Воспитание здоровой, духовной и нравственной личности молодого поколения современного общества

Михайлова Елена Леонидовна - к.п.н., зам. декана факультета физической культуры, доцент кафедры теории и методики физического воспитания и спорта Тобольской государственной социально – педагогической академии им. Д.И. Менделеева. (г.Тобольск, Тюменская обл.)

Аннотация: В статье затрагиваются вопросы проблемы воспитания духовности, нравственности и оздоровления молодого поколения. Предлагаются формы работы,  которые способствуют развитию творческой и духовной личности молодежи.

Ключевые слова: Воспитание, образование, нравственность, духовность, личность, профессиональная ориентация.

Цель, выдвигаемая обществом в сфере воспитания на многолетнюю перспективу и намечающая общий результат воспитания, обусловлена коренными социальными потребностями. В системе общечеловеческих культурных ценностей высокий уровень здоровья и физической подготовленности человека во многом определяет возможности освоения им всех остальных ценностей и в этом смысле является основой, без которой сам процесс освоения культурных ценностей малоэффективен [5].

В последнее время все больше внимания стало уделяться профессиональной ориентации и довузовской профессиональной подготовке учащихся старших классов [3]. Ведущей учебной деятельностью старшеклассников является учебная деятельность профессиональной ориентации. В старшем школьном возрасте развивается психическое новообразование – это развитие познавательных интересов в избранной области. Теоретическое сознание мышление в дальнейшем становится основой профессиональной деятельности. В этом возрасте характерно расширение интеллектуального и нравственного кругозора, углубление мира внутренних переживаний. Возрастает внимание к таким общественным требованиям как, сформированность нравственных и гражданских качеств, умение ориентироваться в таких формах общественного сознания, как права, нравственность, искусство, наука, умение общаться в различных коллективах. Развить и реализовать свои способности в избранном виде общественно-полезного и профессионального труда [4].

Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6-7 лет до 17-18 лет. В этот период создается фундамент всестороннего физического развития, формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье. По данным ученых, одним из значимых критериев здоровья детей школьного возраста является их физическое развитие. Рост и массу (вес) тела считают наиболее существенными медико-социальными и санитарно-гигиеническими показателями, по которым в определенной мере можно судить как о положительном, так и об отрицательном влиянии условий жизни и факторов окружающей среды на организм ребенка [2].

Все выше перечисленные факторы и условия при определенном их не выполнении, мы считаем, могут влиять на общее состояние и развитие молодежи  уже в более старшем возрастном периоде – студенческом возрасте 19-24 года. Работая в высшем учебном заведении, мы выделяем тот факт, что при поступлении в учебное заведение будущие студенты имеют разное физическое развитие, физическую подготовленность, уровень воспитанности и интеллектуальный уровень развития абитуриента.

Ж.К.Холодов отмечает, что «оптимизация физического развития студентов  должна быть направлена на повышение у них уровня отстающих физических качеств и морфофункциональных показателей…» [2, с.270]. Известно, что возраст человека накладывает определенный отпечаток на его психологию, мотивы поведения, интересы. Учащиеся старших классов, поступающие на факультет физической культуры уже имеют определенный уровень мотивации занятий физической культурой и спортом, стремление получить профессионально-педагогические навыки в сфере физической культуры и спорта и в основном, продолжить после обучения в высшем учебном заведении работу в этой сфере.

В рамках финансирования Гранта «Физическая культура и спорт в общекультурной и профессиональной подготовке студентов-бакалавров в вузе» долгосрочной целевой программы «Основные направления развития образования и науки Тюменской области и конкурса научно-исследовательских проектов среди аспирантов, молодых ученых и научных коллективов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева», студенческим научным кружком «Student’s», состоящим из студентов-бакалавров 2 курса дневной формы обучения (ДФО), было проведено исследование. Оно посвящено выявлению отношения к физической культуре и спорту студентов-бакалавров 1 курса факультета физической культуры (ФФК), поступивших на дневную форму обучения ФФК в 2012-2013 учебном году.

Модифицированный тест Н.В. Барышевой, В.М. Миниярова и М.Г. Неклюдовой состоит из 10 вопросов и трех вариантов ответа (положительного, отрицательного и безразличного) [5], в тестировании принимали участие 23 студента первого курса факультета физической культуры (октябрь 2012г.).  По результатам анкетирования, нами получены следующие результаты. В ответе на один вопросов «Занимаешься ли ты в спортивной секции?» - 100% респондентов ответили «Да», отрицательный и безразличный ответ составили 0%. Можно сказать, что студенты поступали на ФФК целенаправленно, поэтому преимущество положительного ответа, но тогда возникает удивление несоответственных ответов на следующий вопрос теста: «Участвуешь ли ты в спортивных соревнованиях?» - 54,3% ответили, что «Нет», положительный ответ у 45,7%, безразличный ответ 0% опрашиваемых. Почему же так выходит, что студенты, закончившие школу и выбравшие профессию, связанную с работой в тесном контакте с детьми, подросткам, молодежью, взрослым населением и т.д., сами не проявляют инициативу участвовать в мероприятии напрямую связанным с будущей профессией?

В следующем вопросе анкетирования: «Выполняешь ли ты общественные поручения по физической культуре?» - 34,4% респондентов, ответили, что «Если попросят», 65,6% респондентов отвечают положительным ответом, безразличный ответ 0%. Высокий процент выполнения, пусть на первом этапе будет являться - общественное поручение: составить заявку на участие в соревновании, собрать группу  (команду) для участия в спортивном празднике и т.д., является характерным признаком высокой мотивации получения будущей профессии.

В вопросе «Как ты относишься к тем, кто мешает проведению занятий по физической культуре?» - 78,5% ответили что «Я к ним безразличен», «Останавливаю» - 21,55, вариант «Мешаю сам» - 0%. Высокий процент кажущегося «безразличия»  у опрашиваемых, раскрывает нам суть и отрицательного ответа, у которого нулевой процент. В процессе обучения студентов на последующих курсах, нам преподавателям необходимо обратить внимание на этот аспект. В вопросе «Нарушаешь ли ты дисциплину на занятиях физической культурой?» - 54,3% ответили «Иногда», 45,7% опрашиваемых ответили положительным ответом «Нет», безразличного ответа опрашиваемые не представили. При анализе данных ответов, перед нами, преподавателями, а в какой-то мере и перед старшекурсниками факультета физкультуры, стоит очень большая работа в учебной, спортивной и воспитательной работе с первокурсниками.

В результате полученного анкетирования мы наблюдаем отличительные ответы недавних старшеклассников, настоящих студентов. Несмотря на разные ответы, эти же студенты с желанием принимали активное участие в студенческой предметной олимпиаде по дисциплине «История физической культуры и спорта» - «Знатоки Олимпизма - 2012», которая состояла из нескольких номинаций, в том числе  «Портфолио» - самостоятельная работа студента по дисциплине. Так как предметная олимпиада проходила в рамках Гранта «Физическая культура и спорт в общекультурной и профессиональной подготовке студентов-бакалавров в вузе», награждение студентов по результатам олимпиады отличалось особенностью ценности и индивидуальности призов. Каждый получил диплом, ценные подарки, а победителей наградили и медалями.

По мнению профессора Л.П.Матвеева, основным каналом приобщения каждого к физической культуре и одним из важнейших слагаемых системы физического образования человека в обществе служит физическое воспитание. Содержание и формы этого процесса в различные периоды, естественно, изменяются в зависимости от закономерностей возрастного развития [6].

В старшем школьном возрасте, отмечает А.В. Романова, личностным новообразованием является осознание своего места в будущем в виде «жизненной перспективы». Появление такого стремления подготавливается  всем ходом психологического развития ребенка и возникает, когда он начинает осознавать не только свои возможности в разных видах общественно полезной деятельности  (включая учебную деятельность), но и свою роль в системе человеческих отношений, свое место в будущем, определяя свои «жизненные перспективы» в виде выбора профессии. Ответственное отношение к профессиональной подготовке и творчеству к выполнению профессиональных обязанностей служит показателем сформированности основ личности [4].

Следует выделить общую проблему психического развития современного студента на рубеже веков: только тогда устремленность в будущее оказывает благотворное влияние на формирование личности растущего человека, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим [1].

Список литературы:

1. Барышева Н.В., Минияров В.М., Неклюдова М.Г. Основы физической культуры школьника. Учеб. пособие для учителей физической культуры. – Самара, 1994. – 128 с.
2. И.И. Басхаева. К вопросу о личности студента. Материалы I международной научно-практической конференции. 13-14 сентября 2001г. / Под общ. ред. проф. Т.Д. Мироновой, доц. Т.Ц. Дугаровой. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2002. Ч.1. – 220 с.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. (Общие основы ТиМФВ, теоретико-исторические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры). – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
4. Романова А.В. Основы технологии развивающего обучения: Лекции / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта.: СПб., 2000, - 32 с.
5. Физкультурное образование старшеклассников с ориентацией на специальность «Физическая культура и спорт»: Учеб. Пособие / Под общей ред. Г.Д. Бабушкина, Н.С. Ниясовой. – Омск : СибГАФК, 1997, - 112 с.
6. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.  Пособие для студ.высш.учеб.заведений / Ж.К.Холодв, В.С. Кузнецов. -3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: