоснование наиболее перспективных направлений государственного инвестирования в ТЭК, с тем, чтобы в дальнейшем рассматриваемый комплекс мог создавать условия и обеспечивал эффективное достижение выбранных приоритетов развития страны.

Главными проблемами, с которыми на современном этапе сталкиваются предприятия топливно-энергетического комплекса, являются высокая изношенность основных фондов, их несоответствие мировому уровню технологического развития, низкая эффективность использования основных факторов производства, нехватка оборотных средств, ограниченность кредитных ресурсов и т.д. Износ основных фондов в отраслях ТЭК превышает 50%. Для многих предприятий в целях повышения эффективности производства вполне очевидна необходимость реализации мер по обновлению устаревшей материальной базы и изменению производственной структуры в целом.

Формирование инвестиционной политики на микроуровне, как известно, предполагает определение долгосрочных целей и приоритетов развития предприятия; выбор наиболее перспективных и выгодных вложений капитала; оценку альтернативных инвестиционных проектов; разработку технологических, маркетинговых и финансовых прогнозов; оценку последствий реализации инвестиционных проектов. Инвестиционная политика хозяйствующих субъектов должна быть нацелена на обеспечение оптимального использования инвестиционных ресурсов, рациональное сочетание различных источников финансирования, на достижение положительных интегральных показателей эффективности проекта, и в целом – на экономически целесообразные направления развития производства.

При разработке инвестиционной политики важно учитывать финансово-экономическое положение предприятия; технологический уровень производства; соотношение собственных и заемных средств; условия финансирования на рынке капиталов; условия страхования и гарантий инвестиций; условия лизинговых контрактов.

Процесс формирования инвестиционной политики предприятия, прежде всего, предполагает выбор наиболее эффективных способов реализации стратегических целей инвестиционной деятельности, когда на основании оценки потребительского спроса на выпускаемую продукцию, производственных возможностей и неиспользуемых резервов определяются экономически выгодные направления развития. После этого проводится конкретизация направлений инвестиционной политики предприятий, а именно:
- инвестирование с целью получения дохода в виде процентов, дивидендов, выплат из прибыли;
- инвестирование с целью получения дохода в виде приращения капитала в результате роста рыночной стоимости инвестиционных активов;
- инвестирование с целью получения дохода, составляющими которого выступают как текущие доходы, так и приращение капитала.

Ориентация на одно из указанных направлений является ключевым звеном формирования инвестиционной политики, определяющим состав объектов инвестирования, источник получения дохода, уровень приемлемого риска и подходы к анализу инвестиций.

В ходе разработке инвестиционной политики рассчитывается общий объем инвестиций, способы рационального использования собственных средств и возможности привлечения дополнительных денежных ресурсов, в результате чего определяются источники финансирования инвестиций.

Исходя из изложенного,  процесс разработки инвестиционной политики промышленного предприятия предусматривает следующие этапы:
• определение долгосрочных инвестиционных целей развития промышленного предприятия;
• разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности предприятия;
• конкретизация инвестиционной политики в соответствии с периодами ее реализации;
• разработка инвестиционной стратегии;
• формирование  инвестиционного портфеля;
• анализ инвестиционной деятельности промышленного предприятия.

На инвестиционную политику промышленного предприятия влияет множество факторов как внешней, так и внутренней среды. Учет этих факторов и механизма их влияния на инвестиционную деятельность и эффективность инвестиций является основой для разработки обоснованной инвестиционной политики хозяйствующих субъектов, которая должна проводится в соответствии с результатами исследования внешних факторов инвестиционной среды и конъюнктуры инвестиционного рынка, оценки внутренних особенностей предприятия, определяющих его инвестиционную деятельность, а  также на основе анализа финансовой политики предприятия, оказывающей влияние на инвестиционную политику [4, с.73].

Главной проблемой реализации инвестиционной политики предприятий ТЭК является проблема привлечения инвестиционных ресурсов, как иностранных, так и национальных. В этой связи нельзя не отметить следующее. Важным условием, соблюдение которого необходимо для привлекательности предприятия со стороны частных инвесторов, является постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, как эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим довольно непостоянен, что, безусловно, сдерживает потенциальных инвесторов.

Притоку частного национального и иностранного капитала препятствуют также неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционный климат  в России. Все эти факторы перевешивают такие привлекательные черты России, как ее природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший производственный аппарат, наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал. По оценкам специалистов, потребность страны в иностранных инвестициях ежегодно составляет минимум 10–12 млрд. долл.

Необходимость формирования эффективной инвестиционной политики предприятий ТЭК в целях их инновационного развития является вполне очевидной и экономически целесообразной.

Список литературы:

1. Гитман Л. Дж. Основы инвестирования : пер. с англ. - М.: Дело.- 2009.- 1008 с.
2. Гэлбрейт  Дж. К.  Экономические  теории  и  цели   общества.  -   М.:  Прогресс. - 1976. - 528 с.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Изд. 2. - т.25. - ч.1. – М.: Политиздат. 1961. - 546 с.
4. Орлова Е.Р. Инвестиции. - М: Омега-Л, 9-е Изд. - 2012. - 288 с.
5. Перников С. Г. Состояние и основные направления инвестиционной политики в топливно-энергетическом комплексе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Санкт-Петербург. – 2011. – 24 с.
6. Игошин Н. В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 060000 экономики и управления. 3-е изд., перераб. и доп. -  М.: ЮНИТИ-ДАНА. -  2005.  - 448 с.
7. http://www.gks.ru  - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк